Испанская колониальная империя
После завоеваний Кортеса и Писарро Испания стала владычицей огромных территорий в Новом Свете, превратившись в первую в истории империю, «над которой никогда не заходит солнце». Испанские короли объявили все завоёванные земли своими личными владениями, а их коренных жителей — своими подданными. Это положило начало созданию жёсткой иерархической системы, целью которой было одно — максимальное обогащение метрополии за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Эпоха Конкисты сменилась эпохой колониального управления, которая на три столетия определила судьбу десятков миллионов людей и навсегда изменила экономический и политический ландшафт всего мира.
Система управления и эксплуатации
Испанская колониальная система была строго централизованной. Вся власть исходила от короля и Совета по делам Индий в Мадриде. На местах же гигантскими территориями управляли вице-короли, обладавшие почти монаршими полномочиями. Вся жизнь колоний была подчинена интересам Испании.
Экономика: серебро и монополия
Главным двигателем испанской колониальной экономики стало серебро. В середине XVI века в Верхнем Перу (современная Боливия) были открыты богатейшие в мире серебряные рудники Потоси. Вскоре этот город превратился в один из крупнейших в мире, а его рудники давали около половины всей мировой добычи серебра. Это несметное богатство добывалось каторжным, принудительным трудом индейцев, которые тысячами гибли в шахтах от непосильной работы, обвалов и отравления ртутью. Добытое серебро и золото стало кровью Испанской империи, на которую содержалась огромная армия, велись войны в Европе и строились роскошные дворцы.
Чтобы ни одна монета не прошла мимо казны, Испания установила жесточайшую торговую монополию. Колониям было запрещено торговать с кем-либо, кроме самой Испании, и даже между собой. Все товары должны были идти через строго определённые порты (Севилья, а затем Кадис в Испании; Веракрус, Картахена, Портобело в Америке). Эта система позволяла метрополии завышать цены на свои товары и занижать на колониальные, получая колоссальную прибыль. Для перевозки сокровищ через Атлантику была создана система «серебряных флотов» — конвоев из тяжело вооружённых кораблей-галеонов, которые раз в год отправлялись в Европу. Эти флотилии были самой желанной добычей для пиратов и врагов Испании.
Колониальное общество: кастовая пирамида
Общество в испанских колониях было построено по принципу жёсткой расовой иерархии. Положение человека определялось не столько его богатством, сколько «чистотой крови».
Вершина пирамиды: испанцы и креолы
На самом верху социальной лестницы находились чистокровные испанцы. При этом они делились на две группы, между которыми существовала пропасть:
Пенинсуларес — «полуостровитяне», уроженцы Испании. Только они могли занимать высшие административные, военные и церковные посты в колониях. Они были временщиками, приезжавшими, чтобы поруководить, обогатиться и вернуться домой.
Креолы — чистокровные потомки испанцев, родившиеся уже в Америке. Многие из них были очень богаты, владели огромными поместьями и рудниками, но были лишены доступа к высшей власти. Это вызывало у них глухое недовольство и со временем превратило их в главную силу в борьбе за независимость.
Нижние ступени: метисы, мулаты, индейцы и рабы
Ниже белой элиты располагались многочисленные группы смешанного населения. Поскольку испанцы приезжали в основном без женщин, смешанные браки и союзы были обычным делом. Потомки от браков испанцев и индейцев назывались метисами, а от браков испанцев и привезённых из Африки негров — мулатами. Они были свободными людьми, но их права были ограничены. Они не могли занимать чиновничьи должности и становиться священниками.
Ещё ниже стояли индейцы. Формально, после вмешательства священника Бартоломе де Лас Касаса, их запретили обращать в рабство и объявили подданными короля. На практике же они были обязаны отбывать трудовую повинность (миту) на рудниках и в поместьях, что часто было немногим лучше рабства, и платить тяжёлые налоги. На самой нижней ступени находились негры-рабы, завезённые из Африки. Они считались имуществом, «говорящими орудиями», и их жизнь не стоила ничего.
Идеология и культура: насаждение нового мира
Колонизация была не только военным и экономическим, но и культурным процессом. Испанцы стремились полностью перекроить мир покорённых народов по своему образу и подобию.
«Апостол индейцев» и спор о душе
Жестокость Конкисты вызвала споры даже среди самих испанцев. Для оправдания порабощения индейцев выдвигалась бесчеловечная теория о том, что они не являются полноценными людьми, потомками Адама и Евы, а значит, не имеют души. Против этой теории яростно выступил доминиканский монах Бартоломе де Лас Касас. Бывший плантатор, ставший свидетелем зверств, он посвятил жизнь защите индейцев. Он доказывал, что они — разумные существа, способные принять христианство. Под его влиянием Папа Римский в итоге официально признал индейцев людьми, а испанский король издал «Новые законы», ограничивавшие эксплуатацию коренного населения. Эти законы часто нарушались, но сам факт их появления был важен.
Разрушение и созидание
Приход испанцев означал гибель для древних цивилизаций. Их храмы были разрушены, произведения искусства переплавлены в слитки, а письменность уничтожена. Насаждалось католичество, а местные верования жестоко преследовались. Вместе с язычеством ушла в прошлое и практика человеческих жертвоприношений, распространённая у ацтеков. На руинах индейских городов выросли новые, построенные по европейскому образцу. Испанцы привезли в Америку лошадей, коров, овец, пшеницу, виноград. Они же основали первые на континенте университеты (в Мехико и Лиме) и типографии. Так, на крови и обломках древних культур рождался новый, латиноамериканский мир.
Закат империи: корсары и конкуренты
В XVII веке колоссальная, но неповоротливая Испанская империя начала испытывать всё больше проблем. Её могущество подтачивали как изнутри, так и снаружи.
Пиратская угроза
Торговая монополия и потоки серебра вызывали зависть у других европейских держав — Англии, Франции, Голландии. Не решаясь на открытую войну, они поощряли деятельность корсаров — «государственных пиратов», которые с разрешения своих правительств нападали на испанские корабли и города. Карибское море превратилось в арену настоящей войны. Такие корсары, как англичанин Фрэнсис Дрейк, наносили огромный урон испанской торговле. Дрейк не только грабил порты, но и совершил дерзкий рейд в Тихий океан, захватив корабль с перуанским серебром и совершив второе в истории кругосветное путешествие. По возвращении королева Елизавета I демонстративно посвятила его в рыцари, показав Испании, на чьей она стороне. Постоянные атаки корсаров заставляли Испанию тратить огромные средства на охрану флотов и ослабляли её экономику.
К концу XVII века сама Испания пришла в упадок. Войны в Европе, неэффективное управление и поток «лёгкого» серебра, которое не вкладывалось в развитие собственного производства, подорвали её мощь. В это же время на морях появились новые, более сильные «владыки» — Англия, Франция и Голландия, которые начали активно отбирать у Испании её колониальные владения. «Золотой век» Испании подходил к концу, но созданная ею империя и заложенные в ней противоречия ещё надолго определили будущее Латинской Америки.



