История Персидского государства: Религия персов
Религия древних персов, известная как зороастризм, является одним из самых уникальных и влиятельных духовных учений Древнего мира. В отличие от политеистических культов своих соседей — египтян, вавилонян или греков — верования персов были построены на основе глубокой философской концепции вечной борьбы добра и зла. Эта религия не просто объясняла устройство мира, но и накладывала на каждого человека высокую моральную ответственность за свои мысли, слова и поступки. Она сформировала мировоззрение народа, создавшего величайшую империю Древнего Востока, и оставила глубокий след в истории человечества, оказав влияние на многие более поздние вероучения.
Пророк нового учения: Зороастр
В центре персидской религии стоит фигура пророка и реформатора по имени Зороастр (или Заратуштра). Его личность окутана тайной, и учёные до сих пор ведут споры о точном времени и месте его жизни. Большинство исследователей относят его деятельность к периоду между X и VII веками до нашей эры, то есть он жил задолго до возникновения самой Персидской империи. Родиной его, вероятнее всего, были степные районы восточной части Иранского нагорья. Зороастр выступил против старых, примитивных верований и кровавых ритуалов своих соплеменников. Он предложил им новое учение, в центре которого стоял единый благой бог и чёткие этические принципы.
Согласно преданию, в возрасте тридцати лет Зороастр получил первое откровение от самого верховного бога. Он начал свою проповедь, но долгое время не находил последователей. Его высмеивали, преследовали, изгоняли. Лишь спустя много лет ему удалось убедить в истинности своего учения одного из местных правителей, который стал его покровителем. После этого зороастризм начал быстро распространяться среди ираноязычных племён, став в конечном итоге официальной религией могущественной Персидской державы Ахеменидов. Учение пророка было записано в священной книге, которая получила название «Авеста».
Космическая драма: Ахурамазда против Ангра-Майнью
Краеугольным камнем учения Зороастра является идея дуализма — вера в то, что в основе всего мироздания лежит противостояние двух изначальных, противоположных друг другу духовных начал: добра и зла. Эти два начала не являются равными по своей сути.
Ахурамазда — Мудрый Господь
Верховным благим божеством, творцом всего хорошего, является Ахурамазда, что означает «Господь Мудрый». Он не просто главный бог, а несотворённый, вечный дух, источник света, жизни, истины и порядка. Согласно зороастрийским верованиям, именно Ахурамазда сотворил небо, землю, воду, растения, животных и человека. Все его творения изначально были совершенны и благи. Он является воплощением абсолютной справедливости и мудрости. В отличие от многих богов древности, он не обладает человеческими пороками, такими как гнев, зависть или мстительность. Он — всеблагой творец, желающий своим созданиям только добра.
Ангра-Майнью — Злой Дух
Противником Ахурамазды выступает Ангра-Майнью (позднее известный как Ариман) — «Злой Дух». Важно понимать, что он не является равным Ахурамазде творцом. Ангра-Майнью ничего не может создать сам, его сущность — это отрицание, искажение и разрушение. Он — источник тьмы, лжи, смерти, болезней, ядовитых растений и хищных зверей. Когда Ахурамазда сотворил совершенный мир, Ангра-Майнью вторгся в него, чтобы осквернить и испортить каждое творение. Он принёс в мир смерть, болезни, засуху, холод и все виды зла. Таким образом, мир, в котором живут люди, является ареной непрекращающейся борьбы между благим творением Ахурамазды и разрушительными силами Ангра-Майнью.
Божественный мир и роль человека
Хотя зороастризм часто называют религией с сильной монотеистической тенденцией, помимо Ахурамазды в нём почитались и другие благие существа, помогающие ему в борьбе со злом.
