Окружающий мир: Природа и человек
Каждый день, открывая глаза, мы видим окружающий нас мир. Солнечный свет пробивается через стекло, за окном щебечут птицы, гудят машины. Мы пьём воду, дышим воздухом, идём в школу по асфальтовой дорожке. Весь этот огромный, сложный и невероятно интересный мир можно условно разделить на две большие части. Первая — это природа. Вторая — это всё, что создал человек. Давайте разберёмся в этой сложной и увлекательной связи.
Два мира — один дом
Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Вокруг вас — океан, песок, скалы, пальмы, диковинные птицы. Всё это — природа. Это то, что существовало до человека и будет существовать после него. А теперь представьте свой дом: кровать, стол, компьютер, книги, игрушки. Всё это — рукотворный мир, созданный умом и трудом людей.
Природа, в свою очередь, тоже делится на две огромные категории: неживая и живая.
Неживая природа
Неживая природа — это основа, фундамент нашего мира. Солнце, дающее свет и тепло, воздух, которым мы дышим, вода, без которой невозможна жизнь, камни, песок, горы — всё это объекты неживой природы. Они могут изменяться — ветер разрушает скалы, вода точит камни, — но они не живут в нашем понимании. У них нет жизненного цикла.
Живая природа
Живая природа — это всё, что обладает удивительным даром жизни. Главные признаки любого живого существа, или организма, — это способность дышать, питаться, расти, развиваться, размножаться (оставлять потомство) и, в конце концов, умирать. Цветок на подоконнике, кошка, спящая на диване, маленький микроб, невидимый глазу, и мы с вами — всё это представители живой природы.
Важно понимать, что живая и неживая природа неразрывно связаны. Ни одно живое существо не может существовать без неживой природы. Растениям нужен солнечный свет, вода из почвы и углекислый газ из воздуха, чтобы питаться. Животным и людям нужны воздух для дыхания и вода для питья. Наша планета — это единая, сложная система, где всё зависит от всего.
Кто живёт на планете?
Мир живых организмов настолько разнообразен, что учёным пришлось придумать способ, как навести в нём порядок. Наука, которая изучает жизнь во всех её проявлениях, называется биология (от древнегреческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука). Биологи разделили все известные живые существа на большие группы, которые называются царствами. В школе мы изучаем четыре основных царства.
Царство Растений
Это «зелёные лёгкие» нашей планеты. Главная особенность растений — их способность к фотосинтезу. Используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ, они сами создают для себя пищу (органические вещества). Побочным продуктом этого процесса является кислород, которым дышит большинство живых существ на Земле, включая нас. Деревья, травы, цветы, мхи, водоросли — всё это представители растительного мира.
Царство Животных
Это самое разнообразное по внешнему виду и поведению царство. В отличие от растений, животные не могут сами производить для себя пищу. Они являются потребителями — питаются растениями (травоядные), другими животными (хищники) или и тем, и другим (всеядные). Большинство животных активно передвигаются в поисках еды, партнёра или спасаясь от опасности. От крошечного муравья до гигантского синего кита — все они часть этого царства.
Царство Грибов
Долгое время грибы считали растениями, но это не так. Они занимают особое положение. Как и животные, грибы не способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами. Но, в отличие от животных, они не передвигаются, а впитывают питательные вещества всей своей поверхностью. Главная роль грибов в природе — это роль «санитаров». Они разлагают остатки мёртвых растений и животных, возвращая питательные вещества обратно в почву. Без грибов наша планета была бы завалена мёртвой органикой.
Царство Бактерий
Это мир невидимок. Бактерии — мельчайшие, в основном одноклеточные организмы, которые можно рассмотреть только в микроскоп. Они живут повсюду: в почве, в воде, в воздухе, на нашей коже и даже внутри нашего кишечника. Многие думают, что бактерии — это только вредные микробы, вызывающие болезни. Но это не так. Большинство бактерий либо безвредны, либо очень полезны. Например, кисломолочные бактерии помогают нам делать кефир и йогурт, а бактерии в нашем организме помогают переваривать пищу.
