найти
Пароль
войти

Крестьяне и горожане Средневековой Европы

Крестьяне и горожане Средневековой Европы

Средневековое общество часто сравнивают со зданием, стоящим на трёх опорах. Мыслители того времени делили всех людей на три больших сословия, или группы, у каждой из которых была своя, данная Богом, задача. Первое сословие — «те, кто молится» — духовенство, которое заботилось о спасении душ. Второе — «те, кто воюет» — рыцари и феодалы, которые защищали земли и людей с оружием в руках. Но опорой для этих двух сословий, фундаментом всего средневекового мира было третье, самое многочисленное сословие — «те, кто работает». Это были миллионы крестьян, гнувших спину на полях, и тысячи городских ремесленников, чьи умелые руки создавали всё необходимое для жизни. Их труд кормил, одевал и обеспечивал всех остальных.

Крестьяне: жизнь по законам природы и сеньора

Подавляющее большинство европейцев в Средние века были крестьянами. Их мир был невелик и ограничивался, как правило, родной деревней и ближайшими окрестностями. Вся жизнь была подчинена строгому ритму природы: от весеннего сева до осенней жатвы, от восхода до заката. Центром этого мира было феодальное поместье, или вотчина, — владение сеньора. Вся земля в поместье делилась на две части. Лучшие, самые плодородные участки составляли господскую запашку, или домен. Весь урожай с этой земли шёл в амбары феодала. Остальная земля была поделена на крестьянские наделы. Крестьянин не был собственником этой земли, он лишь получал её в пользование от господина. За это право он должен был нести повинности.

Главных повинностей было две. Первая — барщина. Это принудительная работа на господской земле. Несколько дней в неделю, чаще всего три, крестьянин был обязан со своим инвентарём — плугом, бороной, волами — обрабатывать поле сеньора. Он пахал, сеял, жал и увозил урожай в господские закрома, не получая за свой труд никакой платы. Второй повинностью был оброк — плата продуктами или деньгами. Крестьянин отдавал сеньору часть того, что произвёл на своём наделе: зерно, птицу, яйца, мёд, холсты. Позже, когда в Европе стало больше денег, феодалы всё чаще требовали денежный оброк. Это заставляло крестьянина везти излишки урожая на городской рынок, чтобы продать их и расплатиться с господином.

Выжить в одиночку было почти невозможно, поэтому крестьяне жили общиной. Крестьянская община была важнейшей частью деревенской жизни. Она справедливо распределяла между семьями пахотные наделы, решала, когда начинать полевые работы, следила за состоянием общих угодий — лесов, пастбищ, рек, которыми пользовались все жители деревни. Община помогала погорельцам отстроить дом, поддерживала вдов и сирот, а также выступала единым целым перед лицом феодала, отвечая за сбор всех налогов и повинностей.

Крестьянский труд был изнурительным. Долгое время главным орудием была примитивная соха, которая лишь царапала землю. Настоящим прорывом стало распространение тяжёлого колёсного плуга с железным лемехом. Он не просто бороздил, а глубоко вспахивал и переворачивал пласт земли, уничтожая сорняки и повышая плодородие. Это, наряду с переходом от двуполья к более прогрессивному трёхполью (когда одно поле засевалось озимыми, второе — яровыми, а третье «отдыхало» под паром), позволило собирать более богатые урожаи. Однако жизнь оставалась тяжёлой. Крестьяне жили в курных избах, где дым от очага выходил через отверстие в крыше, часто под одной кровлей со скотом. Еда была простой: хлеб, каши, похлёбки из репы и капусты. Мясо было большой редкостью.

Город: воздух, который делает свободным

Начиная с X–XI веков картина средневекового мира меняется. Как грибы после дождя, по всей Европе начинают расти города. Главной причиной этого стало отделение ремесла от сельского хозяйства. Благодаря успехам в агротехнике крестьяне стали производить больше еды, чем им было нужно самим. У них появились излишки, которые можно было обменять. В то же время искусный кузнец или гончар понимал, что ему выгоднее не тратить время на работу в поле, а полностью посвятить себя ремеслу, выменивая свои изделия на продовольствие. Ремесленники стали покидать деревни и селиться вместе, образуя посёлки, которые со временем превращались в города. Они возникали в удобных местах: у стен больших монастырей и замков, на пересечении торговых дорог, у речных переправ и в морских гаванях.

