Географические открытия викингов
Когда мы слышим слово «викинг», в воображении чаще всего возникает образ сурового бородатого воина в шлеме (кстати, без рогов — их придумали оперные художники в XIX веке), с топором в руке, сходящего с борта ладьи с головой дракона на берег беззащитного монастыря. Этот образ не лишён правды. Эпоха викингов (примерно с конца VIII по середину XI века) действительно была временем жестоких набегов, державших в страхе всю Европу. Но сводить историю этих «северных людей» лишь к грабежу — значит видеть только одну, пусть и самую яркую, сторону их сложной натуры.
Викинг был не только воином. Он был торговцем, ремесленником, фермером и, что самое главное для нашего рассказа, — отважным мореплавателем и первооткрывателем. Движимые жаждой славы, богатства или просто поисками нового дома, они на своих удивительных кораблях раздвинули границы известного мира так, как до них не осмеливался никто из европейцев. Их географические открытия — это не просто точки на карте, а захватывающая сага о человеческой смелости, выносливости и умении читать великую книгу природы: океан.
Почему они ушли? Три силы, толкнувшие викингов в море
Чтобы понять, почему целые поколения скандинавов вдруг устремились за горизонт, нужно взглянуть на их родину.
Первая сила — земля. Скандинавский полуостров — край суровой красоты. Скалистые горы, густые леса и холодные фьорды оставляли не так много места для земледелия. Каменистая почва и короткое лето не позволяли собирать богатые урожаи. Со временем население росло, а плодородной земли на всех не хватало. Особенно остро это чувствовали младшие сыновья в семьях, которые по закону не наследовали отцовскую ферму. Для них уход в море — в торговый или военный поход — был единственным шансом обрести богатство и собственную землю.
Вторая сила — политика. В IX-X веках в Скандинавии начался процесс централизации власти. Могущественные конунги (короли), такие как Харальд Прекрасноволосый в Норвегии, подчиняли себе мелких вождей (ярлов), заставляя их платить налоги и признавать свою верховную власть. Многие гордые и независимые ярлы, не желавшие никому подчиняться, предпочитали сесть на корабли и уйти со своими людьми в поисках новых, свободных земель, где они могли бы жить по старым законам.
Третья, и главная, сила — корабль. Все амбиции викингов остались бы лишь мечтами, если бы у них не было выдающегося технологического преимущества — совершенного корабля. Знаменитый драккар, «драконий корабль», был шедевром судостроения. Длинный, узкий и быстрый, он идеально подходил для внезапных набегов. Но для колонизации и дальних плаваний викинги использовали другой тип судна — кнорр. Это был более широкий и вместительный корабль, настоящий «морской грузовик» своей эпохи. Он мог взять на борт не только воинов, но и их семьи, скот, семена и домашнюю утварь.
Конструкция этих кораблей была уникальна. Гибкий корпус, собранный из досок внахлёст (клинкерная обшивка), позволял судну «играть» на волнах, а не ломаться под их ударами. Малая осадка давала возможность подходить вплотную к любому берегу и заходить далеко вверх по течению рек. А большой прямоугольный парус в сочетании с вёслами делал их быстрыми и маневренными. Этот корабль был ключом, открывшим для викингов весь мир.
Искусство навигации: как найти путь без компаса
Но иметь хороший корабль — это полдела. Как проложить на нём путь через бескрайний океан, где на сотни километров вокруг нет ни единого клочка земли? У викингов не было компаса (он появился в Европе гораздо позже) и современных карт. Их навигация была настоящим искусством, основанным на вековом опыте и невероятной наблюдательности.
Вдоль берегов они практиковали каботажное плавание, не теряя землю из вида. Но их истинное величие проявилось в плаваниях через открытый океан. Днём они ориентировались по положению Солнца, используя для этого простой, но эффективный прибор — солнечный диск. Ночью их главной путеводной нитью была Полярная звезда. В пасмурную погоду, когда светила были скрыты, в ход шли другие методы. Они умели определять направление по преобладающим ветрам и океанским течениям. Они наблюдали за полётом птиц: если чайки или бакланы летели в определённом направлении утром и возвращались вечером, значит, где-то там была земля. Появление китов также могло указывать на близость богатых кормом прибрежных вод. Есть также гипотеза, что они использовали «солнечный камень» (вероятно, кристалл исландского шпата), который позволял определять положение Солнца даже сквозь плотную облачность.
Шаг за шагом на Запад: путь к новым мирам
Географические открытия викингов не были единичным рывком. Это был последовательный, поэтапный процесс, настоящее «прощупывание» Северной Атлантики.
Шаг первый: Исландия, «Ледяная страна». Уже в начале IX века викинги начали осваивать Фарерские и Шетландские острова. Следующим логичным шагом стала Исландия. Согласно сагам, её случайно открыл норвежец Наддод, которого штормом унесло от Фарер. Но первым, кто сознательно попытался там поселиться, был Флоки Вильгердарсон. Он провёл там суровую зиму и, увидев весной фьорд, забитый льдом, в сердцах назвал остров Исландией — «Ледяной страной». Несмотря на такое неприветливое название, с конца IX века началась массовая колонизация Исландии норвежцами, бежавшими от власти Харальда Прекрасноволосого. Здесь они основали уникальное общество без короля, где все вопросы решались на общем собрании — альтинге, старейшем парламенте в мире. Исландия стала для викингов второй родиной и трамплином для дальнейшего прыжка на запад.
