Арабские путешественники Средневековья
Когда мы говорим о Средних веках, в сознании часто возникает образ «тёмных времён»: замкнутая, раздробленная Европа, забытые знания античности, примитивные карты, на которых Иерусалим изображён в центре плоского мира, окружённого монстрами. Этот образ во многом справедлив для Западной Европы Раннего Средневековья. Но стоит лишь сместить взгляд немного на юг и восток, и картина меняется кардинально. Там, на огромных пространствах от Испании до границ Индии, раскинулся Арабский халифат — мир, переживавший свой «золотой век». И в этом мире география была не мистическим искусством, а точной, практической и жизненно необходимой наукой. Именно арабские учёные и путешественники сохранили, приумножили и создали самую полную картину мира, какой только могло обладать человечество до эпохи Великих географических открытий.
Три кита арабской географии: вера, торговля и знание
Почему именно в арабском мире произошёл такой всплеск интереса к географии? Этому способствовали три мощных фактора, которые сплелись воедино.
Религия и паломничество
Ислам, в отличие от многих других религий, предписывает путешествие. Хадж — паломничество в священный город Мекку — является одним из пяти столпов веры, обязанностью каждого мусульманина, у которого есть на это силы и средства. Представьте себе: каждый год тысячи людей из Марокко, Персии, Средней Азии и Африки отправлялись в путь, который мог длиться месяцы, а то и годы. Они встречались в караванах, обменивались новостями, рассказывали о своих странах, торговых путях и обычаях. Мекка становилась гигантским информационным центром, а само путешествие — лучшей школой географии. Именно с хаджа начал свой 30-летний путь величайший странник той эпохи, Ибн Баттута.
Торговля и единое пространство
Арабский халифат создал огромное единое экономическое и культурное пространство. Арабский язык был языком науки и торговли от Кордовы до Самарканда. Купеческие караваны могли относительно безопасно пересекать целые континенты. Они шли по Великому шёлковому пути в Китай, пересекали Сахару, чтобы привезти золото и слоновую кость из Западной Африки, а их корабли бороздили весь Индийский океан, добираясь до Индии, Индонезии («островов Пряностей») и африканского побережья. Для купца точная информация о дорогах, городах, источниках воды, местных правителях и товарах была вопросом жизни, смерти и, конечно, прибыли. Поэтому именно купцы часто становились авторами первых подробных путеводителей-«дорожников».
Наследие античности
Третьим и, возможно, важнейшим фактором стало трепетное отношение арабов к научному знанию. В то время как в Европе труды древних греков были по большей части забыты, в Багдаде, в знаменитом «Доме мудрости» («Бейт аль-хикма»), кипела работа. Учёные целенаправленно собирали, переводили на арабский язык и изучали сочинения Аристотеля, Евклида и, что самое важное для географии, Клавдия Птолемея. Его труд «География» стал для арабов настольной книгой. Но они не были простыми копиистами. Арабские учёные, такие как великий математик Аль-Хорезми, проверяли расчёты Птолемея, исправляли его ошибки, уточняли координаты городов и добавляли на карты земли, о которых греки и не подозревали. Они твёрдо знали, что Земля — шар, и даже довольно точно вычислили длину её экватора.
Великие странники и их миры
Теория, создаваемая в тиши кабинетов Багдада и Каира, проверялась и дополнялась практиками — неутомимыми путешественниками, чьи труды стали бесценным источником знаний.
Ибн Фадлан и встреча с русами (X век). Одним из самых ранних и интересных свидетельств является записка Ахмада ибн Фадлана. Он был секретарём посольства багдадского халифа к правителю Волжской Булгарии (государства на территории современного Татарстана). Его путь лежал через суровые земли Средней Азии. В своей книге он оставил уникальные описания жизни и быта огузов, башкир и булгар. Но всемирную известность ему принесло описание встречи с русами — скандинавскими купцами-воинами (варягами), которых он встретил на Волге. Он был поражён их высоким ростом и силой, но шокирован их обычаями. Его подробный и беспристрастный рассказ о погребальном обряде знатного руса, с сожжением в ладье, — один из важнейших исторических источников по истории Древней Руси и викингов.
