найти
Пароль
войти

Первобытное общество: Верования и искусство

Первобытное общество: Верования и искусство

Задолго до появления письменности, государств и великих цивилизаций наши далекие предки совершили революцию, не сравнимую ни с одной другой. Это была революция сознания. Столкнувшись с огромным, загадочным и часто враждебным миром, первобытный человек начал не просто выживать в нем, но и осмыслять его, искать свое место во Вселенной. Из этой потребности родились первые религиозные верования и первые произведения искусства — два неразрывно связанных явления, ставшие фундаментом всей последующей человеческой культуры.

Мир, населенный духами: рождение религии

Для современного человека, вооруженного научными знаниями, многие явления природы очевидны. Мы знаем, почему идет дождь, почему гремит гром и почему день сменяет ночь. У первобытного человека таких знаний не было. Его жизнь полностью зависела от капризов природы: удачной охоты, теплой погоды, отсутствия болезней. Пытаясь объяснить и, что самое главное, повлиять на эти могущественные силы, человек пришел к идее о существовании сверхъестественного мира. Так зародились первые формы религиозных верований.

Одной из самых древних и фундаментальных форм была анимизм (от латинского «anima» — душа, дух). Это вера в то, что весь окружающий мир одушевлен. Для первобытного человека не существовало «мертвой» природы. Душой или духом обладали не только люди и животные, но и деревья, камни, реки, солнце и луна. Гром гремел не из-за физических процессов, а потому что гневался могучий дух неба; река выходила из берегов, потому что ее дух был чем-то разгневан. Этот мир духов мог быть как доброжелательным, так и враждебным. Чтобы заручиться их поддержкой, люди приносили им дары (жертвы), произносили специальные заклинания и совершали ритуалы.

Тесно связан с анимизмом фетишизм — поклонение неодушевленным предметам (фетишам), которым приписывалась магическая сила. Фетишем мог стать любой предмет, чем-то поразивший воображение человека: камень необычной формы, зуб хищника, высушенный корень растения. Считалось, что в этом предмете обитает могущественный дух, который может защитить своего владельца от бед, принести удачу на охоте или излечить от болезни. Люди носили такие предметы как амулеты или хранили их в своих жилищах.

Важнейшую роль в социальной организации играл тотемизм. Это вера в сверхъестественное родство между определенной группой людей (родом) и их прародителем — тотемом, в качестве которого чаще всего выступало какое-либо животное или растение (например, род Волка, племя Бобра). Тотем считался покровителем и защитником рода. Его нельзя было убивать или употреблять в пищу, за исключением особых ритуальных праздников. Тотемизм не только объяснял происхождение рода, но и сплачивал его членов, давая им общее имя, общие запреты (табу) и общие ритуалы.

Все эти верования объединяла магия — вера в способность человека с помощью определенных действий и заклинаний влиять на мир духов, а через него — на реальный мир. Существовала охотничья магия (обряды перед охотой), лечебная (изгнание злых духов болезни), вредоносная (порча, насылаемая на врагов) и многие другие. Носителями тайных знаний, посредниками между миром людей и миром духов были колдуны и шаманы. Они проводили ритуалы, лечили больных, предсказывали будущее и считались самыми могущественными членами общины.

Первым же археологическим свидетельством появления представлений о загробной жизни стали погребальные обряды. Уже неандертальцы начали хоронить своих умерших в специально вырытых ямах, часто укладывая их в позе спящего. Тела посыпали красной охрой (символом крови и жизни), а рядом клали каменные орудия, оружие и куски мяса. Это говорит о вере в то, что смерть — это не конец, а переход в иной мир, где умершему понадобятся привычные ему вещи. Так зародился культ предков, вера в то, что духи умерших сородичей продолжают заботиться о своем роде и помогать ему.

Говорящие стены: искусство палеолита

Первобытное искусство родилось не из желания украсить мир или создать «прекрасное» в современном понимании. Оно было прямым продолжением религиозных верований и магической практики. Древний художник был в первую очередь колдуном, а его произведения — инструментом для влияния на мир.

Самым ярким проявлением первобытного творчества является наскальная (пещерная) живопись эпохи верхнего палеолита (40–12 тыс. лет назад). В глубине темных и труднодоступных пещер, в свете факелов, наши предки создавали удивительные по своей реалистичности и выразительности изображения. Величайшие галереи первобытного искусства находятся в пещерах Альтамира (Испания), Ласко и Шове (Франция), а также в Каповой пещере (Шульган-Таш) в России.

Главными героями этих «полотен» были животные: могучие бизоны, дикие лошади, мамонты, олени, носороги. Именно они были основной добычей охотников, и от них зависело выживание племени. Ученые считают, что основной целью создания этих рисунков был магический ритуал. Изображая животное на стене, а затем «поражая» его нарисованным копьем или стрелой, человек верил, что обеспечивает себе удачу на настоящей охоте. Пещеры были своего рода святилищами, где проводились тайные обряды. Художники мастерски использовали неровности скальной поверхности, чтобы придать фигурам объем и движение. Они создавали краски из природных пигментов: красную и желтую охру, черный древесный уголь, белую глину. Связующим веществом служил животный жир или вода.

Помимо монументальной живописи, существовало и «искусство малых форм» — небольшие скульптурные изображения. Особое место среди них занимают так называемые «палеолитические Венеры». Это небольшие (от 5 до 15 см) статуэтки женщин, вырезанные из кости, бивня мамонта или мягкого камня. Их отличительная черта — преувеличенно массивные формы (грудь, живот, бедра), символизирующие плодородие, и схематичное изображение головы и конечностей. Лица у таких фигурок, как правило, отсутствуют. Вероятно, это были не портреты конкретных женщин, а обобщенные образы Матери-прародительницы, хранительницы очага и символ продолжения рода. Эти статуэтки служили мощными амулетами, обеспечивающими плодовитость и благополучие общины.

Каменные гиганты: архитектура неолита

С переходом к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству в эпоху неолита (нового каменного века) меняются и формы выражения верований. Появляются первые монументальные сооружения из огромных камней — мегалиты. Их строительство требовало усилий всего коллектива и сложной организации труда.

Простейшим видом мегалита был менгир — вертикально вкопанный в землю высокий камень-столб. Иногда они образовывали длинные аллеи. Их назначение до конца неясно: возможно, они были объектами поклонения, отмечали места захоронений или служили для астрономических наблюдений.

Более сложными сооружениями были дольмены (в переводе с бретонского — «каменный стол»). Они состояли из нескольких вертикально поставленных каменных плит, перекрытых сверху еще одной массивной плитой. Большинство дольменов являлись гробницами для знатных членов общины, первыми в истории человечества рукотворными домами для мертвых.

Вершиной мегалитического строительства стали кромлехи — круговые сооружения из гигантских каменных столбов. Самый знаменитый кромлех — Стоунхендж в Англии. Это сложнейший комплекс, который, по мнению ученых, служил одновременно и храмом под открытым небом, и древнейшей обсерваторией, позволявшей с высокой точностью определять дни солнцестояний и равноденствий, что было крайне важно для земледельческого календаря.

Таким образом, верования и искусство первобытной эпохи были не просто частью жизни наших предков — они были самой жизнью. Через ритуал, миф и образ человек познавал мир, боролся со своими страхами, укреплял социальные связи и впервые заглядывал за грань материального бытия. В наскальных рисунках, костяных фигурках и грандиозных мегалитах мы видим не примитивные суеверия, а первое великое проявление человеческого духа — стремление понять свое предназначение и оставить свой след в вечности.