Окружающий мир: Человек
Каждый день мы смотрим в зеркало и видим человека. Мы ходим в школу, общаемся с друзьями, читаем книги, мечтаем — и всё это кажется нам обычным и естественным. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что на самом деле означает быть человеком? Это один из самых сложных и интересных вопросов на свете. Мы — часть огромного мира живой природы, но в то же время мы чем-то кардинально от него отличаемся. Давайте отправимся в увлекательное путешествие внутрь нас самих, чтобы лучше понять, кто мы такие.
Наши корни: человек — часть живой природы
Прежде чем говорить о наших отличиях, важно понять, что нас объединяет со всем живым миром. Человек — это не гость на планете Земля, а её полноправный житель, продукт миллионов лет эволюции. Мы принадлежим к царству животных, классу млекопитающих. Это не просто научные слова. Это означает, что мы живём по тем же фундаментальным биологическим законам, что и волк, дельфин или мышь.
Мы дышим. Нашему организму, как и любому животному, для жизни необходим кислород. Каждую секунду наши лёгкие работают, чтобы обеспечить им каждую клетку тела.
Мы питаемся. Чтобы двигаться, думать, расти, нам нужна энергия. Мы получаем её из пищи, точно так же, как лев получает энергию из мяса, а корова — из травы.
Мы растём и развиваемся. Никто не рождается сразу взрослым. Мы проходим долгий путь от младенца до взрослого человека, наше тело и наши умения постоянно меняются.
Мы оставляем потомство. Способность к размножению — одно из ключевых свойств всего живого, и люди, рожая детей, продолжают свой род, как и все другие существа на планете.
Наши тела — это сложнейшие биологические машины, которые подчиняются законам природы. Но если всё так похоже, то в чём же заключается наше главное, огромное отличие?
Искра разума: то, что делает нас уникальными
Представьте себе бобра, который строит плотину. Это невероятно сложное и умное сооружение. Или собаку, которая может выучить десятки команд. Животные, без сомнения, могут быть очень сообразительными. Но ни одно из них не обладает тем, что мы называем разумом.
Разум — это не просто сообразительность. Это способность мыслить абстрактно, то есть думать о вещах, которых нет прямо перед нами. Собака думает о косточке, которую видит. А человек может думать о справедливости, о будущем, о смысле жизни. Разум позволяет нам:
Использовать сложный язык
Животные общаются сигналами об опасности или пище. А мы с помощью речи и письма можем передавать сложнейшие идеи, рассказывать истории, спорить о теориях, описывать свои чувства.
Планировать далёкое будущее
Белка запасает орехи на зиму, подчиняясь инстинкту. Человек может составить план строительства города, который будет стоять сотни лет, или запустить космический корабль, который долетит до другой планеты через десятилетия.
Задавать вопросы «почему?» и «зачем?»
Мы не просто живём в мире, мы пытаемся его понять. Мы изучаем звёзды, законы физики, тайны живой клетки. Эта жажда знаний — уникальная черта человеческого разума.
Физическим домом нашего разума является головной мозг. Мозг есть и у животных, но человеческий мозг устроен несравнимо сложнее. Это самый загадочный орган во Вселенной. Он похож на мощнейший суперкомпьютер, который не только управляет нашим телом, но и создаёт всё то, что мы называем личностью.
Вселенная внутри: наш внутренний мир
Самое удивительное, что создаёт наш мозг, — это наш внутренний мир. Это то, что нельзя потрогать или увидеть, но то, что делает каждого из нас уникальным. Великий писатель Фёдор Достоевский говорил, что человек «глубок, как море». И это правда. Давайте погрузимся в это море.
Наш внутренний мир состоит из множества компонентов:
Чувства и эмоции
Это наши внутренние реакции на то, что происходит вокруг: радость от встречи с другом, грусть из-за плохой оценки, страх перед неизвестностью, восторг от красивой музыки. Эмоции окрашивают нашу жизнь, делая её яркой и насыщенной.
Знания
Всю жизнь мы учимся и складываем в своей голове огромную библиотеку фактов о мире: от таблицы умножения до знаний об истории Древнего Египта.
Характер
Это устойчивые особенности нашего поведения. Один человек смелый и решительный, другой — тихий и застенчивый. Кто-то добрый и отзывчивый, а кто-то — эгоистичный. Характер формируется всю жизнь и проявляется в наших поступках.
Ценности и убеждения
Это то, что мы считаем важным и правильным в жизни: дружба, честность, справедливость, семья.
Изучением этого сложного внутреннего мира занимается специальная наука — психология. Она помогает нам понять, почему мы поступаем так, а не иначе, и как научиться лучше понимать себя и других людей.
Глава 4. Как мы познаём мир: четыре ступеньки познания
Наш внутренний мир не рождается на пустом месте. Он строится всю жизнь благодаря нашей способности познавать окружающий мир. Этот процесс можно представить в виде лестницы из четырёх главных ступенек.
Восприятие
Всё начинается с наших органов чувств. Глаза, уши, нос, язык и кожа — это наши «окна» и «двери» в мир. Через них в наш мозг непрерывным потоком поступает информация: мы видим цвета и формы, слышим звуки, чувствуем запахи. Этот процесс получения первичной информации называется восприятием. Это фундамент, на котором строится всё остальное.
