найти
Пароль
войти

История Средневековья: Народы и государства Африки

История Средневековья: Народы и государства Африки

Средневековая Африка — это не единое пространство, а огромный и многоликий мир, состоявший из множества цивилизаций, народов и культур. В то время как на севере континента, на берегах Средиземного моря, развивались государства, тесно связанные с Европой и Ближним Востоком, к югу от великой пустыни Сахары формировались свои, совершенно уникальные общества. Географические условия, от непроходимых джунглей и бескрайних саванн до суровых пустынь и заснеженных горных вершин, во многом определяли образ жизни людей, их занятия и верования, способствуя поразительному разнообразию и раздельному существованию многочисленных племен, говоривших на сотнях разных языков.

Два мира одного континента

Географически и культурно Африку в Средние века можно условно разделить на две большие части, границей между которыми служила пустыня Сахара. Эти два мира развивались по-разному, хотя и были связаны нитями караванной торговли.

Северная Африка: на перекрестке цивилизаций

Северное побережье континента, омываемое Средиземным и Красным морями, было наиболее развитым и густонаселенным регионом. Благоприятный климат и богатые природные ресурсы с древности делали его привлекательным для жизни и торговли. Эта территория постоянно находилась в контакте с великими цивилизациями — сначала греческой и римской, а в Средние века — с Византией и Арабским халифатом. Именно византийцы, а затем арабы принесли сюда мировые религии, новые технологии и культурные достижения. Возникшие здесь на оживленных торговых путях города стали центрами ремесла, науки и образования. Это постоянное внешнее воздействие позволило народам Северной Африки значительно опередить в своем развитии племена, жившие в глубине континента.

Африка южнее Сахары: самобытный путь

Совершенно иная картина наблюдалась на огромных пространствах к югу от Сахары. Эта часть Африки была в значительной степени изолирована от внешнего мира. Народы, населявшие экваториальные леса, занимались преимущественно охотой и собирательством тропических плодов и растений. Эти занятия не требовали создания сложных орудий труда и не способствовали быстрому социальному расслоению, поэтому возникновение государств здесь шло очень медленно. В более открытых пространствах саванн, где раскинулись обширные пастбища, племена скотоводов одомашнили овец и коров. В центральных и южных районах континента получило распространение мотыжное земледелие: люди выращивали просо, рис, бобовые, хлопчатник. В самых засушливых, пустынных областях юга продолжали жить бродячие группы охотников и собирателей. Культура этих народов развивалась по своему, самобытному пути, порождая уникальные верования и формы искусства.

Христианские оазисы в Африке

Хотя в Средние века большая часть Африки была либо языческой, либо принявшей ислам, на северо-востоке континента существовали и процветали крупные христианские государства. Они стали своеобразными оплотами этой веры на африканской земле.

Египет и Аксумское царство

Египет, ставший провинцией Римской империи еще в древности, после ее распада оказался под властью византийских императоров. За это время здесь прочно укоренилось христианство. Главой местных христиан считался патриарх города Александрия, а сама Александрийская церковь является одной из древнейших в мире. Южнее Египта располагалось могущественное Аксумское царство, территория которого находилась на севере современной Эфиопии. Правители Аксума вели оживленную торговлю с Египтом и Византией, и в середине IV века царь Эзана принял христианство. Однако в VII веке арабские завоевания отрезали Аксум от его торговых партнеров и христианского мира. Потеря контроля над торговыми путями ослабила государство, и к XI веку оно окончательно распалось.

Эфиопия — горная цитадель христианства

Преемницей павшего Аксума стала Эфиопия. Ее правителям удалось не только сохранить христианскую веру в исламском окружении, но и создать сильное государство, подчинив себе обширные территории. Столицей страны стал город Лалибэла, названный в честь одного из самых почитаемых царей. Этот город прославился на весь мир своими уникальными церквями, которые не были построены из камня, а целиком высечены в толще скал. На протяжении всего Средневековья Эфиопия оставалась крупнейшим и самым могущественным христианским государством Африки, своеобразной горной крепостью православия.

Исламский мир Африки и «Страна золота»

Начиная с VII века, история Африки, особенно ее северной и западной частей, оказалась неразрывно связана с исламом. Арабские завоевания и торговля принесли на континент новую религию, культуру и создали мощные империи, чье богатство поражало воображение современников.

Магриб и новые империи

В VII веке арабы захватили все побережье Северной Африки, которое с тех пор получило название Магриб, что по-арабски означает «запад». Здесь быстро распространился ислам, а вместе с ним арабский язык и достижения арабской культуры. Города Фес, Триполи, Танжер превратились в крупные центры ремесла и транзитной торговли. В X веке местные правители из династии Фатимидов отделились от багдадских халифов и основали собственный халифат со столицей в Каире, ставший самым могущественным государством Африки. Процветание этих государств было основано на контроле над торговыми путями, связывавшими Африку с Европой и Азией.

Гана и Мали: империи золота и соли

Одним из главных источников богатства для арабских купцов стала торговля с государствами Западной Африки. Первой великой империей этого региона была Гана, которую арабы называли «Страной золота». Ганцы контролировали богатейшие золотые прииски и обменивали драгоценный металл на соль, которую привозили караванами через Сахару, а также торговали рабами. Однако в XI веке Гана пала под натиском более воинственных соседей, и ее место заняла новая, еще более могущественная империя — Мали. Жители Мали были мусульманами, а своего наивысшего расцвета империя достигла в правление царя Мусы I в XIV веке. Он прославился своим легендарным паломничеством в Мекку, во время которого потратил и раздал такое количество золота, что надолго обрушил цены на него на рынках Ближнего Востока. Однако, как и многие другие государства, чье богатство было основано на добыче ресурсов, Мали со временем ослабла и в XV веке была разгромлена врагами.

Культура народов Африки

Культурный мир средневековой Африки был так же разнообразен, как и ее природа. На севере развивались традиции, свойственные исламской и христианской цивилизациям, в то время как к югу от Сахары процветали уникальные самобытные культуры.

Мир духов, масок и ритуалов

Большинство народов Центральной и Южной Африки исповедовали языческие верования. Они почитали силы природы, верили в духов предков, которые могли помогать или вредить живым. Священными могли считаться определенные животные, растения или рощи. Центральную роль в жизни племени играли жрецы и шаманы. Считалось, что они могут общаться с миром духов, лечить болезни, вызывать дождь и обеспечивать удачу. Важнейшей частью религиозных ритуалов были танцы и музыка, которые, как верили африканцы, обладали магической силой. Неотъемлемым атрибутом этих обрядов были деревянные маски. В искусстве резьбы по дереву африканские мастера достигли невероятного совершенства. Маски, изображавшие предков, духов или мифических героев, использовались во время погребальных церемоний, праздников и обрядов инициации.

Искусство и ремесло

Художественная культура африканцев отличалась выразительностью и символизмом. Помимо резьбы по дереву, они создавали изящные керамические сосуды, украшая их геометрическими узорами или бытовыми сценами. У некоторых народов, например, в Судане, высокого уровня достигло искусство литья из бронзы. Мастера создавали удивительные по реалистичности и изяществу фигурки царей, воинов, придворных дам, а также целые скульптурные композиции, изображавшие сцены придворной жизни или войны. Это искусство, тесно связанное с культом правителя и прославлением его власти, свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развития этих обществ.