Фольклор — устное народное творчество
Представьте себе мир без книг, без интернета, без телевидения. Мир, где долгими зимними вечерами единственным развлечением и источником знаний были истории, рассказанные у очага. Мир, где каждое событие в жизни человека — от рождения до свадьбы, от посева до сбора урожая — сопровождалось особыми песнями, обрядами и ритуалами. Этот мир не выдумка. Это колыбель, в которой родилось и выросло одно из величайших сокровищ человечества — фольклор.
Значение слова «фольклор» и есть ли у фольклора автор
Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка и состоит из двух частей: folk, что означает «народ», и lore — «мудрость, знание». Таким образом, фольклор — это устное народное творчество, совокупность знаний, верований, традиций и искусства, созданных народом и передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.
В отличие от литературы, у которой всегда есть конкретный автор, фольклор анонимен. Невозможно сказать, кто первым придумал сказку о Колобке или сочинил колыбельную. Автор фольклорного произведения — народ. Каждый рассказчик или певец, передавая сказку или песню дальше, мог что-то добавить от себя, что-то изменить, приспособить к новой ситуации. Поэтому у фольклорных произведений существует вариативность — множество версий одной и той же истории или песни. Это живое, постоянно меняющееся творчество, отшлифованное временем и талантом сотен безымянных творцов.
Калейдоскоп жанров: из чего состоит фольклор?
Устное народное творчество невероятно богато и разнообразно. Оно охватывает все стороны жизни человека. Условно его можно разделить на несколько крупных жанровых групп.
Мифология — начало начал
В основе любого фольклора лежат мифы. Это священные сказания о сотворении мира и человека, о богах, героях и сверхъестественных существах. Миф для древнего человека был не просто сказкой, а способом объяснить окружающий мир: почему гремит гром (это славянский бог Перун мчится по небу на своей колеснице), почему солнце каждый день восходит и заходит, откуда взялись болезни и смерть.
В Древней Греции мифы рассказывали о могущественных олимпийских богах во главе с Зевсом и о подвигах героев, таких как Геракл или Прометей, подаривший людям огонь. В Скандинавии верили, что мир был создан из тела великана Имира, а смелые воины-викинги поклонялись Одину и Тору. А у наших предков, древних славян, был свой пантеон богов: Сварог — бог-кузнец, Велес — покровитель скота и мудрости, Макошь — богиня судьбы и плодородия.
Мифы — это ключ к пониманию мировоззрения целых народов.
Эпос — героическая летопись народа
Когда племена объединялись в государства и начинали осознавать себя как единый народ, рождался эпос — монументальные героические сказания о славном прошлом. Эпос воспевает подвиги богатырей, защищающих свою землю, мудрость правителей и важные исторические события (пусть и приукрашенные фантазией рассказчиков).
Самым известным русским эпосом являются былины. Их главные герои — могучие богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, стоящие на страже Киевской Руси при князе Владимире Красное Солнышко. Былины исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей сказителями-гуслярами.
У финского народа есть эпос «Калевала», повествующий о сотворении мира и приключениях героев в волшебной стране Похъёле. В Киргизии гордятся величайшим в мире эпосом «Манас», который по объему превосходит «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые и рассказывает о жизни и подвигах легендарного воина. Во Франции в Средние века пели «Песнь о Роланде» — героическую поэму о доблестном рыцаре Карла Великого.
Эпос — это визитная карточка нации, ее след в истории мировой культуры.
Сказка — мудрость в волшебной обертке
Пожалуй, самый любимый и известный жанр фольклора — это сказка. В отличие от мифа, который воспринимался как истина, и былины, основанной на исторических событиях, сказка всегда осознавалась как вымысел. «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин, и в этом вся суть.
Сказки бывают трёх основных видов:
Волшебные сказки
Их мир полон чудес. Главный герой — часто младший из трёх братьев или падчерица — отправляется в опасное путешествие, встречает Бабу-Ягу, сражается с Кощеем Бессмертным или Змеем Горынычем. Ему помогают волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. И чудесные существа — Серый волк, Сивка-Бурка. Несмотря на все испытания, герой всегда побеждает зло и получает награду.
Сказки о животных
В этих сказках главные герои — животные, которые ведут себя как люди: хитрят, обманывают, дружат, ссорятся. В русском фольклоре это — хитрая Лиса, глупый Волк, трусливый Заяц и сильный, но простодушный Медведь. Эти сказки в иносказательной форме высмеивают человеческие пороки.
Бытовые сказки
Здесь нет волшебства. Главные герои — простой солдат, ловкий мужик или бедняк, которые силой своего ума и смекалки побеждают жадных и глупых господ, попов или купцов. Эти сказки отражают народные представления о справедливости.
Интересно, что сюжеты многих сказок являются «бродячими». История о Золушке, например, существует у десятков народов мира, от России до Китая, лишь с небольшими культурными отличиями. Это говорит о том, что мечты о справедливости и счастье — общие для всего человечества.
Малые жанры — россыпи народной мудрости
Кроме крупных произведений, существует огромное количество малых фольклорных жанров, которые сопровождают нас с самого детства.
Колыбельные песни
Первое, что слышит ребёнок. Их нежная мелодия и спокойный ритм убаюкивают, а текст часто содержит элементы заговора-оберега, защищающего малыша от злых сил.
Пословицы и поговорки
Краткие, меткие изречения, выражающие народную мудрость. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь — один отрежь». Это своего рода моральный кодекс народа, правила жизни, проверенные веками.
Загадки
Учат мыслить образно, подмечать скрытые свойства предметов и явлений. «Висит груша — нельзя скушать» (лампочка). «Зимой и летом одним цветом» (ёлка).