Память
Что было бы, если бы вся информация, полученная через органы чувств, тут же исчезала? Мы бы не могли ничему научиться. К счастью, у нас есть память. Это удивительная способность мозга сохранять полученные знания и опыт. Память — это наша личная «кладовая» или «библиотека». Когда учитель просит вас вспомнить правило, он просит вас найти нужную «книгу» на полке вашей памяти и прочитать её. Без памяти не было бы ни обучения, ни личного опыта.
Мышление
Но человек не просто склад информации. Мы умеем с этой информацией работать. Этот процесс называется мышлением. Мышление — это когда мы обдумываем то, что знаем. Мы сравниваем предметы, находим между ними связи, анализируем ситуации и делаем выводы. Например, вы сидите дома, но видите в окно, что прохожие надели шапки и шарфы. Вы не чувствуете холода, но ваше мышление делает вывод: «На улице холодно». Вы использовали старые знания (из памяти) и новую информацию (от восприятия), чтобы получить новое знание (вывод).
Воображение
Это, пожалуй, самая волшебная способность нашего разума. Воображение — это умение представлять то, чего нет прямо перед нами. Когда вы читаете книгу о драконах, ваше воображение рисует их в вашей голове. Когда вы мечтаете о летних каникулах, вы представляете себе море или лес. Но воображение — это не просто развлечение. Это мощнейший инструмент для творчества и работы. Прежде чем построить дом, архитектор должен вообразить его. Прежде чем нарисовать картину, художник должен представить её. Любое изобретение, любая сказка, любой план на будущее рождается сначала в нашем воображении.
Эти четыре ступеньки — восприятие, память, мышление и воображение — работают вместе, в тесной связке. Благодаря им мы не просто живём в мире, а постоянно познаём его, меняем его и создаём в нём что-то новое.
Заключение
Итак, кто же такой человек? Это удивительное создание, стоящее на двух ногах: одной — в мире природы, а другой — в мире разума. Мы — живые существа со всеми биологическими потребностями. Но наш разум, наш сложный внутренний мир и наши способности к познанию и творчеству делают нас абсолютно уникальными.
Благодаря этим качествам мы смогли изменить лицо планеты, создав города, дороги, искусство и науку — весь наш рукотворный мир. Но эта огромная сила накладывает на нас и огромную ответственность. Ответственность за нашу планету, за других живых существ и друг за друга. Понимать, что такое человек, — значит не только знать о строении своего тела или работе мозга. Это значит понимать свою уникальность, ценить свой внутренний мир и помнить об ответственности, которая приходит вместе с великим даром — быть Человеком.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1: Портрет моего внутреннего мира
Цель: Научиться размышлять о себе, своих чувствах и качествах. Инструкция: Возьми лист бумаги и нарисуй в центре контур человека (это будешь ты). Внутри этого контура не рисуй органы, а постарайся с помощью слов, символов или маленьких рисунков ответить на вопросы о своём внутреннем мире:
- Какое чувство ты испытываешь чаще всего (радость, спокойствие, любопытство)? Нарисуй его символ.
- Напиши 3-4 самых главных, по-твоему, качества твоего характера (например, «добрый», «весёлый», «упрямый», «честный»).
- О чём ты больше всего любишь мечтать? Напиши или нарисуй свою главную мечту.
- Какое твоё самое яркое и тёплое воспоминание? Попробуй изобразить его. В результате у тебя получится не физический, а психологический портрет.
Задание 2: Цепочка познания
Цель: Научиться различать и видеть связь между восприятием, памятью, мышлением и воображением. Инструкция: Прочитай описание простой жизненной ситуации. Твоя задача — расписать, как в этой ситуации по очереди работали четыре ступеньки познания.
Ситуация: Мама попросила тебя приготовить бутерброд с сыром. Ты подошёл к холодильнику, открыл его, нашёл всё необходимое и сделал бутерброд, красиво украсив его веточкой петрушки.
Распредели действия и мысли по четырём пунктам:
- Восприятие: Что ты увидел, услышал, почувствовал органами чувств? (Например: «Я услышал просьбу мамы, увидел продукты в холодильнике…»).
- Память: Какие знания из прошлого тебе пришлось «вспомнить»? (Например: «Я вспомнил, где обычно лежит сыр и хлеб, как пользоваться ножом…»).
- Мышление: Какие выводы ты сделал, что проанализировал? (Например: «Я подумал, что сыр нужно нарезать тонкими ломтиками, а не толстыми кусками…»).
- Воображение: Что ты представил себе заранее? (Например: «Я представил, как будет выглядеть готовый бутерброд, и вообразил, как его можно сделать красивее…»).
Задание 3: Изобретения природы
Цель: Потренировать воображение и понять, как человек использует наблюдения за природой для творчества. Инструкция: Выбери любое животное или растение. Внимательно подумай о его самых интересных особенностях (например, паук плетёт прочную паутину, хамелеон меняет цвет, семена клёна летают, как вертолётики, у ежа есть иголки). А теперь, используя воображение, придумай и опиши (или нарисуй) изобретение для людей, основанное на этой особенности. Дай своему изобретению название.
- Пример: Объект — репейник. Особенность — цепляется за всё крючками. Изобретение — застёжка-липучка.