Человек — особенная часть природы
Теперь поговорим о нас. Человек, без всяких сомнений, является частью живой природы. Мы дышим, питаемся, растём, у нас рождаются дети — все признаки живого организма налицо. С точки зрения биологии, мы относимся к царству Животных, классу Млекопитающие. У нас много общего с другими животными. Но всё же человек — существо совершенно особенное. Что же нас отличает?
Главное наше отличие — это высокоразвитый мозг и, как следствие, сознание и разум. Животные действуют в основном на основе инстинктов — врождённых программ поведения. Человек же способен мыслить, анализировать информацию, делать выводы, планировать свои действия на много лет вперёд. Мы можем задавать себе вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Как устроен мир?».
Второе ключевое отличие — членораздельная речь. С помощью языка мы можем передавать не просто сигналы об опасности или еде, а сложные, абстрактные идеи, знания, чувства. Речь позволила нам накапливать опыт и передавать его из поколения в поколение, что привело к созданию культуры, науки и искусства.
И, наконец, третье — это способность к целенаправленному труду и творчеству. Человек не просто приспосабливается к природе, как животные, он активно преобразует её. Мы научились создавать сложные орудия труда, строить города, писать книги, сочинять музыку, изобретать компьютеры. Эта способность и привела к возникновению рукотворного мира.
Рукотворный мир и внутренний мир
Рукотворный мир — это физическое отражение нашего внутреннего мира. А что такое внутренний мир? Это то, что находится внутри каждого из нас: наши мысли, чувства, воспоминания, мечты, характер. Этот мир невидимый, но не менее реальный, чем мир физический. Наука, которая изучает этот мир, называется психология (от «психе» — душа и «логос» — наука).
Наш внутренний мир — это сложнейший механизм, который позволяет нам познавать всё вокруг. Этот процесс познания можно представить в виде нескольких ступенек.
Восприятие
Это «входные ворота» для информации. С помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) мы получаем сигналы извне. Мы видим цвет яблока, слышим пение птицы, чувствуем запах дождя.
Память
Это наша внутренняя «библиотека». Вся полученная информация не исчезает бесследно. Память позволяет нам сохранять и воспроизводить знания и опыт. Благодаря ей мы помним таблицу умножения, лица друзей и дорогу домой.
Мышление
Это «центральный процессор» нашего мозга. Мышление обрабатывает информацию, которую мы получили и сохранили. Оно позволяет нам сравнивать, анализировать, находить причины и следствия, решать задачи и делать выводы. Когда вы решаете математическую задачу, вы используете именно мышление.
Воображение
Это наша «творческая мастерская». Воображение позволяет нам мысленно представлять то, чего нет перед глазами. Мы можем представить себе дракона, вообразить путешествие на другую планету или придумать новый дизайн для своей комнаты. Без воображения не было бы ни одной сказки, ни одного изобретения.
Именно благодаря слаженной работе всех этих процессов — восприятия, памяти, мышления и воображения — человек познаёт мир, создаёт новые вещи и меняет планету.
Ответственность и будущее
Человек — самое могущественное существо на Земле. Наш разум дал нам невероятные возможности, но вместе с ними он возложил на нас и огромную ответственность. Мы — единственные живые существа, которые могут осознавать последствия своих действий.
Природа — это не просто склад ресурсов, откуда можно бесконечно брать дрова, нефть и руду. Это наш общий дом, хрупкий и ранимый. Она даёт нам не только материальные блага, но и здоровье, вдохновение, радость открытий. Прогулка по лесу успокаивает, вид звёздного неба заставляет задуматься о вечном, красота цветка вызывает восхищение.
Изучая окружающий мир, мы должны помнить, что мы — его часть. Уничтожая природу, мы в конечном итоге вредим самим себе. Поэтому главная задача современного человека — научиться жить в гармонии с природой. Использовать свой разум не для разрушения, а для созидания. Заботиться о чистоте рек и воздуха, сохранять редкие виды животных и растений, разумно использовать природные богатства.
Каждый из нас может внести свой вклад. Не оставлять мусор в лесу, смастерить кормушку для птиц зимой, беречь воду и электроэнергию — это маленькие шаги, которые ведут к большой цели. Понимание того, как устроен мир и каково наше место в нём, — это первый и самый важный шаг на пути к ответственному и счастливому будущему для всего человечества на нашей прекрасной планете.