Средневековый город был совершенно особым миром. Первое, что видел путник, — это мощные каменные стены с башнями и рвом. Стены были не только защитой, но и символом города, его обособленности от остального мира. За стенами начинался лабиринт узких, кривых улочек. Дома стояли вплотную друг к другу, верхние этажи часто нависали над нижними, из-за чего на улицах царил полумрак. Не было ни канализации, ни уличного освещения. Мусор и помои выливали прямо из окон. В городах стоял невообразимый шум: стук молотов из кузниц, крики зазывал, скрип телег, звон церковных колоколов.

Центром городской жизни была рыночная площадь. Здесь не только торговали всем на свете — от живой курицы до заморских пряностей, — но и вершили суд, объявляли указы сеньора, устраивали праздники и казни. На площадь выходили фасады двух главных зданий: ратуши — дома городского совета, символа независимости, и главного городского собора — предмета гордости всех горожан, который строили десятилетиями, а то и веками на общие деньги.

Горожане: цехи, гильдии и борьба за вольности

Основными жителями города, которых называли бюргерами или буржуа, были ремесленники. Мастера одной специальности объединялись в союзы — цехи (цех сапожников, цех ткачей, цех оружейников и т.д.). Цех выполнял множество функций. Во-первых, он защищал своих членов от конкуренции, запрещая ремесленникам из других городов продавать свои товары. Во-вторых, он строго следил за качеством продукции: устав цеха подробно предписывал, из какого материала, по какой технологии и какого размера должно быть изделие. В-третьих, цех был организацией взаимопомощи: он поддерживал обедневших мастеров, их вдов и сирот. Внутри цеха существовала строгая иерархия: на нижней ступени стоял ученик, который долгие годы жил в доме мастера, постигая азы ремесла. Затем он становился подмастерьем — наёмным работником, получавшим плату. И лишь создав шедевр (образцовое изделие) и внеся большой вступительный взнос, подмастерье мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

Другой влиятельной силой в городе были купцы. Они объединялись в гильдии, чтобы вместе защищать свои торговые караваны от разбойников, добиваться от королей и феодалов льгот и привилегий, строить склады и гостиницы в чужих городах. Купцы вели международную торговлю на ежегодных ярмарках, где можно было встретить товары со всего света. С развитием торговли появились и новые профессии: менялы, которые сидели за своими столами-«банками» (отсюда слово «банк») и обменивали монеты разных стран, и ростовщики, которые давали деньги в долг под проценты, финансируя крупные торговые операции.

Изначально города принадлежали сеньорам, на чьей земле они стояли. Но богатеющие и уверенные в себе горожане не хотели мириться с властью феодала, который мог в любой момент ввести новый налог или судить их по своему усмотрению. По Европе прокатилось коммунальное движение — борьба городов за самоуправление. Иногда свободу удавалось выкупить за огромные деньги, и город получал от сеньора хартию вольности — грамоту, даровавшую ему права. Но часто за свободу приходилось сражаться с оружием в руках. Города, добившиеся самоуправления, назывались коммунами. Они сами избирали городской совет, имели свой суд, казну и военное ополчение. Город стал островком свободы в феодальном мире. Недаром родилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». По законам многих городов, крепостной крестьянин, сбежавший от своего господина и проживший в городе год и один день, становился свободным человеком.

Так, в Средневековье существовали два разных мира: мир консервативной, живущей по вековым традициям деревни и мир динамичного, предприимчивого, свободного города. Они зависели друг от друга: город не мог прожить без деревенского хлеба, а деревня нуждалась в городских ремёслах. Именно в труде крестьян и горожан, в их борьбе за лучшую жизнь зарождались те силы, которые со временем изменят облик Европы и приведут её к Новому времени.