Китай и Япония в средние века
В то время как средневековая Европа проходила сложный путь от раздробленности к централизованным монархиям, на другом конце Евразийского континента, в Восточной Азии, развивались две великие и самобытные цивилизации — Китай и Япония. Связанные географической близостью и культурным влиянием, они, тем не менее, пошли совершенно разными историческими путями. Китай, огромная континентальная империя с тысячелетними традициями, выстроил уникальную систему централизованного управления, основанную на меритократии чиновников. Япония, островное государство, постоянно подверженное капризам стихии, создала уникальную феодальную структуру, где реальная власть принадлежала не священной фигуре императора, а сословию профессиональных воинов.
Поднебесная империя: порядок, циклы и испытания
Китайская цивилизация, одна из древнейших в мире, вошла в Средневековье с богатейшим наследием. Ее основой всегда было земледелие, требовавшее от миллионов крестьян колоссального и слаженного труда. Создание и поддержание сложных ирригационных систем, строительство дамб для защиты от разрушительных наводнений, прокладка каналов — все это требовало мощной централизованной власти, способной мобилизовать огромные массы людей. Эта необходимость и стала одной из причин формирования в Китае сильного бюрократического государства, которое, несмотря на все смуты и нашествия, неизменно возрождалось вновь и вновь.
Основы китайского общества
В центре китайской вселенной находился император, носивший титул «Сын Неба». Его власть считалась абсолютной и дарованной свыше. Он был верховным правителем, главным жрецом и отцом для всех своих подданных. Однако управлять гигантской «Поднебесной империей» в одиночку он не мог. Его опорой был многочисленный и разветвленный аппарат чиновников-бюрократов. Именно они на местах собирали налоги, вершили суд, организовывали общественные работы и следили за порядком. Налоги платили все: крестьяне отдавали часть урожая и деньги, ремесленники — свои лучшие изделия, славившиеся по всему миру: изящный фарфор, драгоценный шелк, расписные лаковые шкатулки.
Уникальной чертой китайской системы была система отбора этих чиновников. В отличие от большинства других средневековых обществ, где знать получала должности по праву рождения, в Китае был создан своего рода социальный лифт, основанный на знаниях. Чтобы занять государственный пост, необходимо было сдать сложнейшие экзамены. Система была многоуровневой: от уездных испытаний до столичных, проходивших в присутствии самого императора. Кандидаты должны были продемонстрировать блестящее знание классических философских текстов, в первую очередь Конфуция, а также истории, географии и поэзии. Хотя теоретически доступ к экзаменам был открыт для любого свободного человека, на практике многолетняя и дорогая подготовка была доступна в основном выходцам из состоятельных семей. Тем не менее, эта система ослабляла наследственную аристократию и укрепляла власть императора, формируя слой образованных управленцев, обязанных своим положением не знатности, а государству и собственным талантам.
Циклы династий и внешние угрозы
История Китая в Средние века — это череда династических циклов. Могущественная династия приходила к власти, объединяла страну, обеспечивала процветание и порядок. Со временем центральная власть слабела, налоги росли, чиновники погрязали в коррупции. Стихийные бедствия — засухи или наводнения — воспринимались народом как знак того, что правящая династия «утратила небесный мандат». Начинались крестьянские восстания и междоусобные войны, которые приводили к падению династии и периоду смуты. Затем появлялся новый сильный лидер, который вновь объединял страну и основывал новую династию, и цикл повторялся.
Период правления династии Тан (VII–IX вв.) стал временем наивысшего расцвета средневекового Китая. Но и она пала в результате военных неудач и мощного крестьянского восстания. Сменившая ее династия Сун так и не смогла достичь былого могущества. Ослаблением страны воспользовались внешние враги. Сначала север страны захватили кочевники-чжурчжэни, а в XIII веке на Китай обрушилась самая страшная сила той эпохи — монголы. В 1279 году внук Чингисхана Хубилай завершил завоевание Китая и основал новую династию — Юань. Монгольское иго было тяжелым для китайцев: их отстранили от управления страной и обложили тяжелыми поборами. Ненависть к завоевателям вылилась в середине XIV века в мощное восстание «красных повязок». Во главе его встал выходец из крестьян Чжу Юаньчжан, который изгнал монголов и основал последнюю великую династию средневекового Китая — Мин. При ней страна вновь укрепилась, началось возрождение хозяйства и культуры, а адмирал Чжэн Хэ совершил свои грандиозные морские экспедиции в Индийский океан.