Шаг второй: Гренландия, великий маркетинговый ход. История открытия Гренландии неразрывно связана с одной из самых ярких личностей эпохи викингов — Эриком Рыжим. Это был человек неукротимого нрава. За убийство он был изгнан из Норвегии, а затем, уже за новое убийство, изгнан на три года из Исландии. Вместо того чтобы смириться, Эрик решил проверить слухи о земле, которую видели к западу от Исландии. Около 982 года он на своём корабле достиг берегов огромного острова. Три года он исследовал его юго-западное побережье, где в защищённых от ветра фьордах летом действительно зеленела трава.
Вернувшись в Исландию, Эрик начал набирать колонистов для переселения. И здесь он проявил себя не только как отважный мореход, но и как гениальный «маркетолог». Он назвал открытую им землю, на 80% покрытую вечным ледником, Гренландией — «Зелёной землёй». Он прекрасно понимал, что в землю с таким названием люди поедут куда охотнее. Его расчёт оправдался. За ним последовали 25 кораблей с переселенцами. Они основали два поселения — Восточное и Западное, которые просуществовали почти 500 лет, занимаясь скотоводством и охотой на моржей, чьи клыки очень ценились в Европе.
Шаг третий: Винланд, заря Америки. Гренландия была пределом, но не концом пути. Однажды, как повествует сага, корабль купца по имени Бьярни Херьольфссон, плывший из Исландии в Гренландию, попал в шторм и сбился с курса. Его унесло далеко на юго-запад, и команда увидела на горизонте неизвестные холмистые земли, покрытые лесом. Бьярни был осторожным человеком и не стал высаживаться, а повернул на северо-восток и в итоге нашёл Гренландию.
Однако его рассказ взбудоражил умы гренландских викингов. Сын Эрика Рыжего, Лейф Эйриксон, выкупил у Бьярни его корабль и около 1000 года отправился по его маршруту, но в обратном порядке. Экспедиция Лейфа открыла три новые земли. Первую, скалистую и безжизненную, он назвал Хеллуланд — «Страна плоских камней» (вероятно, Баффинова Земля). Вторую, лесистую, он назвал Маркланд — «Лесная страна» (вероятно, полуостров Лабрадор). Наконец, добравшись до третьей земли, самой южной, они обнаружили мягкий климат, богатые пастбища, реки, полные лосося, и, что самое поразительное, заросли дикого винограда. Лейф назвал эту землю Винланд — «Виноградная страна».
Здесь викинги основали небольшое поселение и провели зиму. В последующие годы было предпринято ещё несколько попыток колонизации Винланда. Однако все они закончились неудачей. Главной причиной стали конфликты с коренным населением, которых викинги называли «скрелингами». Малочисленные пришельцы не смогли закрепиться на враждебной им земле и в итоге покинули Америку.
Долгое время рассказы саг о Винланде считались лишь красивой легендой. Но в 1960 году на севере канадского острова Ньюфаундленд, в местечке Л’Анс-о-Медоуз, норвежские археологи Хельге и Анна Ингстад раскопали остатки поселения викингов. Они нашли фундаменты длинных домов, кузницу с горном для выплавки железа и предметы, безошибочно указывающие на их скандинавское происхождение. Легенда стала доказанным историческим фактом.
Наследие: почему открытие Колумба изменило мир, а открытие Лейфа — нет?
Открытие Америки викингами — поразительное достижение. Но почему оно не имело таких глобальных последствий, как плавание Колумба 500 лет спустя? Причин несколько.
Во-первых, это была частная инициатива отдельных семей, а не государственная политика. У Лейфа не было за спиной мощи объединённого королевства, как у Колумба.
Во-вторых, у викингов не было огнестрельного оружия и лошадей, которые давали испанцам решающее преимущество над индейцами. Их столкновение со «скрелингами» было борьбой примерно равных по силе противников, в которой численное превосходство было на стороне коренных жителей.
В-третьих, не было экономического стимула. Винланд был далёк, а торговые пути в Европу были долгими и опасными. Проще было торговать с Европой из Гренландии.
И, наконец, самое главное — информационная блокада. В XI веке не было книгопечатания. Новости о плавании Лейфа остались достоянием узкого круга исландцев и гренландцев, сохранившись лишь в рукописных сагах. Весть же об открытии Колумба благодаря печатному станку за несколько лет облетела всю Европу.
Тем не менее, подвиг викингов неоспорим. Они были не просто грабителями, а народом, который видел в океане не преграду, а дорогу. Они расширили границы ойкумены — известного обитаемого мира — от берегов Волги до ледников Гренландии и лесов Северной Америки. Их паруса, ловившие ветер над ледяными волнами Атлантики, несли не только страх, но и неукротимый дух исследования, который навсегда вписал их имена в великую книгу географических открытий человечества.



