История Средневековья: Индия в IV—IX веках
Период с IV по IX век в истории Индии — это время грандиозных контрастов. Он начался с блеска и могущества «золотого века» империи Гуптов, эпохи культурного расцвета, политической стабильности и научных прорывов. Однако этот яркий свет оказался недолгим. Внешние вторжения и внутренние противоречия привели к распаду единого государства и погружению страны в длительный период раздробленности и междоусобных войн. Именно в эти столетия сформировались многие черты средневекового индийского общества: окончательно закрепились религиозные верования, определившие мировоззрение миллионов людей, и возникла новая воинственная элита, на долгие века ставшая главной политической силой в раздробленной стране.
Духовный мир средневековой Индии
Одной из главных причин, мешавших политическому объединению Индии, было глубокое различие в верованиях ее населения. Хотя в стране мирно сосуществовало несколько религий, их мировоззренческие установки были настолько разными, что это создавало дополнительные барьеры между людьми. Две главные религии этого периода — индуизм и буддизм — давали свои ответы на вечные вопросы о жизни, смерти и смысле существования.
Вселенная индуизма
Подавляющее большинство населения Индии исповедовало индуизм. Это не просто религия, а целый образ жизни, сложнейшая система верований, ритуалов и социальных предписаний. Индусы поклонялись огромному пантеону богов, насчитывавшему, как принято считать, 33 тысячи божеств. Среди них были и великие вселенские силы, и скромные божества-покровители отдельной деревни, реки или ремесленной касты. Однако над всем этим многообразием возвышалась верховная троица богов, Тримурти, олицетворявшая вечный цикл жизни вселенной:
- Брахма — бог-творец, создавший мир.
- Вишну — бог-хранитель, поддерживающий порядок и равновесие во вселенной.
- Шива — бог-разрушитель, уничтожающий старый мир, чтобы на его месте мог родиться новый.
Ключевой идеей индуизма, пронизывающей все его аспекты, была вера в перевоплощение душ, или сансару. Индусы верили, что после смерти физического тела душа не исчезает, а переселяется в новое тело — человека, животного или даже растения. Кем станет человек в следующей жизни, определялось его кармой — совокупностью всех добрых и злых дел, совершенных в жизни нынешней. Тот, кто вел праведную жизнь, соблюдал правила своей касты и исполнял свой долг, мог рассчитывать на рождение в более знатной и богатой семье. Тот же, кто грешил, в следующей жизни мог родиться человеком из низшей касты или даже презренным животным. Эта вера служила мощным инструментом поддержания социального порядка и оправдывала кастовое неравенство. Именно из-за веры в переселение душ многие индийцы отказывались от употребления мяса, так как считали, что в теле животного может обитать душа человека, и съесть его — значит погубить эту душу.
Путь Будды к нирване
Второй крупной религией, зародившейся в Индии еще в древности, был буддизм. В отличие от пышного и многообразного индуизма, буддизм предлагал более строгий и философский путь к спасению. Буддисты считали, что жизнь есть страдание, а причина страданий кроется в человеческих желаниях, привязанностях и страстях. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отказаться от всех желаний и достичь состояния полного покоя, гармонии с миром и внутреннего просветления — нирваны. Достижение нирваны означало выход из бесконечного колеса перерождений и полное освобождение души. В период IV-IX веков буддизм, хотя и терял постепенно своих последователей в Индии, все еще был влиятельной религией, особенно в среде горожан и при поддержке некоторых правителей.
«Золотой век» династии Гуптов
Период с IV по начало VI века вошел в историю Индии как «золотой век». Это было время правления династии Гуптов, которым удалось после долгого периода раздробленности вновь объединить значительную часть страны и создать могущественную империю.
Расцвет и могущество
Цари из династии Гуптов были не только талантливыми полководцами, но и мудрыми правителями. Они установили свою прямую власть над всей Северной Индией, от Аравийского моря до Бенгальского залива. Правители же Южной Индии, сохранив свои троны, были вынуждены признать верховную власть Гуптов и платить им дань. Установление мира и политической стабильности на огромной территории способствовало расцвету экономики, ремесел и торговли. Но главным достижением этой эпохи стал невероятный подъем культуры. Правители-Гупты покровительствовали и индуизму, и буддизму, щедро жертвуя средства на строительство великолепных храмов. Именно в это время были созданы многие шедевры санскритской литературы, достигли совершенства архитектура и скульптура, а индийские ученые совершили прорывные открытия в математике и астрономии.
Нашествие с севера и рождение раджпутов
Однако этот блестящий период процветания оказался недолгим. Во второй половине V века на ослабевшую империю с северо-запада обрушились воинственные племена кочевников-эфталитов, которых также называют белыми гуннами. Вторжение было сокрушительным. Гупты не смогли противостоять натиску и потеряли контроль над своими западными провинциями, а затем и вся их держава начала распадаться. Эфталиты не просто разграбили индийские земли, но и расселились на них, преимущественно в долине реки Ганг и в Центральной Индии. Со временем они смешались с местной кшатрийской (воинской) знатью, приняли индуизм и образовали новую, чрезвычайно влиятельную и воинственную касту — раджпутов. Само это слово означает «сыновья раджи», что подчеркивало их претензии на царское происхождение и особое положение в обществе. Раджпуты славились своей невероятной свирепостью в бою и нерушимой верностью своему правителю. На многие столетия они стали главной военной силой Северной Индии, а созданные ими княжества — основными участниками политической жизни.
Эпоха раздробленности
Крушение империи Гуптов открыло новую страницу в истории Индии — эпоху политической раздробленности, которая с коротким перерывом продлилась несколько столетий, вплоть до мусульманского завоевания.
Последняя попытка объединения: держава Харши
После периода хаоса, последовавшего за вторжением эфталитов, в начале VII века на политической арене появилась яркая фигура царя Харши (правил в 606–647 гг.). Он был талантливым полководцем, который сумел вновь объединить под своей властью всю Северную и Центральную Индию, создав огромную державу. Его правление стало последней вспышкой имперского единства в доисламской Индии. Харша вошел в историю не только как успешный правитель, но и как покровитель искусств, поэт и драматург. При его дворе собирались ученые и философы со всей страны. Однако его держава, как и многие другие государства того времени, держалась исключительно на его личном авторитете и военной мощи. У Харши не было наследников, и сразу после его смерти созданная им империя мгновенно распалась.
Век междоусобных войн
После распада державы Харши Индия на долгие столетия погрузилась в пучину феодальной раздробленности. На ее территории возникло множество небольших и враждебных друг другу государств, во главе которых стояли в основном раджпутские князья. Их главной и почти единственной доблестью считалось военное дело. Вся их жизнь проходила в бесконечных войнах друг с другом за землю, добычу и престиж. Эти боевые действия были крайне разорительными для страны. Постоянно менялись границы, исчезали одни государства и возникали другие, сменялись правящие династии. Этот непрекращающийся хаос и отсутствие единства сильно ослабили Индию, сделав ее в последующие века легкой добычей для новых, еще более могущественных завоевателей, пришедших с мусульманского Востока.