Страна восходящего солнца: боги, воины и сёгуны
К востоку от Китая, на гряде вулканических островов, расположилась Япония. Ее история и культура формировались в совершенно иных условиях. Постоянная угроза землетрясений, цунами и тайфунов воспитала в японцах особое, трепетное отношение к природе, а относительная изоляция позволила создать уникальную и самобытную цивилизацию, которая, заимствуя многое у великого соседа, всегда перерабатывала это на свой лад.
Император и знать
Японское государство возникло в середине IV века, когда племенной союз Ямато объединил под своей властью большинство японских племен. Правители Ямато стали первыми императорами, основав династию, которая правит и по сей день. Власть императора обожествлялась: считалось, что он является прямым потомком богини Солнца Аматэрасу. На раннем этапе японцы активно заимствовали китайскую модель управления: появился императорский двор, чиновничий аппарат, страна была поделена на провинции. Однако в отличие от Китая, центральная власть в Японии так и не стала всесильной. Местная наследственная знать сохранила огромное влияние и экономическую независимость. Крупные аристократические роды владели обширными землями, строили собственные замки и содержали отряды профессиональных воинов — самураев.
Эпоха сёгуната
Постоянное соперничество между знатными родами в XII веке переросло в кровопролитную гражданскую войну. Победителем из нее вышел глава клана Минамото, который в 1192 году присвоил себе титул сёгуна — верховного военного правителя. С этого момента в Японии установилась уникальная система двоевластия. Император, оставаясь в своей столице Киото, сохранял свой божественный статус и считался символом нации, но был полностью отстранен от реального управления. Вся политическая, военная и экономическая власть сосредоточилась в руках сёгуна, чья военная ставка (бакуфу) находилась в другом городе. Начался долгий период правления военных домов.
Именно сёгунам и самураям пришлось столкнуться с монгольской угрозой в конце XIII века. Две попытки хана Хубилая высадиться на островах были отбиты. Во второй раз японцам помогла сама природа: мощный тайфун, названный «камикадзе» («божественный ветер»), уничтожил большую часть флота захватчиков. Япония отстояла свою независимость, что еще больше укрепило национальный дух. Однако борьба с монголами истощила ресурсы сёгуната, что привело к новому витку междоусобных войн. В 1338 году к власти пришла новая династия сёгунов — Асикага, которая правила страной до конца XVI века.
Культурный диалог и самобытность
Китай оказал огромное влияние на всю культуру Дальнего Востока, и Япония не была исключением. Оттуда пришли иероглифическая письменность, буддизм, конфуцианские идеи, архитектурные стили. Однако японцы никогда не были простыми подражателями. Все заимствованное они творчески переосмысливали, приспосабливая к своим традициям и мироощущению.
Так, в Китае мирно сосуществовали три учения: конфуцианство, даосизм и буддизм. В Японии пришедший из Китая буддизм переплелся с исконной национальной религией — синтоизмом, верой в божеств-ками, обитающих в объектах природы. Китайская поэзия с ее сложными формами в Японии трансформировалась в лаконичные и емкие трехстишия и пятистишия — хокку и танка. Даже чайная церемония, пришедшая из Китая, в Японии превратилась в утонченный ритуал, направленный на достижение внутренней гармонии. Китай подарил миру бумагу, порох, компас и книгопечатание. Япония же создала уникальную культуру сословия воинов-самураев с их строгим кодексом чести, а также утонченное искусство икебаны и садов камней. Так, развиваясь бок о бок, эти две великие цивилизации создали неповторимое культурное наследие, которое и сегодня восхищает весь мир.



