История Нового времени: Государство Старого порядка
Представьте себе старинный, величественный замок. Его фасады украшены гербами, башни устремлены в небо, а внутри — огромные залы, гобелены и портреты предков. Но если присмотреться, станет видно, что фундамент просел, в стенах пошли трещины, а сложная система водостоков давно проржавела и не справляется с дождем. Владелец замка стоит перед выбором: либо начать капитальный, болезненный ремонт, либо ждать, пока здание однажды не рухнет. Примерно в таком положении в XVIII веке оказались многие европейские монархии, известные как государства «Старого порядка» (Ancien Régime). А попытка «отремонтировать» их, не разрушая до основания, вошла в историю как эпоха Просвещенного абсолютизма.
Что такое «Старый порядок» и почему он трещал по швам?
Термин «Старый порядок» родился во Франции, но он точно описывает ситуацию в большинстве стран континентальной Европы до революционных потрясений конца XVIII века. Это была система, державшаяся на трех китах.
Абсолютная монархия
Власть короля считалась божественной по происхождению и не была ограничена никакими законами или представительными органами, как, например, парламент в Англии. «Государство — это я!» — фраза, приписываемая французскому королю Людовику XIV, идеально отражает суть абсолютизма. Монарх был верховным судьей, главнокомандующим и единственным источником закона.
Сословное общество
Все население делилось на три сословия. Первое — духовенство, второе — дворянство. Эти два сословия были привилегированными. Они владели большей частью земли, занимали все ключевые посты в армии и управлении, а главное — были освобождены от уплаты основных налогов. Третье сословие составляло подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, торговцы, банкиры, юристы. Именно на их плечи ложилось все бремя содержания государства, армии и роскошной жизни двора.
Архаичная экономика и управление
Государство представляло собой лоскутное одеяло из провинций со своими законами, обычаями, мерами веса и длины. Внутренние таможни мешали торговле. Цеховые правила сковывали развитие промышленности. Налоговая система была запутанной и крайне несправедливой, что вело к постоянному дефициту казны.
К середине XVIII века эта система исчерпала себя. Постоянные войны требовали колоссальных денег, а взять их было неоткуда — привилегированные сословия не платили, а третье было уже не в силах нести растущее бремя. Государственный аппарат был неповоротлив, коррумпирован и неэффективен. На этом фоне в умах европейцев зарождалась новая, мощная сила — Просвещение.
Философы входят во дворцы
Эпоха Просвещения — это время веры во всемогущество человеческого разума. Философы — Вольтер, Монтескьё, Дидро, Руссо — утверждали, что общество должно быть устроено не по старинным традициям, а на разумных, рациональных началах. Они писали о «естественных правах» человека (право на жизнь, свободу, собственность), о необходимости веротерпимости, о справедливом суде и мудрых законах.
Казалось бы, идеи о свободе и равенстве должны были стать смертным приговором для абсолютной монархии. Но произошло нечто удивительное. Некоторые монархи увидели в идеях Просвещения не угрозу, а инструмент. Они поняли: чтобы укрепить свою власть и государство, нужно сделать его более современным, богатым и эффективным. Так родилась политика «просвещенного абсолютизма» — своеобразный союз короны и философии.
Монархи заимствовали у просветителей идею о том, что правитель — не просто «хозяин» страны, а «первый слуга государства», который обязан заботиться о благе своих подданных. Но при этом они и не думали отказываться от своей абсолютной власти. Их целью была не свобода для народа, а сила для государства. Они хотели провести реформы «сверху», чтобы избежать революции «снизу».
Два «отличника»: Пруссия и Австрия
Самыми яркими представителями просвещенного абсолютизма стали прусский король Фридрих II и австрийский император Иосиф II.
Фридрих II Великий (1740–1786): Философ на троне. Фридрих был человеком незаурядным: талантливый полководец, тонкий ценитель музыки и искусства, он долгие годы переписывался с Вольтером, которого называл своим учителем. Став королем, он провозгласил: «Философы должны быть наставниками государей». Его реформы были осторожными, но последовательными.
Судебная реформа
Он отменил пытки, ввел единый для всей страны свод законов («Кодекс Фридриха»), сделал судопроизводство более быстрым и менее коррумпированным.
Веротерпимость
Фридрих, будучи атеистом, провозгласил полную свободу вероисповедания. Его знаменитая фраза гласила: «В моем государстве каждый может спасаться на свой манер». Это привлекало в Пруссию умелых ремесленников и торговцев со всей Европы.
