Культура средневекового Китая и Японии
Культура средневекового Китая и Японии — это два великих и во многом различных мира, созданных народами, которые на протяжении веков были ближайшими соседями. Китай, древняя и огромная континентальная империя, стал источником множества изобретений, философских идей и художественных стилей, оказавших колоссальное влияние на всю Восточную Азию. Япония, островное государство, постоянно ощущавшее это влияние, не стала слепым подражателем. Она впитывала, переосмысливала и приспосабливала достижения китайской цивилизации к собственному уникальному мировоззрению, создавая на этой основе совершенно самобытную и утонченную культуру, отразившую ее особую историю и природные условия.
Вселенная китайской мысли и гения
Фундаментом китайской культуры всегда были мощные интеллектуальные традиции и практический гений ее народа. Именно в Китае были заложены основы мировоззрения, определившие развитие общества на тысячелетия вперед, и сделаны изобретения, которые изменили не только саму Поднебесную, но и в конечном итоге весь мир. Культурное превосходство Китая в средневековом мире было неоспоримым, а его достижения — поистине грандиозными.
Три учения — опора государства и духа
В отличие от многих других цивилизаций, где доминировала одна религия, в Китае мирно сосуществовали три великих учения, которые не столько враждовали, сколько дополняли друг друга, отвечая на разные запросы человеческой души и общества. Это были конфуцианство, даосизм и буддизм.
Конфуцианство, основанное мудрецом Конфуцием еще в древности, было не столько религией, сколько морально-этическим учением об идеальном устройстве общества и государства. Его главными принципами были строгий порядок и иерархия. Младший должен уважать и почитать старшего, дети — родителей, жена — мужа, а все подданные — своего государя. Конфуцианство требовало от каждого человека добросовестно выполнять свой долг на своем месте и соблюдать сложный церемониал, регулировавший все стороны жизни. Именно это учение стало идеологической основой китайской империи и системы экзаменов для чиновников.
Даосизм, связанный с именем мудреца Лао Цзы, предлагал иной путь. Если конфуцианство было обращено к обществу, то даосизм — к личности и ее связи с природой. Даосы осуждали суетную жизнь, погоню за богатством и славой. Они призывали человека следовать «Дао» — естественному пути вещей, жить в простоте и гармонии с миром, не пытаясь его переделать. Идеалом даосизма был мудрец-отшельник, созерцающий природу и постигающий ее законы.
Буддизм, пришедший в Китай из Индии в I веке, принес с собой идеи о карме, перерождении и возможности достижения нирваны — освобождения от страданий. Это учение давало ответы на вопросы о жизни и смерти, которые не затрагивали конфуцианство и даосизм. Буддийские монастыри стали крупными культурными и хозяйственными центрами, а сама религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру.
Великие изобретения, изменившие мир
Практический ум китайцев породил множество открытий, которыми человечество пользуется до сих пор. Важнейшими из них были так называемые «четыре великих изобретения»:
- Бумага. Ее изобретение позволило создать относительно дешевый и удобный материал для письма, что способствовало распространению грамотности и развитию бюрократии.
- Книгопечатание. Изначально это было печатание с резных деревянных досок, что позволяло быстро создавать множество копий одного текста. Это произвело настоящую революцию в распространении знаний.
- Порох. Изначально использовался для фейерверков и увеселений, но довольно скоро китайцы оценили и его военный потенциал, создавая примитивные ракеты, гранаты и огнеметы.
- Компас. Сначала он применялся для гаданий и определения благоприятных мест для строительства, но позже стал незаменимым инструментом в мореплавании.
Но список на этом не заканчивается. Именно в Китае были созданы первые в мире бумажные деньги, фарфор, секрет которого веками не могли разгадать европейцы, тончайший шелк, а также такие привычные нам вещи, как зубная щетка или воздушный змей. Огромных успехов достигла и китайская народная медицина, чьи методы, например, иглоукалывание, популярны и сегодня.
Искусство и литература Поднебесной
Духовная жизнь и эстетические представления китайцев нашли яркое отражение в их искусстве. Оно было тесно связано с философией и каллиграфией — искусством красивого письма.
Поэзия, живопись и каллиграфия
Золотым веком китайской поэзии считается эпоха династии Тан (VII–IX вв.), прославленная именами великих поэтов Ли Бо и Ду Фу. Их стихи, посвященные красоте природы, дружбе, вину, размышлениям о быстротечности жизни и судьбах родины, знал каждый образованный китаец.
Живопись и каллиграфия считались родственными искусствами, так как использовали одни и те же инструменты — кисть, тушь и бумагу или шелк. Умение владеть кистью было показателем образованности и тонкого вкуса. Главным жанром живописи стал пейзаж «шань-шуй» (горы и воды). Китайские художники стремились передать не столько фотографическое сходство, сколько сущность природы, ее величие и гармонию. Человек на этих свитках часто изображался крошечной фигуркой, подчеркивая его скромное место во вселенной. Популярны были также жанры «цветы и птицы» и портрет.
Архитектура и скульптура
Свидетельством высокого мастерства китайских зодчих являются сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники. С распространением буддизма по всей стране стали возводиться великолепные храмы-пагоды — многоярусные башни с характерными изогнутыми крышами. Грандиозностью отличались и дворцовые комплексы. Скульпторы создавали потрясающие по своим размерам и одухотворенности статуи Будды, высекая их прямо в скалах, как в пещерных храмах Лунмэнь.
Эстетика Японии: красота в простоте
Японская культура, впитав многое от китайской, пошла своим путем. Ее своеобразие было обусловлено островным менталитетом, суровыми природными условиями и особым религиозным чувством, которое нашло выражение в синтоизме.
Природа как религия
Национальная религия японцев, синтоизм («путь богов»), учит, что божества-ками обитают не только на небесах, но и в объектах земного мира: в горах, реках, деревьях, камнях. Это породило трепетное, почти религиозное отношение к природе и стремление жить в гармонии с ней. Японцы научились видеть прелесть в несовершенстве, ценить мимолетность и простоту.
Это мироощущение нашло отражение во всех видах японского искусства. Японцы не строили таких грандиозных сооружений, как китайцы. Их жилища и храмы органично вписывались в окружающий ландшафт. Возле дома было принято разбивать небольшой сад, но это был не просто набор растений. Японский сад — это целый мир в миниатюре, модель вселенной, где камни символизируют горы, а песок — воду. Особым видом стали сады камней, предназначенные для медитации и созерцания.
Искусство одного мгновения
Даже чайная церемония, заимствованная из Китая, в Японии приобрела совершенно иной смысл. Из простого наслаждения напитком она превратилась в утонченный ритуал, направленный на достижение внутреннего покоя и гармонии. Все в ней было подчинено строгим правилам и особому эстетическому принципу «ваби-саби» — красоте простоты, естественности и легкой грусти.
Стремление к лаконичности и умение передать многое в малом проявилось и в поэзии. Японцы создали уникальные жанры коротких нерифмованных стихотворений: пятистишия танка и трехстишия хокку. В этих нескольких строчках, как правило, запечатлевалось одно мгновение, один образ из мира природы, который вызывал у читателя глубокие философские размышления о жизни и ее смысле.
Пришедший из Китая буддизм также был переосмыслен в Японии. Особую популярность здесь приобрело его направление — дзен-буддизм, который учил достигать просветления через медитацию, самодисциплину и созерцание. Именно дзен оказал огромное влияние на формирование кодекса чести самураев и на многие виды японского искусства. Таким образом, диалог двух великих культур породил уникальное и многообразное наследие, которое и сегодня продолжает восхищать и вдохновлять весь мир.



