История раннего Нового времени: Человек, общество, государство
Раннее Новое время — эпоха глубоких перемен, которые затронули все стороны жизни европейского человека. Пока на картах мира появлялись новые континенты, а в мастерских зарождалось мануфактурное производство, в самом европейском обществе происходили не менее важные процессы. Укреплялось государство, менялись его задачи и методы управления. Незыблемая, казалось бы, сословная иерархия подвергалась испытаниям со стороны нового класса богатых горожан. Повседневная жизнь, от устройства дома и еды на столе до моды и семейных отношений, также медленно, но верно трансформировалась. Понять эту эпоху — значит увидеть, как на фундаменте средневековых традиций вырастало здание современного мира, со всеми его достижениями и противоречиями.
Государство нового типа: становление европейского абсолютизма
В XVI-XVII веках в большинстве стран Европы происходит усиление центральной власти. Феодальная раздробленность, когда король был лишь «первым среди равных», уходит в прошлое. На смену ей приходит новая форма правления, которую историки впоследствии назовут абсолютизмом. Это был сложный и неоднозначный процесс, в ходе которого государство становилось гораздо более мощным и активным игроком во всех сферах жизни.
От сеньора к суверену
Изначально у средневекового короля было две главные задачи: защищать своих подданных от внешних врагов и вершить верховный суд. Его доходы были немногим больше, чем у других крупных сеньоров, и поступали в основном с его собственных земель — домена. Чтобы собрать налог со всей страны, например на ведение войны, монарху требовалось согласие представителей сословий. Однако с конца XV века ситуация меняется. Государство начинает брать на себя всё больше функций. Иногда этого требовали сами подданные: так, столкнувшись с огромным количеством нищих и бродяг, города и провинции ждали от короны решительных мер. Но чаще инициатива исходила от самой власти, которая стремилась расширить своё влияние. Государство стало вмешиваться в экономику, вводя пошлины на импортные товары для защиты своих производителей (политика меркантилизма), поощрять развитие наук и мануфактур.
Аппарат власти и цена могущества
Для выполнения всех этих новых задач королям требовались два главных инструмента: профессиональная бюрократия и постоянная армия. Вместо того чтобы полагаться на ненадёжное феодальное ополчение, монархи начали создавать наёмные армии, которые подчинялись непосредственно им. Чтобы управлять растущими доходами и расходами, издавать и контролировать исполнение указов, требовался разветвлённый аппарат чиновников. Эти министры и чиновники, в отличие от средневековых вассалов, были слугами государства, полностью зависимыми от монарха.
Всё это стоило огромных денег. Расходы короны многократно возросли. Денег постоянно не хватало, и власть привыкала жить в долг у банкиров, посягала на огромные богатства церкви, пыталась превратить чрезвычайные военные налоги в постоянные. Страны, которые не смогли перестроить свою систему управления и продолжали жить по старым феодальным правилам, как, например, раздробленная Священная Римская империя, быстро теряли своё влияние на европейской арене.
Идеология и границы абсолютной власти
Усиление власти монархов требовало идеологического обоснования. В XVI веке окончательно сложилось представление об абсолютной, то есть неограниченной и безраздельной, власти государя. Её источником провозглашался сам Бог. Король считался наместником Бога на земле, а его воля — проявлением божественной воли. Это давало ему право отменять законы, принятые предшественниками, и даже действовать вопреки закону, если того требовали высшие интересы государства. Власть монарха больше не разделялась с другими сеньорами: только он мог чеканить монету, издавать законы и заключать военные союзы.
Однако абсолютная власть не означала полной вседозволенности. Монархов сдерживали многовековые традиции. Прежде всего, это было уважение к правам подданных и их собственности, посягать на которую без веских причин не мог даже король. Государи боролись с вольностями отдельных провинций, городов и сословий, но полностью уничтожить эти привилегии так и не рискнули. Эталоном абсолютистского двора стала Испания, чей строгий этикет был призван максимально возвысить монарха. Иностранцы, попадавшие на аудиенцию, описывали неподвижно стоящего и скупого на слова короля как «статую» или «живого мертвеца», существо из совершенно другого мира.
Общество сословий: мир привилегий и обязанностей
Несмотря на экономические перемены, общество раннего Нового времени оставалось иерархичным и сословным. Место человека в нём определялось не личными качествами или богатством, а происхождением. Как и в Средние века, оно делилось на три основных сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, и третье — все остальные.
Привилегированные сословия
Первые два сословия составляли ничтожное меньшинство населения (не более нескольких процентов), но обладали огромным престижем и многочисленными привилегиями. Главной из них было освобождение от уплаты основных налогов. Во Франции это объясняли так: духовенство — сословие мирное и служит молитвой, дворянство служит на поле боя и платит «налог кровью», а всё бремя денежных податей ложится на третье сословие.