Образование и экономика
Было введено обязательное начальное образование. Король поощрял строительство мануфактур, осушал болота, строил каналы, приглашал колонистов на пустующие земли.
Однако «просвещенность» Фридриха имела четкие границы. Он не тронул главную опору своего трона и армии — прусское дворянство (юнкерство). Крепостное право в его основных формах сохранилось, а дворяне сохранили все свои привилегии. Реформы Фридриха укрепили Пруссию, сделали ее великой европейской державой, но не изменили ее социальной структуры.
Иосиф II (1780–1790): Император-революционер. Если Фридрих был прагматиком, то сын австрийской императрицы Марии Терезии, Иосиф II, был настоящим идеалистом и радикалом. Он хотел перестроить свою огромную, многонациональную и отсталую империю в соответствии с самыми смелыми идеями Просвещения. За десять лет своего правления он издал более шести тысяч указов, затронув все сферы жизни.
Крестьянская реформа
Его самый смелый шаг — отмена личной крепостной зависимости крестьян. Они получили свободу передвижения, право жениться без разрешения помещика, передавать по наследству свое имущество.
Религиозная реформа
«Эдиктом о веротерпимости» он даровал равные права католикам, протестантам и православным, ослабив монополию католической церкви. Он закрыл сотни монастырей, которые, по его мнению, не приносили общественной пользы, а их земли передал в казну.
Административная реформа
Он пытался централизовать управление империей, введя немецкий язык в качестве единого государственного, что вызвало негодование венгров, чехов и других народов.
Иосиф II искренне хотел «сделать всех счастливыми», но действовал слишком поспешно, жестко и без учета традиций. Его реформы настроили против него всех: дворянство было в ярости от освобождения крестьян, духовенство — от урезания его прав, национальные элиты — от политики германизации. Перед смертью он был вынужден отменить почти все свои преобразования. На его могиле, по легенде, он завещал написать: «Здесь покоится Иосиф II, которому не удалось ничего из того, что он предпринял».
Французский тупик: когда реформы невозможны
Парадоксально, но на родине Просвещения, во Франции, политика просвещенного абсолютизма провалилась. Короли Людовик XV и Людовик XVI понимали необходимость перемен, но им не хватило ни воли, ни силы, чтобы их осуществить. Любая попытка реформ наталкивалась на глухую стену сопротивления.
Главным тормозом были привилегированные сословия. Дворянство и духовенство не просто не хотели платить налоги — они считали освобождение от них своим священным, неотъемлемым правом. Свои привилегии они защищали через так называемые парламенты — высшие судебные органы, которые имели право регистрировать (или не регистрировать) королевские указы. Любой закон о введении налогов для всех сословий парламенты объявляли незаконным.
Талантливые министры, такие как Тюрго и Неккер, предлагали королю разумные программы по спасению финансов: отменить внутренние таможни, разрешить свободную торговлю хлебом и, главное, заставить дворян и духовенство платить налоги. Каждый раз под давлением придворной аристократии и королевы Марии-Антуанетты король уступал и отправлял реформаторов в отставку. Французская монархия оказалась в ловушке: она была слишком слаба, чтобы заставить элиту подчиниться, и слишком связана с ней, чтобы пойти против нее. «Старый порядок» во Франции оказался нереформируемым. Его не удалось «отремонтировать», и в 1789 году он рухнул под ударами Великой французской революции.
Выводы: Благородный, но обреченный эксперимент
Так чем же была эпоха Просвещенного абсолютизма? Это была последняя крупная попытка монархической Европы приспособиться к требованиям нового времени. Монархи-реформаторы искренне верили, что могут построить «царство разума» силой своей власти.
В чем-то они преуспели. Их реформы способствовали централизации государств, созданию более эффективной бюрократии, росту экономики, распространению образования и смягчению нравов (отмена пыток, большая веротерпимость).
Но их главная цель достигнута не была. Они не смогли разрешить ключевое социальное противоречие — пропасть между привилегированными и бесправными. Монархи хотели использовать идеи Просвещения для укрепления абсолютизма, но эти же идеи — о правах человека, равенстве перед законом, народном суверенитете — в конечном счете подрывали саму основу их власти.
Просвещенный абсолютизм показал, что невозможно бесконечно латать старую систему. Либо монарх должен был обладать железной волей, чтобы сломить сопротивление привилегированных классов (как это отчасти удалось в Пруссии и Австрии), либо это сопротивление делало любые реформы невозможными, ведя страну к революционному взрыву (как во Франции). В конечном счете, эта эпоха стала лишь прологом к XIX веку — веку революций и конституций, которые похоронили «Старый порядок» окончательно.



