найти
Пароль
войти

Окружающий мир: Развитие человека — ступеньки познания

Окружающий мир: Развитие человека — ступеньки познания

Каждый день, с момента пробуждения и до самого сна, наш мозг совершает невероятную работу. Он похож на огромную, сложную мастерскую, где постоянно кипит деятельность. В эту мастерскую поступает сырьё, оно хранится на складах, обрабатывается в цехах и, наконец, превращается в удивительные изобретения, гениальные идеи или просто в наши повседневные мысли. Весь этот сложный процесс, благодаря которому мы учимся, развиваемся и понимаем мир, называется познанием.

Познание — это не один-единственный процесс. Это целое путешествие, которое мы совершаем, поднимаясь по четырём главным ступенькам. Каждая ступенька важна, и одна не может существовать без другой. Давайте пройдём по этой лестнице познания и посмотрим, какие чудеса происходят на каждом её этапе.

Ступенька первая: Восприятие — наши окна в мир

Представьте, что вы оказались в совершенно тёмной, звуконепроницаемой комнате, где ничем не пахнет. Сможете ли вы узнать что-то новое о мире? Конечно, нет. Потому что для познания нашему мозгу нужно «сырьё» — информация извне. Эту информацию нам поставляют наши верные помощники — органы чувств. А процесс получения этой информации называется восприятием.

Это самая первая и самая важная ступенька. Без неё все остальные были бы бесполезны. У нас есть пять основных «каналов» восприятия:

Зрение

Наши глаза — это сложнейшие «видеокамеры», которые улавливают свет и передают в мозг информацию о форме, цвете, размере и движении предметов. Благодаря зрению мы читаем книги, любуемся закатом, узнаём лица друзей. Это наш главный источник информации.

Слух

Наши уши улавливают звуковые волны. Мы слышим речь, музыку, шелест листьев, шум города. Слух помогает нам общаться, предупреждает об опасности (например, о сигнале автомобиля) и позволяет наслаждаться миром звуков.

Обоняние

Наш нос — это чувствительный «химический анализатор». Он улавливает молекулы веществ в воздухе и сообщает нам о запахах. Запах свежего хлеба вызывает аппетит, а запах дыма предупреждает о пожаре. Иногда запахи могут мгновенно вызвать в памяти яркие воспоминания из прошлого.

Вкус

Наш язык способен различать сладкое, солёное, кислое и горькое. Вкус помогает нам не только получать удовольствие от еды, но и определять, свежая она или испорченная.

Осязание

Вся наша кожа — это огромный орган осязания. Она чувствует прикосновения, давление, тепло, холод и боль. Мы можем на ощупь определить, что предмет гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый.

Все эти сигналы от органов чувств поступают в мозг, который собирает их в единую, целостную картину. Когда вы едите яблоко, вы одновременно видите его красный цвет (зрение), слышите хруст (слух), чувствуете его кисло-сладкий вкус (вкус), ощущаете аромат (обоняние) и гладкую кожицу (осязание). Всё это вместе и есть восприятие яблока.

Ступенька вторая: Память — великая кладовая знаний

Итак, информация поступила в мозг. Что дальше? Если бы она тут же исчезала, мы бы ничему не могли научиться. Каждый день мы бы заново знакомились с миром. Но, к счастью, у нас есть вторая ступенька познания — память.

Память — это наша личная кладовая, архив или библиотека, где хранится вся полученная информация. Это удивительная способность мозга не только сохранять, но и в нужный момент извлекать знания и опыт.

Память бывает разной. Есть кратковременная память — она похожа на записную книжку, куда мы записываем что-то ненадолго. Например, номер телефона, который нужно сейчас набрать. Мы помним его несколько секунд, а потом он стирается. А есть долговременная память — это уже огромный склад, где информация может храниться годами, а то и всю жизнь. Таблица умножения, день рождения мамы, воспоминания о первом классе — всё это лежит в нашей долговременной памяти.

Как происходит запоминание? Почему одно мы помним хорошо, а другое — забываем на следующий день? Часто это связано с нашими эмоциями. То, что вызвало у нас сильные чувства — радость, удивление, страх, — запоминается гораздо лучше. Яркое событие словно «прожигается» в нашей памяти.

Процесс, когда мы достаём что-то из памяти, называется воспоминанием. Когда учитель говорит: «Вспомните правило», он просит вас мысленно отправиться в свою «библиотеку», найти нужную «книгу» и прочитать её. Без памяти мы бы не смогли использовать свой прошлый опыт, не смогли бы учиться на ошибках и не накопили бы тот багаж знаний, который делает нас умнее с каждым днём.

Ступенька третья: Мышление — мастерская нашего ума

Если восприятие — это доставка сырья, а память — его хранение, то мышление — это главный цех, где это сырьё обрабатывается. Мышление — это активный процесс работы с информацией. Мы не просто храним знания, мы их обдумываем, анализируем, сравниваем и делаем выводы.

Мышление использует несколько важных инструментов, или операций:

Анализ

Это умение мысленно «разобрать» предмет или явление на части. Например, анализируя слово «пароход», мы выделяем в нём два корня: «пар» и «ход».

Синтез

Это процесс, обратный анализу, — умение соединять части в единое целое. Изучив отдельные звуки и буквы, мы синтезируем их в слова и предложения.

Сравнение

Это когда мы находим сходства и различия между объектами. Сравнивая кита и акулу, мы находим общее (живут в воде, большие) и различное (кит — млекопитающее, дышит лёгкими, а акула — рыба, дышит жабрами).