Духовенство в католических странах было неоднородным. Высшие посты (кардиналы, архиепископы, епископы) занимали, как правило, выходцы из знатных дворянских родов, жившие в роскоши. Простые приходские священники жили очень скромно. Католическое духовенство было единственным сословием, статус в котором не передавался по наследству из-за обета безбрачия.
Дворянство по-прежнему считалось главной опорой трона. Оно занимало большинство должностей в армии и государственном аппарате. Однако его роль менялась. Военная служба из обязанности превращалась в почётное занятие. Гораздо важнее становилось вести подобающий «благородный» образ жизни и иметь древний род. Занятия торговлей или ручным трудом считались унизительными для дворянина (за исключением Англии, где торговля не была позором). Сословие ревностно оберегало свои привилегии: право ношения оружия, особый суд, запрет телесных наказаний.
Третье сословие и рождение буржуазии
Третье сословие было невероятно пёстрым. В него входили все, кто не принадлежал к первым двум: от нищего батрака и крестьянина до богатейшего купца и банкира, от художника и врача до трактирщика и нотариуса. Развитие капитализма приводило к ещё большему расслоению внутри этого сословия. Одни беднели и разорялись, другие, наоборот, богатели, вкладывая деньги в торговлю, мануфактуры, покупку земли.
Особым слоем внутри третьего сословия стали состоятельные горожане, которых во Франции называли «буржуа», а в германских землях — «бюргерами». Они обладали собственными ценностями, где главной мерой успеха было богатство, в том числе приобретённое своим умом и трудом. Они имели свои привилегии (например, участие в управлении городами) и стремились подражать образу жизни дворян. Деньги позволяли им покупать землю и даже дворянские титулы для себя и своих детей. Старая аристократия смотрела на этих «выскочек» с презрением, но была вынуждена с ними считаться и даже отдавать за них своих дочерей, чтобы поправить расстроенные финансовые дела.
Повседневная жизнь: медленные перемены
На фоне политических и экономических бурь повседневная жизнь менялась медленнее, но эти изменения были не менее значимы. Они касались дома, еды, одежды и самой структуры семьи.
От анфилады к коридору: эволюция жилища
В XVI веке дом богатого человека всё ещё оставался местом общественным. В нём постоянно толпились слуги, родственники, деловые партнёры. Планировка особняков — анфилады, где одна комната переходит в другую, — не предполагала уединения. Мебель была громоздкой, но часто разборной, так как знать постоянно переезжала из одного замка в другой, увозя обстановку с собой. Само слово «мебель» происходит от латинского «подвижный».
К концу XVII века ситуация меняется. Появляются коридоры, позволяющие попадать в комнаты, не проходя через другие. Люди начинают больше ценить личное пространство. Слуги перестают спать в одной комнате с хозяевами. Комнаты становятся меньше и лучше отапливаются. Благодаря удешевлению стекла окна становятся больше, делая дома светлее. Мебель становится неразборной, появляются шкафы вместо сундуков, а над кроватью — балдахин, защищающий от холода и сквозняков.
За обеденным столом
Основу рациона по-прежнему составляли зерновые. Богатые ели белый хлеб, бедняки — каши и похлёбки. В XVI веке европейцы злоупотребляли дорогими пряностями, добавляя их во все блюда, чтобы подчеркнуть свой статус. В XVII веке пряности дешевеют, и на смену им во французской аристократической кухне приходит искусство гастрономии — создание сложных блюд с изысканными соусами. Постепенно в обиход входят индивидуальные тарелки и вилка, которая долгое время считалась ненужной роскошью. Из новых продуктов в рацион медленно проникают рис и кукуруза, а чай, кофе и шоколад остаются напитками для самых богатых.
Мода, гигиена и семья
Мода в Новое время менялась быстрее, чем в Средневековье. В XVII веке законодательницей мод становится Франция. Одежда строго соответствовала сословному статусу. Появляются парики, которые для мужчин высокого положения становятся практически обязательными. Аристократки пудрили лицо свинцовыми белилами, так как загар считался признаком простонародья, работающего в поле.
С гигиеной дела обстояли сложно. Со времён эпидемий чумы считалось, что мытьё горячей водой ослабляет организм, и бани почти исчезли. Чистоплотность определялась не чистотой тела, а частотой смены белья. Белоснежные манжеты и воротники, выставляемые напоказ, говорили о статусе владельца.
Семья создавалась в основном по экономическим причинам, браки по любви были редкостью. Дети считались не личностями с правами, а «маленькими взрослыми», помощниками, обязанными беспрекословно повиноваться родителям. Однако именно в эту эпоху происходит «революция в образовании». Растёт стремление к грамотности, а благодаря трудам чешского мыслителя Яна Амоса Коменского закладываются основы современной школы: деление на классы, поурочная система, наглядные методы обучения. Но до всеобщего и обязательного образования было ещё очень далеко.



