найти
Пароль
войти

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции, особенно её классический период в V–IV веках до н. э., стала тем фундаментом, на котором выросла вся последующая европейская цивилизация. Это было время, когда после победоносного отражения персидской угрозы эллинский дух ощутил небывалый подъём. В атмосфере свободы и гордости за свой полис расцвели архитектура, скульптура, театр и философия, достигшие такого совершенства, что на протяжении тысячелетий служили непревзойдённым эталоном. Греки не просто строили здания или высекали статуи — они стремились воплотить в камне и бронзе свои представления о гармонии, порядке и красоте, создав мир, в котором мерой всех вещей был человек.

Каменная музыка: архитектура

Греческая архитектура — это не хаотичное нагромождение построек, а строго продуманная система, основанная на порядке, симметрии и математическом расчёте. Эллины разработали так называемую ордерную систему, которая определяла внешний вид и пропорции здания. Ордер — это не просто колонна, а целостное сочетание несущих и несомых частей.

Три стиля, три характера

Наибольшее распространение получили два основных ордера: дорический и ионический. Позже к ним добавился и третий — коринфский.

Дорический ордер — самый древний, строгий и мужественный. Его мощная колонна не имеет основания (базы) и словно вырастает прямо из каменного стилобата. Верхняя часть, капитель, очень проста и лишена украшений. Весь облик дорического храма дышит силой, сдержанностью и монументальностью. Его часто сравнивали с фигурой сильного, сурового воина-гоплита. Именно в этом стиле построен главный храм Афин — Парфенон.

Ионический ордер, возникший в богатых греческих городах Малой Азии, более лёгок, строен и наряден. Его колонна тоньше, она имеет собственное основание, а её капитель украшена характерными спиралевидными завитками — волютами. Ионический ордер ассоциировался с изяществом и грацией женской фигуры. В этом стиле построены храмы Эрехтейон и храм Ники Бескрылой на афинском Акрополе.

Коринфский ордер — самый поздний и пышный. Его главное отличие — сложная и богатая капитель в виде корзины, увитой листьями аканта. Он не получил широкого распространения в классической Греции, но был очень популярен у римлян, ценивших роскошь.

Венцом храма служила двускатная крыша, образовывавшая с торцов треугольные поля — фронтоны. Эти фронтоны заполнялись скульптурными группами, повествующими о мифах, связанных с божеством, которому был посвящён храм.

Афинский Акрополь — венец творения

Символом и вершиной древнегреческой культуры по праву считается ансамбль афинского Акрополя. Варварски разрушенный персами во время похода Ксеркса, он был заново отстроен в эпоху Перикла с невероятным размахом и великолепием. Акрополь должен был стать не просто религиозным центром, а зримым памятником победы греков над врагом и символом могущества Афин. Общее руководство этим грандиозным проектом осуществлял гениальный скульптор Фидий.

Путь к святыням

На священный холм вела широкая дорога, заканчивавшаяся у монументальных ворот — Пропилей. Это величественное сооружение в строгом дорическом стиле сразу настраивало посетителя на торжественный лад. Справа от Пропилей, на небольшом выступе скалы, располагался лёгкий и изящный храм Ники Бескрылой. Афиняне сознательно изваяли богиню победы без крыльев, веря, что теперь она никогда не покинет их город.

Пройдя через ворота, посетитель оказывался на главной площади, где его взору представала гигантская бронзовая статуя Афины Воительницы работы Фидия. Блеск её копья был виден морякам ещё на подходе к порту Пирей. Рядом находился один из самых необычных храмов — Эрехтейон. Он был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за покровительство над Аттикой и хранил священные реликвии: след от трезубца Посейдона и священную оливу, подаренную Афиной. Самой узнаваемой чертой этого храма стал портик, где крышу поддерживали не колонны, а шесть мраморных фигур девушек — кариатид.

Но главным зданием Акрополя был, без сомнения, Парфенон — храм, посвящённый Афине-Деве. Это самое совершенное творение дорического ордера. Его архитекторы Иктин и Калликрат использовали множество оптических приёмов, чтобы здание казалось абсолютно гармоничным. Внутри храма стояла колоссальная 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинная техника).

Совершенство в камне и бронзе: скульптура

Греческие скульпторы стремились создать образ идеального человека — гармонично развитого физически и духовно. Они изображали богов, похожих на прекрасных людей, и людей, достойных быть вровень с богами. Вопреки распространённому мнению, античные статуи не были белоснежными. Греки раскрашивали их, стремясь придать максимальную жизненность: в глаза вставляли драгоценные камни, а мрамор покрывали воском телесного цвета.

Помимо Фидия, прославившегося своими колоссальными статуями Зевса в Олимпии (одно из семи чудес света) и Афины в Парфеноне, классическая эпоха дала миру и других великих мастеров. Мирон в своей знаменитой статуе «Дискобол» сумел запечатлеть краткий миг покоя между двумя движениями, передав невероятное напряжение атлета. Поликлет создал статую «Копьеносец», ставшую каноном, то есть образцом идеальных пропорций человеческого тела. А Пракситель в IV веке до н. э. прославился умением придавать мрамору мягкость и трепетность живой плоти, что особенно проявилось в его статуе Афродиты Книдской.

Искусство на черепках: вазопись

К сожалению, монументальная греческая живопись (фрески, картины на досках) до нас почти не дошла. Мы можем судить о ней в основном по росписям на керамических сосудах. Существовало два основных стиля вазописи. Более ранний — чёрнофигурный, когда на красноватом фоне глиняной вазы чёрным лаком наносились силуэты фигур. Детали внутри силуэта процарапывались. Позднее появился более совершенный краснофигурный стиль. Здесь, наоборот, фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались цвета глины. Это позволяло художнику тонкой кистью прорисовывать черты лиц и складки одежд, добиваясь большей живости и реализма.

Искусство греческих художников было настолько велико, что порождало легенды. Рассказывали о состязании живописцев Зевксиса и Паррасия. Зевксис нарисовал виноградную гроздь так натурально, что к ней слетелись птицы. Уверенный в победе, он попросил Паррасия отдернуть покрывало со своей картины. «Не могу, — ответил тот, — оно у меня и нарисовано». Зевксис признал себя побеждённым, ведь он смог обмануть лишь птиц, а его соперник — глаз художника.

Таким образом, культура Древней Греции стала уникальным явлением, подарившим миру непревзойдённые образцы в архитектуре и искусстве. Но её величие было основано не только на эстетическом совершенстве. Оно было пронизано гуманизмом, верой в безграничные творческие возможности человека, в силу его разума и духа. Именно эти идеи, воплощённые в камне, бронзе и на сцене театра, стали величайшим вкладом Эллады в сокровищницу мировой цивилизации.