Афинская демократия
Победа в изнурительных греко-персидских войнах не просто спасла Элладу от порабощения. Она стала мощнейшим толчком, который навсегда изменил сам греческий мир. И в центре этих перемен оказались Афины. Из одного из многих полисов они превратились в бесспорного лидера, в сияющую столицу, чьё политическое устройство, культура и философия на века определили пути развития европейской цивилизации. Именно в V веке до нашей эры афинская демократия, власть народа, достигла своего наивысшего расцвета, неразрывно связанного с именем одного из величайших государственных деятелей античности — Перикла.
На плечах победы: рождение империи
Последствия победы над Персией были не только политическими, но и экономическими. Огромная добыча, выкупы за знатных пленников и масса рабов хлынули в Грецию, способствуя быстрому восстановлению и обогащению. На гребне этой волны Афины, чей флот сыграл решающую роль при Саламине, утвердили своё господство на море.
От союза к державе
Для продолжения борьбы с персами и освобождения греческих городов Малой Азии был создан мощный военный альянс — Афинский морской союз. Изначально это было добровольное объединение равноправных полисов. Его члены должны были либо предоставлять корабли с экипажами, либо вносить в общую казну, хранившуюся на священном острове Делос, денежный взнос — форос. Однако очень скоро Афины из «первого среди равных» превратились в полновластного гегемона. Они начали диктовать свою волю союзникам, подавлять любые попытки выхода из союза и, что самое важное, распоряжаться общей казной по своему усмотрению. В 454 году до н. э. казна союза была перенесена с Делоса в Афины, что символически превратило её в афинскую собственность. Союз фактически стал Афинской морской державой, а взносы союзников — данью, питавшей афинское могущество.
Флот и народ
Возвышение Афин было бы невозможно без флота, а флот, в свою очередь, изменил афинское общество. Основу экипажей многочисленных триер составляли феты — представители беднейшего класса граждан, которые не могли позволить себе дорогое вооружение гоплита. Если раньше исход войны решали тяжеловооружённые пехотинцы, то теперь судьба полиса оказалась в руках простых гребцов. Их военная значимость неизбежно переросла в политическую. Феты, проливавшие кровь за родину, стали требовать и получили полноценные гражданские права, включая право занимать государственные должности. Их голоса в Народном собрании зазвучали весомо, и любой политик теперь был вынужден считаться с мнением простого народа, составлявшего костяк морской мощи Афин.
Архитектура демократии
Афинская демократия времён Перикла была сложной и продуманной системой, в которой власть была разделена между несколькими органами, а участие граждан в управлении было максимальным. Это была прямая демократия, где граждане не выбирали представителей, а непосредственно сами принимали решения.
Народное собрание
Сердцем демократии было Народное собрание (экклесия). Оно собиралось на холме Пникс три-четыре раза в месяц. Право участвовать и голосовать имел каждый взрослый афинский гражданин мужского пола. Именно здесь решались все важнейшие вопросы: принимались и отменялись законы, объявлялась война и заключался мир, утверждался бюджет, избирались высшие должностные лица. Любой гражданин мог выступить и предложить свой законопроект. После того, как все желающие высказывались, проходило открытое голосование поднятием рук. Воля большинства становилась законом для всех.
Совет пятисот и суды
Для повседневной работы и подготовки вопросов для Народного собрания существовал Совет пятисот (буле). Он состоял из 500 граждан старше 30 лет, которые избирались по жребию от каждой территориальной единицы Аттики. Жребий, а не выборы, считался наиболее демократичным способом, так как давал равные шансы всем, независимо от богатства и влияния. Совет занимался текущими делами, контролировал финансы и деятельность должностных лиц.
Огромную роль в жизни афинян играл суд присяжных — гелиэя. Ежегодно по жребию избиралось 6000 судей, которые рассматривали частные иски и уголовные дела. Судебный процесс был состязательным: обвинитель и обвиняемый сами выступали перед судьями, которые голосованием выносили вердикт. Это делало правосудие делом всего народа, а не узкого круга профессионалов.
«Золотой век» Перикла
Хотя демократическая система сложилась не за один день, её расцвет и совершенствование неразрывно связаны с именем Перикла. Аристократ по происхождению, он стал признанным вождём афинского демоса. Благодаря блестящему ораторскому таланту, уму и личной неподкупности, он пользовался таким авторитетом, что его 15 лет подряд избирали на высшую должность стратега.
Реформы и строительство
Главной реформой Перикла, сделавшей демократию по-настоящему всеобщей, было введение платы за исполнение государственных должностей. Теперь бедняк, избранный в Совет или в суд, получал из казны небольшое жалование, которое компенсировало ему потерянный рабочий день. Это позволило тысячам простых граждан реально, а не формально, участвовать в управлении государством.
Перикл также инициировал грандиозную строительную программу, на которую шли огромные средства, в том числе из казны Морского союза. Были возведены так называемые «Длинные стены» — укреплённый коридор, соединявший Афины с портом Пирей, что делало город неприступной морской крепостью. Но главным его детищем стало восстановление Акрополя, разрушенного персами. Под руководством гениального скульптора Фидия были созданы шедевры мировой архитектуры — храмы Парфенон и Эрехтейон, парадные ворота Пропилеи. Это строительство не только прославляло Афины и их богов, но и давало работу тысячам ремесленников, художников и рабочих, обеспечивая их заработком и укрепляя их лояльность демократическому строю.
Ограниченность афинского чуда
Восхищаясь достижениями афинской демократии, важно понимать её ограниченность. Право называться гражданином и участвовать в управлении полисом было привилегией, доступной далеко не всем жителям Аттики.
Круг избранных
Полноправными гражданами считались только взрослые мужчины, у которых и отец, и мать были коренными афинянами. Все женщины, независимо от происхождения, были лишены политических прав. Огромное количество переселенцев из других городов (метеков), которые составляли значительную часть ремесленников и торговцев, также не имели гражданства. И, наконец, в самом низу социальной лестницы находились рабы, которые вообще не считались людьми и составляли, по разным оценкам, до трети всего населения Аттики. Таким образом, в управлении «властью народа» участвовало меньшинство жителей полиса.
Более того, само благополучие и досуг афинских граждан, позволявшие им заниматься политикой и философией, во многом обеспечивались двумя факторами: эксплуатацией союзников по Морской державе и повсеместным использованием рабского труда в ремесленных мастерских, на серебряных рудниках и в домашнем хозяйстве. Афинское демократическое «чудо» имело вполне материальную и весьма суровую основу. Тем не менее, для своего времени это был беспрецедентный прорыв, создавший политическую систему, которая, несмотря на все её противоречия, стала отправной точкой для всей последующей политической мысли Европы.



