Монгольская держава после Чингисхана
Смерть Чингисхана в 1227 году не стала концом монгольских завоеваний. Напротив, она открыла новую, еще более масштабную и трагическую главу в истории многих народов Евразии. Огромная военная машина, созданная «Потрясателем Вселенной», продолжила свое движение по инерции, направляемая его сыновьями и внуками. Именно в этот период Монгольская империя достигла своих максимальных размеров, а ее тумены дошли до берегов Адриатического моря на западе и до джунглей Вьетнама на юге. Это было время величайших побед, но также и время, когда заложенные в основание империи противоречия начали проявляться все отчетливее, ведя ее к неминуемому распаду.
Наследники и новые походы
Согласно воле самого Чингисхана, его преемником на посту великого хана стал его третий сын — Угедей. Это был мудрый и относительно мягкий правитель, который, однако, твердо намеревался продолжать дело своего отца. При нем была построена столица империи — город Каракорум, и завершено завоевание Северного Китая. Но главным событием его правления стало решение, принятое на курултае 1235 года, об организации грандиозного общемонгольского похода на Запад, в Европу. Этот поход должен был завершить покорение половецких степей и наказать народы, осмелившиеся сопротивляться монголам.
Поход Батыя: огненный смерч над Русью
Командующим этим походом был назначен внук Чингисхана, сын его старшего сына Джучи — Батый (Бату). Под его начало были собраны огромные силы, лучшие полководцы и воины со всех концов империи. Первой жертвой этого нашествия стала Волжская Булгария. Затем, осенью 1237 года, несметные полчища Батыя вторглись в пределы русских земель. Для Руси началась самая черная страница ее истории.
Нашествие было подобно огненному смерчу. Первой пала Рязань, стертая с лица земли вместе со всеми ее жителями. Затем та же участь постигла Коломну, Москву, Владимир, Суздаль и десятки других городов Северо-Восточной Руси. Монголы действовали с методичной жестокостью: города, оказывавшие сопротивление, брались штурмом, их население либо полностью истреблялось, либо угонялось в рабство. Особенно ценились ремесленники, которых отправляли вглубь империи. После короткой передышки в степях, в 1239–1240 годах, нашествие возобновилось. Были разорены южнорусские земли, пали Переяславль, Чернигов и, наконец, в декабре 1240 года после ожесточенной обороны был взят и разрушен Киев — «мать городов русских». Катастрофа была всеобъемлющей. Были уничтожены центры ремесла и торговли, погибли тысячи людей, прервались культурные традиции.
Вторжение в Европу и рождение Золотой Орды
Оставив за спиной дымящиеся руины русских городов, армия Батыя устремилась дальше на запад. Разделившись на несколько корпусов, монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Хорватию. Европейское рыцарство, считавшееся непобедимым, потерпело ряд сокрушительных поражений. Паника охватила всю Европу. Казалось, ничто не может остановить завоевателей. Однако, дойдя до берегов Адриатического моря, монголы внезапно повернули назад. Причин для этого было несколько:
- огромные потери в боях;
- трудности со снабжением конницы фуражом;
- известие о смерти великого хана Угедея в Монголии.
Батый, как один из влиятельных чингизидов, должен был участвовать в выборах нового великого хана. Он повернул свои войска и обосновался в низовьях Волги. На завоеванных им землях и на территории улуса своего отца Джучи он создал новое мощное государство, которое в русских летописях получило название Золотая Орда. Разоренные русские княжества на долгие два с половиной столетия попали в тяжелую вассальную зависимость от этой новой степной империи.
Поход Хулагу и гибель Багдада
В то время как Батый утверждал свою власть в Восточной Европе, другой внук Чингисхана, Хулагу, возглавил не менее грандиозный поход на Ближний Восток. Его главной целью было окончательное уничтожение иранских исмаилитов-низаритов (известных в Европе как ассасины) и покорение Арабского халифата с центром в Багдаде.
Падение «Города мира»
В 1258 году армия Хулагу подошла к стенам Багдада. Этот город на протяжении пяти веков был столицей халифата Аббасидов и являлся одним из величайших центров мировой цивилизации — науки, поэзии, медицины и торговли. Последний халиф аль-Мустасим вел себя нерешительно и отверг ультиматум о сдаче. После недолгой осады город был взят штурмом. То, что произошло дальше, повергло в шок весь исламский мир. Город был отдан на разграбление. Почти все его население, насчитывавшее сотни тысяч человек, было вырезано. Бесценные сокровища, накопленные веками, были разграблены.
Особенно страшный удар был нанесен по культуре. Легендарный «Дом мудрости» — крупнейшая библиотека и академия того времени — был уничтожен. Согласно преданиям, бесчисленные рукописи были сброшены в реку Тигр, чтобы завалить ее и сделать переправу для конницы, и воды реки почернели от чернил. Самого халифа, по приказу Хулагу, казнили, завернув в ковер и затоптав лошадьми, чтобы не проливать на землю его «священную» кровь. Падение Багдада стало концом не только династии Аббасидов, но и всей эпохи классического Арабского халифата.
Пределы завоеваний
После разгрома Багдада казалось, что монголов уже ничто не остановит. Они двинулись дальше, в Сирию, и уже готовились к вторжению в Египет. Однако в 1260 году в битве при Айн-Джалуте их войско было наголову разбито армией египетских мамлюков под командованием султана Бейбарса. Эта битва имела огромное историческое значение. Она развеяла миф о непобедимости монголов и остановила их продвижение вглубь арабского мира и в Северную Африку. Примерно в то же время монголы терпели неудачи и на других направлениях: их попытки завоевать Индию и Вьетнам также не увенчались успехом. Гигантская империя достигла своих естественных пределов.
Сам же Хулагу на завоеванных им землях Ирана, Ирака и Закавказья основал еще одно монгольское государство, вошедшее в историю как держава Хулагуидов или ильханов. Так, к середине XIII века на обломках единой империи Чингисхана уже отчетливо вырисовывались контуры нескольких огромных, но самостоятельных государств, управляемых его потомками. Эпоха единой Монгольской державы подходила к своему концу.