Аль-Масуди, «арабский Геродот» (X век). Если Ибн Фадлан был дипломатом, то Аль-Масуди был учёным-энциклопедистом, который путешествовал ради самого знания. Он объездил Персию, Индию, Цейлон, Восточную Африку, Египет и Сирию. Он не просто описывал страны, а пытался понять связь между климатом, природой и характером народов, их населяющих. Его главный труд «Промывальни золота и россыпи самоцветов» — это не сухой справочник, а увлекательное повествование, где географические описания перемежаются с историческими анекдотами, рассказами о чудесах и философскими рассуждениями. Он был одним из первых, кто создал комплексное «страноведение», объединив географию, историю и этнографию.
Ибн Баттута, величайший путешественник (XIV век). Абу Абдаллах Мухаммад ибн Баттута — человек, чьё имя стоит в одном ряду с Марко Поло, но чьи странствия были втрое длиннее. В 21 год он отправился из родного Танжера (Марокко) в Мекку, думая, что путешествие займёт чуть больше года. Оно растянулось на 29 лет. За это время он исколесил весь исламский мир и вышел далеко за его пределы.
Его маршрут поражает воображение. После Мекки он исследовал Ирак и Персию. Затем на торговом судне спустился вдоль побережья Восточной Африки до современной Танзании. Вернувшись, он через Малую Азию попал в Крым, во владения Золотой Орды. Вместе с караваном хана Узбека он добрался до Астрахани и даже сопровождал одну из жён хана в её родной Константинополь.
Из ордынских степей он двинулся через Среднюю Азию и Афганистан в Индию. Там, благодаря своей образованности, он семь лет служил судьёй при дворе могущественного делийского султана. Затем, в качестве посла, он отправился в Китай. Его путешествие было полно приключений: он пережил кораблекрушение, нападения пиратов, побывал на Мальдивских островах, Шри-Ланке и Суматре.
Вернувшись на родину, он не смог усидеть на месте и совершил ещё два великих путешествия: в мусульманскую Испанию и через пустыню Сахара в сердце Западной Африки, в богатую империю Мали. За всю свою жизнь он преодолел более 120 000 километров. Все свои воспоминания он продиктовал учёному Ибн Джузаю, и так появилась книга «Рихла» («Путешествие») — величайший памятник географической и этнографической мысли Средневековья.
Карта мира глазами арабов
Что же представлял собой мир на картах арабских географов? Он был гораздо точнее и подробнее европейского. Центром этого мира, конечно, был Аравийский полуостров с Меккой. Карта была ориентирована не на север, как у нас, а на юг (ведь именно на юге от большинства стран халифата находилась главная святыня).
Они прекрасно знали Средиземноморье, Северную и Восточную Африку, Ближний Восток, Персию, Среднюю Азию. Их знания об Индии и Китае были обширны благодаря морской и караванной торговле. Они имели представление о Восточной Европе благодаря контактам с Волжской Булгарией и русами. Африка на их картах не заканчивалась Сахарой — они знали о великих империях Западного Судана и о течении реки Нигер. Индийский океан был для них не загадочным морем, а оживлённым перекрёстком, чьи муссонные ветры они научились мастерски использовать.
Ярчайшим примером их картографии является карта мира, созданная в XII веке географом Аль-Идриси для норманнского короля Сицилии Рожера II. Это была вершина средневековой картографии. Карта, выгравированная на серебряном диске, и 70 её отдельных секций с подробнейшими комментариями давали исчерпывающую картину мира от Англии до Кореи.
Наследие, ушедшее на Запад
«Золотой век» арабской науки закончился в XIII-XIV веках. Монгольское нашествие, разрушившее Багдад, и внутренние распады привели к упадку. Но их наследие не исчезло. Через мусульманскую Испанию и Сицилию труды арабских географов и переведённые ими греческие первоисточники начали проникать в Европу. Именно эти книги, привезённые в Италию, и пробудили в европейцах интерес к дальним странам и забытым знаниям.
Когда португальцы и испанцы в XV веке начали свои поиски морского пути в Индию, они опирались не только на собственные догадки. Они использовали усовершенствованную арабами астролябию, изучали карты, основанные на данных Птолемея, исправленных и дополненных Аль-Идриси и его последователями. Эпоха Великих географических открытий в Европе была во многом подготовлена столетиями кропотливой работы учёных и отважных путешествий странников из мира ислама. Они были тем мостом, который соединил античную географию с географией Нового времени, сохранив и пронеся факел знания через столетия.