Песни
Отражают всю палитру человеческих чувств и событий. Бывают обрядовые (связанные с праздниками, как колядки на Рождество или песни на Масленицу), трудовые (помогавшие организовать коллективный труд), лирические (о любви и разлуке), солдатские, исторические.
Фольклор в жизни человека: не просто развлечение
Древний человек не разделял искусство и жизнь. Фольклор был не просто развлечением, а важнейшим инструментом организации жизни общества.
Календарно-обрядовый фольклор был тесно связан с годовым циклом сельскохозяйственных работ. Зимой пели колядки, желая хозяевам дома богатого урожая и приплода скота, за что получали угощение. Весной «закликали» птиц и тепло специальными песнями-веснянками. Летом, в день Ивана Купалы, водили хороводы, прыгали через костры, гадали — эти обряды должны были обеспечить плодородие земли. Осенью праздновали сбор урожая. Весь год был расписан, и каждый праздник радовал своими песнями, играми и ритуалами.
Семейно-бытовой фольклор сопровождал человека на всех этапах его жизни. Рождение ребёнка отмечалось родильными песнями. Свадьба была целым спектаклем со своими ролями: сваты, дружки, невеста, которая должна была причитать, прощаясь с родным домом. Похороны также сопровождались специальными плачами-причитаниями. Фольклор помогал человеку пережить самые важные и эмоционально насыщенные моменты жизни, предоставляя готовые модели поведения.
Фактически, фольклор был первой «энциклопедией» и «учебником жизни». Через сказки дети узнавали, что такое добро и зло. Через былины — что такое патриотизм и мужество. Через пословицы — усваивали житейскую мудрость. Через песни — учились выражать свои чувства.
Путешествие по миру: фольклорное многообразие
Каждый народ создавал свой уникальный фольклор, отражающий его историю, географию, характер и верования.
Япония
Японский фольклор наполнен уважением к природе и верой в бесчисленных духов — ёкай. Это и водяной каппа, который может утащить зазевавшегося путника в реку, и хитрая лиса-оборотень кицунэ. Особый жанр — кайдан, страшные истории о призраках и сверхъестественных явлениях, которые принято рассказывать летними ночами, чтобы «остыть» от страха.
Страны Африки
В фольклоре многих африканских народов огромную роль играет фигура трикстера — хитреца и обманщика. Самый известный из них — паук Ананси. В своих историях он постоянно обводит вокруг пальца сильных, но глупых зверей, вроде тигра или слона. Рассказывание историй в Африке — это целое искусство, которым владеют специальные сказители-гриоты, они не просто говорят, а поют, играют на музыкальных инструментах и вовлекают в действо всех слушателей.
Коренные народы Америки (индейцы)
Их фольклор неразрывно связан с природой, которую они обожествляют. Мифы рассказывают о сотворении мира из глины, о тотемных животных — предках племени. У многих племён есть свои трикстеры — Койот или Ворон, которые одновременно и создают мир, и устраивают в нём всяческие проказы, уча людей на своих ошибках.
Ирландия
Ирландский фольклор — это волшебный мир сидов (эльфов и фей), живущих в холмах, коварных лепреконов, прячущих горшочки с золотом, и героических саг о подвигах воина Кухулина. Этот фольклор пропитан кельтской мифологией и особой, немного меланхоличной красотой.
Несмотря на все различия, в фольклоре разных народов можно найти много общего: мотивы борьбы добра со злом, образы мудрых старцев и прекрасных дев, истории о героях, отправляющихся в иные миры. Это говорит о том, что у всех людей на Земле, где бы они ни жили, есть общие ценности, страхи и надежды.
Жив ли фольклор сегодня?
Может показаться, что в наш век технологий и информации фольклору нет места. Но это не так. Он не умер, а лишь изменил свои формы.
Во-первых, классический фольклор продолжает жить благодаря своему влиянию на профессиональное искусство. Великие русские писатели А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь черпали вдохновение в народных сказках и легендах. Композиторы Н.А. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка») и М.И. Глинка («Руслан и Людмила») использовали народные мелодии в своих операх. Художник В.М. Васнецов на своих полотнах оживил образы Алёнушки, Ивана-царевича и трёх богатырей.
Во-вторых, рождается современный городской фольклор. Его жанры вам хорошо знакомы:
Городские легенды
Страшные истории о Пиковой даме, которую можно вызвать перед зеркалом, о Чёрной Волге, увозящей детей, о призраках в заброшенных зданиях.
Анекдоты
Короткие смешные истории, которые, как и сказки, анонимны и существуют во множестве вариантов.
Детский фольклор
Считалочки («На златом крыльце сидели…»), дразнилки, «садистские стишки», страшилки («В одном чёрном-чёрном городе…»).
Интернет-фольклор
Сегодня интернет стал новой средой для фольклора. Мемы, сетевые «страшилки» (крипипаста) обладают всеми признаками фольклорного произведения: анонимность, вариативность, устная (цифровая) форма передачи.
Заключение: Фольклор, как бесконечная книга мудрости
Фольклор — это не просто сборник старинных текстов. Это живая душа народа, его память, его система ценностей. Изучая былины, мы узнаём о героическом прошлом нашей страны. Вслушиваясь в народные песни, мы понимаем, что волновало наших предков. Читая сказки, мы прикасаемся к вековой мудрости, которая учит нас быть смелыми, добрыми, честными и никогда не сдаваться.
Это бесконечная книга, написанная не одним человеком, а миллионами голосов на протяжении тысячелетий. И пока люди рассказывают друг другу истории, поют песни и делятся шутками, эта книга будет пополняться новыми страницами, связывая прошлое, настоящее и будущее.



