История Древнего мира: Персидское царство
На обширных просторах Иранского нагорья, к востоку от плодородных долин Месопотамии, издревле обитали многочисленные племена, говорившие на родственных языках. Среди них были мидяне и персы. Долгое время персы, будучи храбрыми воинами и умелыми скотоводами, находились в тени своих более могущественных соседей. Они платили дань сначала грозной Ассирии, а после её падения — Мидийскому царству, которое объединило под своей властью всё нагорье. Жизнь персов была суровой и простой. Как писал древнегреческий историк Геродот, они превыше всего ценили воинскую доблесть и правдивость, считая ложь и долги величайшими пороками. Их система воспитания была направлена на формирование идеального воина и гражданина. Юношей обучали всего трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и умению говорить правду. Эта простота нравов и закалка в постоянных трудностях кочевой жизни создали народ, готовый к великим свершениям.
Восход империи: эпоха Кира Великого
В середине VI века до нашей эры на историческую арену вышел человек, которому было суждено изменить карту всего Древнего мира. Его звали Кир, и он был вождем одного из персидских племен из рода Ахеменидов. Обладая незаурядным умом, полководческим талантом и политической дальновидностью, Кир сумел объединить разрозненные персидские племена под своей властью и провозгласил себя царем. Он не желал больше мириться с зависимым положением и в 553 году до н. э. поднял восстание против Мидии.
От вассала до повелителя
Война с Мидией была ожесточенной, но созданная Киром дисциплинированная и преданная ему армия оказалась сильнее. Разгромив войско мидийского царя Астиага, Кир захватил его столицу Экбатану. Однако он поступил не как обычный завоеватель. Он сохранил жизнь Астиагу, приблизил к себе мидийскую знать и объявил об объединении двух родственных народов — персов и мидян — в единое государство. Мидяне получили равные права с персами и заняли важные посты в армии и управлении. Это был мудрый шаг, который позволил Киру не просто захватить территорию, а унаследовать всю мощь и ресурсы Мидийского царства, превратив вчерашних врагов в верных союзников.
Завоевания на западе и востоке
Создав мощную персидско-мидийскую державу, Кир обратил свой взор на запад. Там находилось богатое Лидийское царство в Малой Азии, правитель которого, царь Крёз, славился своими несметными сокровищами. Его имя стало нарицательным, и до сих пор мы говорим «богат как Крёз». Лидия была экономически развитым государством, именно там впервые в истории начали чеканить монеты из сплава золота и серебра. В 547 году до н. э. Кир разгромил армию Крёза и присоединил Лидию вместе с подвластными ей греческими городами Малой Азии к своей империи. Затем последовал поход на Вавилон. Великий город, окруженный неприступными стенами, казался неуязвимым. Но Кир применил военную хитрость: по его приказу персы прорыли канал и отвели воды реки Евфрат, протекавшей через город. Ночью, по обмелевшему руслу, персидская армия вошла в Вавилон и захватила его практически без боя в 539 году до н. э. Падение Вавилонии означало конец Нововавилонского царства и переход всего Междуречья под власть персов.
Политика милосердия и наследие
Именно после завоевания Вавилона Кир проявил себя как правитель нового типа. В отличие от ассирийских и вавилонских царей, которые практиковали жестокость и массовые переселения народов, Кир проводил политику веротерпимости и милосердия. Он позволил всем народам, угнанным в вавилонский плен, вернуться на родину. Самым известным актом этой политики стало освобождение иудеев и разрешение им восстановить свой храм в Иерусалиме. За эти деяния он удостоился в Библии почетного звания «помазанника Божьего». Кир уважал обычаи и верования покоренных народов, стремясь сделать их не рабами, а лояльными подданными огромной державы. Его жизнь оборвалась в 530 году до н. э. во время похода против кочевых племен массагетов, но созданная им империя, первая в истории, объединившая почти весь цивилизованный Ближний Восток, не распалась после его смерти.
Дарий I: Великий организатор империи
Наивысшего могущества и расцвета Персидская держава достигла при Дарии I, который правил с 522 по 486 год до н. э. Он не был прямым наследником Кира, а принадлежал к младшей ветви рода Ахеменидов. Ему пришлось силой подавить многочисленные мятежи, вспыхнувшие по всей империи после смерти сына Кира, Камбиза II. Укрепив свою власть, Дарий проявил себя не столько как завоеватель, хотя он и расширил границы державы до реки Инд на востоке и Балканского полуострова на западе, сколько как гениальный администратор и реформатор.
