Крестовые походы в Средневековье

В конце XI века Европа была похожа на бурлящий котел. Феодальные войны не утихали, безземельные рыцари искали славы и добычи, а простой народ страдал от голода и гнёта сеньоров. В это неспокойное время с Запада на Восток устремились тысячи людей — рыцари в сияющих доспехах, купцы в погоне за выгодой и толпы бедняков, ведомых слепой верой. На их одеждах был нашит крест — символ их миссии. Так началась двухсотлетняя эпоха Крестовых походов — одно из самых грандиозных, драматичных и противоречивых событий Средневековья.
Клич из Клермона: Причины и начало походов
Искрой, воспламенившей Европу, стала речь, произнесённая в 1095 году во французском городе Клермон. Папа Римский Урбан II, глава католической церкви, обратился к огромной толпе рыцарей, священников и простолюдинов. Он рассказал о притеснениях, которым подвергаются христианские паломники в Палестине — Святой Земле, где жил и умер Иисус Христос. Он призвал воинов прекратить междоусобные войны и направить свою силу на святое дело — освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от власти турок-сельджуков, которых называли «неверными». Папа обещал всем участникам похода прощение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. Его речь была встречена восторженным криком: «Так хочет Бог!». Этот клич стал боевым девизом крестоносцев.
Причины, побудившие людей отправиться в далёкий и опасный путь, были разными.
Религиозные чувства
Многие искренне верили, что выполняют божественную миссию. Освобождение святынь было для них делом чести и веры.
Жажда наживы и земель
Для феодалов, особенно для младших сыновей, которые не получали наследства, поход был шансом разбогатеть и завоевать себе новые владения на Востоке.
Интересы Папы Римского
Урбан II надеялся расширить влияние католической церкви на Восток, подчинить себе православную Византию и поднять свой авторитет как лидера всего христианского мира.
Надежды крестьян
Замученные голодом и повинностями, многие крестьяне мечтали найти на Востоке свободу и мифическую страну изобилия.
Выгода купцов
Торговые города Италии, в первую очередь Венеция и Генуя, увидели в походах возможность установить контроль над богатыми торговыми путями Средиземноморья.
Первыми на призыв Папы откликнулись не рыцари, а бедняки. Вдохновлённые проповедником Петром Пустынником, огромные неорганизованные толпы крестьян двинулись на Восток. Этот «поход бедноты» закончился трагически: плохо вооружённые и недисциплинированные, они были почти полностью уничтожены турками. Вслед за ними выступило настоящее рыцарское войско. Первый крестовый поход (1096–1099) был самым успешным. Во многом это объяснялось тем, что мусульманский мир на Востоке был разобщён и не смог дать единый отпор. Преодолев неимоверные трудности, крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, устроив в городе жестокую резню.
Государства крестоносцев и духовно-рыцарские ордены
На завоёванных землях европейцы основали свои государства. Главным из них стало Иерусалимское королевство. Рядом с ним возникли графство Эдесское, графство Триполи и княжество Антиохийское. Это были феодальные монархии, перенесённые на чужую землю. Для защиты своих владений и паломников крестоносцы создали уникальные организации — духовно-рыцарские ордены. Их члены были одновременно и монахами, и рыцарями. Они давали обеты бедности и безбрачия, но главной их задачей была война с «неверными». Самыми могущественными стали Орден тамплиеров (храмовников), Орден госпитальеров (иоаннитов) и Тевтонский орден. Они накопили огромные богатства и превратились в самостоятельную военную и политическую силу.
Борьба за Иерусалим: Саладин и Третий крестовый поход
Успех крестоносцев был недолгим. Мусульманский мир, оправившись от первого удара, начал объединяться. Во второй половине XII века его возглавил талантливый полководец и правитель, султан Египта и Сирии Салах ад-Дин, известный в Европе как Саладин. В 1187 году он наголову разгромил войско крестоносцев в битве при Хаттине, а затем захватил Иерусалим.
Падение священного города потрясло Европу. В ответ был организован Третий крестовый поход (1189–1192), который вошёл в историю как «поход трёх королей». В нём приняли участие три самых могущественных монарха того времени: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Однако поход преследовали неудачи: Барбаросса утонул при переправе через реку, а Филипп II, поссорившись с Ричардом, вернулся во Францию. Ричард Львиное Сердце остался один. Он был храбрым воином и талантливым полководцем, одержал ряд побед, но вернуть Иерусалим так и не смог. В итоге он заключил с Саладином мирный договор, по которому побережье оставалось у крестоносцев, а христианским паломникам разрешалось свободно посещать святыни.
Поворот на Константинополь и закат движения
С каждым новым походом религиозный пыл угасал, а на первый план всё больше выходили корыстные интересы. Самым позорным стал Четвёртый крестовый поход (1202–1204). Изначально он был направлен против Египта, но венецианские купцы, перевозившие войско, убедили рыцарей повернуть на Константинополь — столицу православной Византии, главного торгового конкурента Венеции. В 1204 году крестоносцы штурмом взяли и безжалостно разграбили самый богатый христианский город мира. Этот акт вандализма нанёс смертельный удар Византийской империи и окончательно расколол христианский мир.
Последующие походы, включая трагический «Детский крестовый поход» 1212 года, когда тысячи детей погибли или были проданы в рабство, уже не имели такого размаха и успеха. Крестоносцы постепенно теряли свои владения на Востоке. В 1291 году пала их последняя твердыня — крепость Акра. Эпоха государств крестоносцев в Святой Земле завершилась.
Последствия и наследие Крестовых походов
Несмотря на конечную военную неудачу, Крестовые походы оказали огромное влияние на Европу.
Экономика
Походы способствовали оживлению торговли по Средиземному морю. Итальянские города обогатились, привозя с Востока пряности (перец, гвоздику), сахарный тростник, шёлк, стекло и предметы роскоши. В Европе стали шире использоваться деньги, что подрывало основы натурального хозяйства.
Культура и быт
Европейцы познакомились с достижениями более развитой арабской и византийской цивилизаций. Они заимствовали новые сельскохозяйственные культуры (рис, гречиху, лимоны, абрикосы), научились производить шёлк и стекло. В быт вошли такие новшества, как ветряные мельницы, голубиная почта, а также привычка мыть руки перед едой и пользоваться банями.
Политика
Власть королей укрепилась, так как многие непокорные феодалы погибли в походах или разорились, снаряжая войско. Начался медленный процесс централизации государств.
Негативные последствия
Походы привели к гибели сотен тысяч людей. Они усилили религиозную нетерпимость и вражду между христианами и мусульманами. Разгром Константинополя углубил раскол между католической и православной церквями и ослабил христианский мир перед лицом надвигающейся турецкой угрозы.
Заключение
Крестовые походы были сложным и многогранным явлением, в котором переплелись истинная вера и жадность, рыцарский героизм и жестокость, стремление к духовному подвигу и холодный политический расчёт. Они не достигли своей главной цели, но, расширив горизонты европейцев, навсегда изменили облик средневекового мира и ускорили его движение к новой эпохе.