Обобщение

Это умение объединять предметы в группы по общему признаку. Помидор, огурец, капуста — это всё овощи.

Вывод (умозаключение)

Это получение нового знания на основе уже имеющихся. Классический пример: вы видите мокрый асфальт (восприятие), вспоминаете, что он бывает таким после дождя (память), и делаете вывод: «Недавно прошёл дождь», даже если вы его не видели.

Мышление позволяет нам решать задачи, находить выход из сложных ситуаций, понимать скрытый смысл в текстах и видеть связи там, где они не лежат на поверхности. Это то, что превращает просто набор фактов в стройную систему знаний.

Ступенька четвёртая: Воображение — фабрика новых идей

Это самая удивительная и творческая ступенька. Воображение, или фантазия, — это способность нашего мозга создавать образы, идеи и целые миры, которых нет в реальности в данный момент.

Многие думают, что воображение нужно только писателям и художникам. Но это огромное заблуждение! Воображение — это мощнейший инструмент, которым мы пользуемся каждый день.

Воображение в творчестве

Конечно, без него невозможно создать ничего нового. Прежде чем писатель напишет книгу, он должен вообразить её героев и сюжет. Прежде чем композитор напишет музыку, он должен «услышать» её в своей голове.

Воображение в учёбе

Когда вы читаете параграф по истории, воображение помогает вам представить себе древних воинов и великие битвы. Когда вы решаете задачу по геометрии, вы воображаете себе фигуры в пространстве.

Воображение в труде

Прежде чем построить стул, плотник должен представить его в готовом виде. Прежде чем сшить платье, портной представляет себе фасон. Любая работа начинается с того, что мы воображаем себе её результат.

Воображение в мечтах и планах

Когда мы мечтаем о будущей профессии или планируем летнюю поездку, мы используем воображение, чтобы заглянуть в будущее и создать желаемый образ.

Воображение берёт «кирпичики» из нашей памяти (образы, которые мы когда-то видели и запомнили) и строит из них совершенно новые, уникальные «здания». Оно позволяет нам мечтать, изобретать, сочувствовать героям книг и находить нестандартные решения проблем.

Заключение

Все четыре ступеньки — восприятие, память, мышление и воображение — не работают по отдельности. Они похожи на музыкантов в одном оркестре. Они постоянно взаимодействуют, помогая друг другу.

Представьте, вы учитесь кататься на велосипеде. Восприятие даёт вам ощущение руля, вид дороги, слова поддержки от родителей. Память хранит воспоминания о прошлых попытках и советы, как держать равновесие. Мышление анализирует: «В прошлый раз я упал, потому что слишком резко повернул руль. Значит, сейчас нужно поворачивать плавнее». А воображение рисует впереди победную картину: «Я представляю, как я еду сам, быстро и уверенно!»

Именно эта слаженная работа всех четырёх процессов и делает нас способными к обучению, творчеству, развитию. Развивать нужно каждую из этих ступенек: быть более наблюдательным (тренировать восприятие), больше читать и учить (наполнять память), решать логические задачи (развивать мышление) и не бояться мечтать и придумывать (давать волю воображению). Ведь эта лестница познания ведёт нас к главной цели — становиться умнее, интереснее и лучше понимать удивительный мир вокруг и внутри нас.

Вопросы для самостоятельного ответа

  1. Вспомните самый яркий день из своей жизни (праздник, поездку, событие). Попробуйте описать, как в этом воспоминании проявились все ваши пять органов чувств (что вы видели, слышали, чувствовали на вкус и запах, ощущали кожей)?
  2. Как вы думаете, какая из четырёх «ступенек познания» (восприятие, память, мышление или воображение) является вашей самой сильной стороной? А какую вам хотелось бы развить больше? Почему?
  3. Представьте, что на один день у людей пропало воображение. Как, по-вашему, изменился бы мир? Что стало бы невозможным?

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 1: Развитие наблюдательности

Выберите любой предмет в вашей комнате, который вы видите каждый день (например, настольную лампу, стул или цветок в горшке). В течение одной минуты очень внимательно рассматривайте его, стараясь заметить как можно больше мелких деталей: царапинки, оттенки цвета, особенности формы. Затем отвернитесь и на листе бумаги запишите или зарисуйте по памяти всё, что вам удалось заметить. Сравните ваш список/рисунок с оригиналом. Сколько деталей вы запомнили?

Задание 2: Конструктор идей

Перед вами три группы слов. Ваша задача — для каждой группы найти одно общее, обобщающее слово, которое бы объединило все три. Этот процесс называется обобщением.

  • А) Дождь, снег, град — это … ?
  • Б) Стол, стул, шкаф — это … ?
  • В) Радость, грусть, гнев — это … ? Задание со звёздочкой (*): Придумайте свою собственную группу из 3-4 слов и попросите родителей или друзей найти для неё обобщающее слово.

Задание 3: Невероятное животное»

Представьте, что вы учёный-биолог, который открыл новый, доселе невиданный вид животного. Ваша задача — придумать его и описать. Используйте воображение, чтобы скомбинировать признаки уже известных вам животных. Нарисуйте своё животное и письменно ответьте на вопросы:

  • Как оно называется?
  • Где оно живёт?
  • Чем оно питается?
  • Какая у него самая удивительная и необычная способность? (Например, оно умеет летать под водой, менять цвет в зависимости от настроения или петь песни, от которых расцветают цветы).