Хозяйство и общество средневекового Китая
Средневековый Китай представлял собой целый мир, разительно отличавшийся от Европы того же периода. Если на Западе после падения Рима царила феодальная раздробленность, то китайская цивилизация, несмотря на периоды смут и упадка, всегда стремилась к единству под властью одного правителя. Основой этого единства была уникальная и чрезвычайно устойчивая общественная и хозяйственная структура, которая формировалась на протяжении тысячелетий. В центре этой структуры находились трудолюбивый крестьянин, искусный ремесленник и образованный чиновник, а венчал всю пирамиду обожествляемый император, «Сын Неба».
Основы процветания: земля и труд
Экономика Китая была аграрной. Именно земля и люди, ее обрабатывающие, составляли фундамент могущества «Поднебесной империи». Географические условия, в частности великие речные долины Хуанхэ и Янцзы, способствовали развитию земледелия, которое, однако, требовало от человека колоссальных усилий и коллективного труда.
Крестьянский мир
Подавляющее большинство населения страны составляли крестьяне. Их жизнь была тяжела и полностью зависела от капризов природы и требований государства. Китайские земледельцы за века научились максимально эффективно использовать каждый клочок земли. Они создавали сложнейшие ирригационные системы для полива полей, особенно для выращивания риса на юге страны, строили дамбы для защиты от разрушительных наводнений, террасировали горные склоны, превращая их в пахотные угодья. Помимо риса, они выращивали пшеницу, просо, чайные кусты, сахарный тростник, тутовые деревья для разведения шелкопряда, а также разнообразные овощи и фрукты.
Крестьянское хозяйство было главной ячейкой общества, но оно несло на себе и основное бремя государственных повинностей. Крестьяне были обязаны платить налоги, причем в двойной форме: частью урожая и деньгами. Кроме того, они отбывали трудовую повинность, участвуя в грандиозных государственных проектах — строительстве участков Великой стены, прокладке дорог и каналов. Именно их труд обеспечивал процветание империи, кормил города, армию и разветвленный чиновничий аппарат.
Искусство ремесленников
Китайские города были средоточием ремесла, достигшего в Средние века невероятных высот. Китайские мастера славились на весь мир. Их продукция была не просто товаром, а настоящим произведением искусства. Важнейшими отраслями были:
- Шелкоткачество. Секрет производства шелка был одной из главных государственных тайн.
- Производство фарфора. Технология изготовления тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики также строго охранялась.
- Лаковое производство. Шкатулки, посуда и мебель, покрытые многими слоями цветного лака с искусной резьбой, ценились на вес золота.
- Металлургия и обработка металлов. Китайские мастера умели производить качественную сталь и создавать изящные изделия из бронзы и драгоценных металлов.
Ремесленники, как и крестьяне, платили налоги деньгами и своими изделиями. Их продукция шла не только на внутренний рынок и ко двору императора, но и составляла основу китайского экспорта по Великому шелковому пути и морским торговым маршрутам.
«Поднебесная империя»: структура власти
Китайская модель государства была уникальной. Во главе этой сложной системы стоял император, чья власть считалась абсолютной и священной. Он носил титул «Сын Неба», что подчеркивало его божественное право на управление «Поднебесной империей».
Император и чиновники
Опорой трона и главным инструментом управления был не класс наследственных аристократов-феодалов, как в Европе, а огромный штат профессиональных чиновников, или бюрократии. Эти люди, называемые «мандаринами», осуществляли всю административную работу в стране: собирали налоги, вели учет земель и населения, следили за состоянием дорог и каналов, вершили суд. За свою службу они получали от государства жалование и земельные наделы, доход с которых обеспечивал их существование.
Уникальная система экзаменов
Самой поразительной чертой китайской государственной системы был способ формирования этого чиновничьего класса. Чтобы занять должность, нужно было не знатное происхождение, а знания. В Китае была разработана и доведена до совершенства система государственных экзаменов. Теоретически, любой свободный мужчина мог попытаться сдать их. Экзамены были многоступенчатыми и невероятно сложными. Они требовали от кандидатов досконального знания классических философских и исторических текстов, в первую очередь трудов мудреца Конфуция, а также умения писать сочинения и стихи на заданные темы. Высший экзамен проходил в столице, и его успешная сдача открывала путь к вершинам власти.
Эта система имела колоссальные последствия для китайского общества. Во-первых, она создавала слой высокообразованных управленцев, объединенных общей культурой и идеологией. Во-вторых, она ослабляла влияние наследственной знати, так как ее представителям тоже приходилось доказывать свое право на власть путем сдачи экзаменов. В-третьих, она служила мощным «социальным лифтом». Хотя на практике дорогостоящая подготовка была доступна в основном состоятельным семьям, существовала и возможность для талантливого выходца из низов пробиться наверх. Иногда целая деревня собирала деньги, чтобы выучить одного одаренного мальчика в надежде, что, став большим чиновником, он поможет своим землякам. Эта система обеспечивала стабильность и преемственность китайского государства на протяжении многих веков.



