найти
Пароль
войти

Двойственный XVI век во Франции

Двойственный XVI век во Франции

XVI столетие для Франции — это эпоха разительных контрастов, время, которое чётко делится на две половины: светлую и тёмную. Оправившись от бедствий Столетней войны и эпидемий чумы, страна вступала в новый век с огромными надеждами. Первая половина столетия ознаменовалась блеском эпохи Возрождения, укреплением королевской власти и экономическим ростом. Однако вторая половина ввергла Францию в пучину кровопролитных гражданских войн на религиозной почве, которые поставили под угрозу само существование единого государства. Этот двойственный характер века, вместившего в себя и созидание прекрасных замков, и ужасы массовых убийств, и мудрые компромиссы, определил дальнейшую судьбу страны на столетия вперёд.

Золотой век Франциска I

Первая половина XVI века неразрывно связана с правлением короля Франциска I из династии Валуа (1515—1547). Его эпоха стала для Франции временем культурного расцвета и утверждения на международной арене. Сам монарх, высокий и статный, любитель охоты, турниров и изящной словесности, во многом воплощал идеал правителя эпохи Возрождения.

Король-рыцарь и покровитель искусств

Франциск I стремился превратить свой двор в самый блестящий в Европе. Он был страстным коллекционером произведений искусства и покровителем талантов. Именно он пригласил во Францию уже пожилого Леонардо да Винчи, который провёл свои последние годы под королевской защитой. При его дворе работал знаменитый итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. В это время по всей стране, и особенно в долине реки Луары, строились великолепные замки (Шамбор, Фонтенбло), в архитектуре которых готические традиции причудливо сочетались с новыми ренессансными формами. Франциск I понимал, что блеск культуры — это ещё и блеск его власти, поэтому не жалел средств на искусство.

Укрепление абсолютизма

Одновременно с культурным подъёмом при Франциске I происходило и постепенное строительство абсолютной монархии. Король стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Для этого он расширял бюрократический аппарат, набирая на службу образованных юристов и финансистов из числа горожан. Эти «новые люди» были обязаны своим положением лично королю и служили ему более преданно, чем старая родовая знать. Была проведена реформа казначейства, что позволило монарху усилить контроль над доходами и расходами государства. Король всё реже созывал Генеральные штаты, предпочитая управлять страной через свой Королевский совет. Выражение «император в своём королевстве» как нельзя лучше описывало растущую власть и авторитет французского монарха.

Кровавые сумерки: религиозные войны

Идиллическая картина первой половины века сменилась десятилетиями хаоса и братоубийственной войны. Распространение идей Реформации, в первую очередь кальвинизма, раскололо французское общество и привело к одному из самых трагических периодов в истории страны.

Гугеноты против католиков

Французских протестантов, последователей Жана Кальвина, стали называть гугенотами. Реформация во Франции быстро приобрела политический окрас. К новому учению примкнули не только горожане и ремесленники, но и многие представители знати, недовольные усилением королевской власти. Особенно сильны позиции гугенотов были на юге и западе Франции. Противостояние между католическим большинством, возглавляемым могущественным родом герцогов Гизов, и протестантским меньшинством, лидерами которого были представители дома Бурбонов, становилось всё более ожесточённым. Попытки королевской власти, в лице королевы-матери Екатерины Медичи, проводить политику веротерпимости и примирить стороны провалились. В 1562 году резня в Васси, устроенная герцогом де Гизом, стала искрой, из которой разгорелось пламя гражданской войны, продолжавшейся с перерывами более тридцати лет.

Государство в государстве

Религиозные войны были не просто серией сражений, а полномасштабным гражданским конфликтом. Гугеноты, взяв под контроль целые провинции, создали на территории Франции собственную военно-политическую организацию. У них была своя армия, свои командиры (такие, как адмирал де Колиньи), своя система сбора налогов и свои представительные органы. Это было настоящее «государство в государстве», которое не подчинялось Парижу и вело самостоятельную внешнюю политику, ища поддержки у протестантских Англии и германских княжеств. Католики, в свою очередь, создали Католическую лигу, которая опиралась на помощь Испании. Страна оказалась на грани распада.

Генрих IV: путь к примирению

К концу века династия Валуа оказалась в глубочайшем кризисе, который закончился её угасанием. Выход из тупика был связан с именем одного из самых популярных королей в истории Франции — Генриха IV Бурбона.

Король, отвоёвывающий своё королевство

После убийства последнего короля из династии Валуа, Генриха III, в 1589 году, трон по закону перешёл к его ближайшему родственнику — Генриху Наваррскому, лидеру гугенотов. Однако католический Париж и большая часть страны отказались признавать короля-«еретика». Генриху IV пришлось с оружием в руках отвоёвывать собственное королевство. Он был талантливым полководцем и одерживал победы в битвах, но понимал, что одной военной силой Францию не объединить. Страна была истощена до предела: экономика разрушена, поля заброшены, в голодающей столице, по свидетельствам современников, бродили волки. Союз Католической лиги с Испанией грозил Франции потерей независимости.

Компромисс и Нантский эдикт

Генрих IV пошёл на решительный и мудрый шаг. Понимая, что протестантский король не сможет править католической страной, он принял решение сменить веру. В 1593 году он торжественно перешёл в католицизм, произнеся, по легенде, знаменитую фразу: «Париж стоит мессы». Этот шаг открыл ему ворота столицы и позволил примириться с большинством французов и папой римским. Став королём для всех, Генрих IV не забыл и своих бывших единоверцев. В 1598 году он подписал Нантский эдикт — документ, завершивший эпоху религиозных войн. Эдикт предоставлял гугенотам свободу вероисповедания (хотя и с некоторыми ограничениями), равные с католиками гражданские права, доступ ко всем государственным должностям и, что самое важное, около сотни крепостей для самообороны. Это был шедевр политического компромисса, заложивший основы для мирного сосуществования двух конфессий.

Возрождение Франции

Достигнув мира, Генрих IV и его верный соратник, министр-гугенот герцог де Сюлли, принялись за восстановление разорённой страны. Их деятельность была направлена на укрепление государства и повышение благосостояния народа.

Экономика и инфраструктура

Правительство провело реформу налоговой системы, пытаясь облегчить бремя для крестьянства. Огромное внимание уделялось развитию сельского хозяйства. Именно с этой заботой связана легенда о желании Генриха IV, чтобы каждый крестьянин мог позволить себе по воскресеньям курицу в горшке. Началось масштабное строительство и восстановление дорог, мостов и каналов, что способствовало оживлению торговли и укреплению связей между провинциями. Были основаны новые мануфактуры, поощрялось развитие промышленности. Король уделял особое внимание благоустройству Парижа, который при нём начал превращаться в одну из красивейших столиц Европы.

Укрепление государства

Генрих IV и Сюлли продолжили линию на централизацию власти. Была реорганизована армия, усилилась роль «дворянства мантии» — служилых людей, преданных короне. Деятельность короля была направлена на то, чтобы и католическая, и гугенотская аристократия служили не своим религиозным партиям, а единому государству в лице монарха. За годы его правления Франция смогла не только залечить раны, нанесённые гражданской войной, но и вступила в новую эпоху процветания. Двойственный XVI век завершился победой идеи национального единства над религиозной рознью. Франция, пройдя через страшные испытания, вышла из них обновлённой и более сильной, готовой к новым свершениям в наступающем XVII столетии.