Структура власти: сатрапии и «уши царя»
Дарий понимал, что управлять такой огромной и разнородной территорией одной лишь военной силой невозможно. Он провел масштабную административную реформу, разделив всю империю на 20 больших военно-административных округов — сатрапий. Во главе каждой сатрапии стоял наместник — сатрап, который назначался лично царем, как правило, из числа знатных персов. Сатрап обладал всей полнотой гражданской власти: он вершил суд, собирал установленные налоги, следил за порядком и хозяйством. Однако военные силы в сатрапии ему не подчинялись — ими командовал отдельный военачальник, также подотчетный царю. Это разделение властей было мудрой мерой для предотвращения сепаратизма и мятежей. Кроме того, Дарий создал разветвленную сеть тайной полиции — специальных инспекторов, которых называли «глаза и уши царя». Они путешествовали по стране, собирали информацию и докладывали царю о деятельности сатрапов и общей обстановке в провинциях.
Объединение империи: дороги, монеты и каналы
Для укрепления единства страны Дарий осуществил несколько грандиозных проектов. Была построена знаменитая «Царская дорога», которая протянулась на 2700 километров от города Сузы в сердце Персии до побережья Эгейского моря. Вдоль дороги были расставлены почтовые станции, где наготове стояли свежие лошади для царских гонцов. Благодаря этой системе, похожей на эстафету, важнейшие донесения и приказы могли преодолевать огромные расстояния за считаные дни, что обеспечивало беспрецедентную для того времени скорость связи. Дарий также ввел единую для всей империи денежную систему. Он начал чеканку высококачественной золотой монеты, которая получила название «дарик». Это способствовало развитию торговли, унифицировало сбор налогов и укрепило экономику державы. Ещё одним важным проектом стало восстановление и расчистка древнего канала, соединявшего Нил с Красным морем. Этот водный путь, построенный еще египетскими фараонами, но пришедший в запустение, значительно сокращал морской путь из Средиземноморья в Индийский океан, давая новый толчок международной торговле.
Душа Персии: религия и культура
Сила Персидской державы заключалась не только в армии и эффективном управлении, но и в уникальной культуре и духовных ценностях. Главной религией персов стал зороастризм — учение, названное по имени своего основателя, пророка Зороастра (Заратуштры).
Учение Зороастра
Зороастризм был одной из первых мировых религий, в основе которой лежал не просто культ природных сил, а глубокое этическое учение. Зороастр учил, что в мире идет вечная борьба между двумя началами: добром и злом. Доброе начало олицетворял верховный бог Ахурамазда — творец неба, земли, света и всего благого. Противостоял ему злой дух Ангра-Майнью (Ариман), источник тьмы, лжи и разрушения. Человек, согласно этому учению, наделен свободной волей и должен сам сделать выбор, на чьей стороне ему быть в этой космической битве. Путь праведности заключался в трех главных принципах:
- Добрая мысль
- Доброе слово
- Доброе дело
Помогая Ахурамазде своей праведной жизнью, человек обеспечивает себе блаженство после смерти. Зороастризм призывал к честности, трудолюбию, заботе о земле и чистоте. Эта религия с её четким моральным кодексом оказала огромное влияние на формирование персидского национального характера.
Искусство империи
Искусство Ахеменидской державы, как и сама империя, было синтезом различных культурных традиций. Персы не разрушали культуру покоренных народов, а творчески перерабатывали её достижения. В архитектуре и скульптуре Персеполя — великолепной церемониальной столицы, построенной Дарием и его преемниками, — можно найти элементы египетского, ассирийского, вавилонского и греческого искусства. Однако все эти заимствования были подчинены единому имперскому стилю, прославлявшему могущество царя и единство народов державы. Знаменитые рельефы Персеполя изображают бесконечные процессии воинов «бессмертной» гвардии и представителей десятков покоренных народов, которые несут дары персидскому владыке. Это не просто украшение, а наглядная демонстрация идеи многонациональной империи, объединенной под властью «царя царей».
Закат великой державы
Несмотря на всё своё могущество, Персидская держава Ахеменидов не была вечной. Уже при преемниках Дария I начались процессы, которые в конечном итоге привели её к гибели. Попытки покорить Грецию вылились в затяжные и изнурительные греко-персидские войны, которые показали, что даже огромная армия империи может потерпеть поражение от небольшого, но сплоченного и свободолюбивого народа. Эти войны истощили казну и подорвали военный престиж Персии. Внутри империи нарастали противоречия: усилились дворцовые интриги, борьба за трон, восстания сатрапов, стремившихся к независимости. Бремя налогов становилось всё тяжелее для простых людей. Империя, созданная мечом и мудрой политикой, постепенно слабела изнутри. Финальный удар по ослабевшему гиганту нанес молодой и гениальный полководец — македонский царь Александр. В 334 году до н. э. он со своей армией вторгся в Азию, и в течение нескольких лет в решающих битвах разгромил персидские войска. Последний царь из династии Ахеменидов, Дарий III, был убит своими же приближенными. Так, спустя чуть более двух веков после своего триумфального рождения, великая Персидская держава прекратила свое существование, став частью новой, еще более грандиозной империи Александра Македонского. Однако её наследие не исчезло бесследно. Идеи государственного устройства, развитая система управления, культурные достижения и религиозные представления персов оказали огромное влияние на дальнейшую историю Востока и всего мира.