Амеша Спента и Язаты
Ближайшее окружение Ахурамазды составляют шесть (или семь, вместе с самим Ахурамаздой) «Бессмертных Святых» — Амеша Спента. Это не столько отдельные боги, сколько эманации, аспекты и проявления самого Мудрого Господа. Они воплощают в себе ключевые этические и философские понятия зороастризма:
- Воху Мана — Благая Мысль
- Аша Вахишта — Наилучшая Истина (мировой порядок, справедливость)
- Хшатра Вайрья — Желанная Власть (царство божие)
- Спента Армаити — Святое Благочестие (вера, преданность)
- Хаурватат — Целостность (здоровье)
- Амеретат — Бессмертие
Кроме них, почитались и многочисленные Язаты — «Достойные почитания». Это более низкий ранг божественных существ, своего рода ангелы, которые также помогают Ахурамазде. В число язатов были включены и некоторые древние божества иранцев, например, Митра — бог договора и солнечного света, или Ардвисура Анахита — богиня воды и плодородия.
Свобода воли и этический выбор
Одно из самых важных положений зороастризма — это учение о свободе воли человека. Каждый человек не является марионеткой в руках богов или судьбы. Он наделён разумом, чтобы отличить добро от зла, и свободой, чтобы сделать свой собственный выбор. Вся жизнь человека — это череда таких выборов. Присоединиться к силам Ахурамазды и праведности или пойти по пути лжи и разрушения, который ведёт Ангра-Майнью. Этот выбор выражается в знаменитой триаде:
- Хумата — Благая Мысль
- Хухта — Доброе Слово
- Хваршта — Благое Деяние
Именно через эти три проявления человек служит делу добра и вносит свой вклад в окончательную победу над злом. Праведная жизнь, честный труд, забота о семье и общине, помощь нуждающимся, поддержание чистоты — всё это считалось формами борьбы со злом.
Ритуалы, обычаи и представления о загробной жизни
Зороастрийские ритуалы и обычаи были тесно связаны с их представлениями о чистоте и борьбе со злом.
Культ огня и чистоты
Центральное место в ритуальной практике зороастризма занимал огонь. Важно подчеркнуть, что персы не были огнепоклонниками в прямом смысле слова. Они не поклонялись огню как божеству. Огонь почитался как священный символ самого Ахурамазды, его света, тепла и чистоты. В специальных храмах, которые греки называли пиреями, жрецы-маги постоянно поддерживали неугасимый священный огонь, который считался земным воплощением божественного света. Большое значение придавалось ритуальной чистоте. Скверной считалось всё, что было связано со смертью и разложением. Земля, вода и огонь были священными стихиями, и осквернять их считалось тяжким грехом.
Погребальные обряды
Представления о чистоте стихий привели к возникновению уникального погребального обряда. Зороастрийцам было запрещено хоронить мёртвых в земле или сжигать их на огне, так как мёртвое тело считалось нечистым и могло осквернить священную землю или огонь. Также нельзя было бросать тела в воду. Поэтому персы строили особые погребальные сооружения, известные как «дахмы» или «башни молчания». Это были круглые башни, на плоской вершине которых оставляли тела умерших. Хищные птицы, в основном грифы, быстро очищали кости от плоти. После этого высохшие на солнце кости собирали и складывали в специальные костницы. Такой обряд позволял избежать осквернения священных стихий.
Суд после смерти и эсхатология
Зороастрийцы верили в жизнь после смерти и в посмертное воздаяние за земные дела. Согласно их учению, душа умершего на четвёртый день после смерти отправляется к Мосту Чинват, который ведёт в загробный мир. Для праведника мост становится широким и удобным, и он легко проходит в рай — «Дом Песни». Для грешника же мост сужается до лезвия ножа, и он срывается в ад — «Дом Лжи», место мрака и страданий. Однако эти страдания не вечны. Зороастризм учит, что мировая история конечна. В конце времён придёт спаситель, Саошьянт, произойдёт всеобщее воскрешение мёртвых, и состоится последний суд. После этого зло и его носитель Ангра-Майнью будут окончательно уничтожены, мир очистится в потоке расплавленного металла, и наступит вечное царство Ахурамазды — блаженное и совершенное.
Таким образом, религия древних персов была сложным и глубоким учением, которое давало ответы на главные вопросы бытия. Она предлагала ясную картину мира, в основе которой лежала великая борьба добра со злом, и чёткий моральный кодекс, призывавший каждого человека стать активным воином на стороне света. Эти идеи не только вдохновляли персов на создание великой империи, но и оказали значительное влияние на развитие религиозной мысли во всём мире.



