найти
Пароль
войти

История Средневековья: Особенности индийского общества

История Средневековья: Особенности индийского общества

Индийское общество в Средние века представляло собой чрезвычайно сложную и самобытную систему, аналогов которой не существовало ни в одной другой цивилизации мира. Его главной, определяющей чертой была незыблемая кастовая структура, пронизывавшая абсолютно все сферы жизни, от рождения до смерти. Эта система, уходившая корнями в глубокую древность, оказалась невероятно устойчивой. Она пережила смены династий, иноземные вторжения и религиозные перемены, на многие столетия законсервировав уникальный социальный порядок. Понять историю средневековой Индии невозможно, не разобравшись в том, как было устроено это общество, какие правила в нем действовали и какое место занимал в нем каждый человек.

Иерархия рождения: варны и касты

Фундаментом индийского общества была строгая иерархия, основанная не на богатстве или личных заслугах, а исключительно на происхождении. Человек рождался в определенной социальной группе и, как правило, оставался в ней на всю жизнь, наследуя статус, профессию и круг общения своих родителей. Эта система имела два уровня: древние варны и более поздние, более многочисленные касты.

Наследие древности: четыре варны

Еще в период Древнего мира в Индии сложилось деление всего общества на четыре больших сословия, или варны. Эта система была освящена индуистской религией, которая учила, что варны были созданы из тела первочеловека Пуруши:

  • Из его уст появились брахманы — жрецы, ученые, хранители священных знаний. Это была высшая варна, интеллектуальная и духовная элита общества.
  • Из его рук были созданы кшатрии — воины, правители, цари и князья. Их долгом была защита страны и управление ею.
  • Из его бедер возникли вайшьи — земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы. На их плечах лежало создание всех материальных благ.
  • Из его стоп появились шудры — слуги, наемные работники, чьим предназначением было служить трем высшим варнам.

Эта система сохранилась и в Средние века, но стала еще более сложной и запутанной.

Профессиональное деление: рождение каст

С течением времени внутри широких варн стали формироваться более мелкие, узкоспециализированные и замкнутые группы, получившие название касты, или «джати». Если варна определяла общую социальную функцию, то каста была связана с конкретной профессией. Например, внутри варны вайшьев могли существовать отдельные касты гончаров, ткачей, ювелиров, торговцев зерном, торговцев пряностями и так далее. У шудр были свои касты — цирюльников, прачек, уборщиков. Даже у брахманов существовало свое деление в зависимости от того, какие ритуалы они исполняли или какие священные тексты изучали. Количество каст исчислялось тысячами.

Жизнь человека была полностью подчинена правилам его касты. Он мог жениться только на девушке из своей касты, общаться с представителями других каст можно было лишь по строго определенным правилам. Каждая каста имела свои обычаи, праздники, пищевые запреты и даже особые знаки на одежде. Эта система обеспечивала стабильность, гарантируя человеку с рождения профессию и место в обществе, но одновременно делала это общество крайне негибким и разобщенным.

Слои общества: от правителей до изгоев

Кастовая система создавала сложную социальную лестницу, на разных ступенях которой находились различные группы населения, обладавшие совершенно разными правами и обязанностями.

Вершина пирамиды: правители и жрецы

На самом верху общества находилась его элита. Светскую власть представляли махараджи (цари) и раджи (князья), принадлежавшие к варне кшатриев. Раджа считался верховным собственником всей земли в своем государстве. Он был главнокомандующим, верховным судьей и защитником веры. Духовную элиту составляли брахманы. Они были не только жрецами, совершавшими сложные ритуалы, но и учеными, советниками правителей, учителями. Их статус был чрезвычайно высок, а авторитет — непререкаем. И раджи, и брахманы содержались за счет налогов, которые платило остальное население.

Основа государства: община и горожане

Подавляющее большинство жителей Индии составляли земледельцы, принадлежавшие к кастам варны вайшьев. Они жили в деревнях и были объединены в общины. Община была важнейшей ячейкой общества. Она коллективно владела землей (вернее, правом пользования, так как собственником был раджа), сообща строила и чистила каналы, организовывала праздники и несла коллективную ответственность за уплату налога. Обычно он составлял шестую часть урожая. Внутри общины существовало самоуправление, возглавляемое советом старейшин, который решал все текущие вопросы.

Городское население — ремесленники и торговцы — также было организовано в касты. Их жизнь регулировалась собственными правилами. Горожане тоже платили налоги, но, в отличие от крестьян, часто не деньгами, а своей продукцией. Например, оружейники могли поставлять ко двору раджи оружие, а ткачи — ткани.

На дне: «неприкасаемые»

Вне четырех варн, на самой нижней ступени социальной лестницы, находились люди, которых называли «неприкасаемыми». Это были потомки покоренных племен, а также люди, изгнанные из своих каст за серьезные проступки. Изгнание из касты было самым страшным наказанием, равносильным социальной смерти. Неприкасаемые выполняли самую «грязную» с ритуальной точки зрения работу: убирали мусор, работали с кожей мертвых животных, были палачами. Считалось, что даже прикосновение к ним или их тени оскверняет человека из высшей касты. Они жили в отдельных кварталах за пределами деревень и городов и были лишены практически всех прав. Существование этой группы изгоев было самой мрачной стороной кастовой системы.

Механизмы управления и контроля

Стабильность этой сложной системы поддерживалась не только силой государственного принуждения, но и мощными внутренними регуляторами — властью старейшин и религиозными верованиями.

Власть старейшин

Каждая каста, будь то деревенская община или городское объединение ремесленников, имела свой собственный орган самоуправления — совет старейшин, или панчаят. Это были самые опытные, мудрые и уважаемые члены общины. Они следили за неукоснительным соблюдением всех кастовых правил и обычаев, касавшихся браков, питания, общения с другими кастами. Старейшины выступали в роли судей, разбирая все споры и конфликты внутри касты. Они могли наложить на провинившегося штраф, заставить его совершить очистительный обряд или, в крайнем случае, принять решение об изгнании из касты. Эта внутренняя власть была очень сильна и часто более действенна, чем власть далекого раджи.

Последствия кастовой системы

Кастовая система играла двойственную роль в истории Индии. С одной стороны, она обеспечивала невероятную стабильность общества. Каждый знал свое место, свои права и обязанности. Профессиональные навыки передавались из поколения в поколение, что способствовало высокому качеству ремесленных изделий. Общинная организация помогала крестьянам выживать в трудных условиях. Но с другой стороны, эта система имела и огромные недостатки. Она делала общество негибким, препятствовала развитию личности и переходу талантливых людей на более высокие ступени. Главным же негативным последствием было то, что существование тысяч замкнутых каст сильно разобщало население Индии. Преданность своей касте была для человека гораздо важнее, чем общность со всеми жителями страны. Это отсутствие национального единства делало Индию уязвимой перед лицом внешних завоевателей и на долгие века предопределило ее политическую раздробленность.