Первое кругосветное путешествие
К началу XVI века открытие Америки Колумбом принесло европейцам больше вопросов, чем ответов. Стало ясно, что за Атлантическим океаном лежит не Азия, а огромный, неведомый континент. Для амбициозных монархов и предприимчивых купцов, чьи мысли были поглощены баснословными прибылями от торговли пряностями, эта новая земля стала казаться не даром, а гигантским досадным препятствием на пути к сказочным богатствам Островов пряностей. Португалия прочно контролировала восточный путь в Индию вокруг Африки, и её корабли уже хозяйничали в Индийском океане. Её вечная соперница, Испания, лихорадочно искала альтернативу. Моряки разных стран тщетно пытались найти у берегов Америки пролив, который позволил бы прорваться сквозь этот барьер и выйти в «Южное море», открытое с Панамского перешейка Васко Нуньесом де Бальбоа. Идея такого пролива витала в воздухе, но казалась почти фантастической. Нужен был человек, обладающий не только смелостью, но и огромным опытом, знаниями и несгибаемой волей, чтобы превратить эту мечту в реальность. И такой человек нашёлся.
Дерзкий план опального дворянина
Кто такой Фернан Магеллан?
Фернан Магеллан был португальским дворянином, опытнейшим моряком и воином. Он провёл много лет на Востоке, служа в португальском флоте, участвовал в битвах за Гоа и Малакку и прекрасно знал географию Индийского океана и морские пути к Островам пряностей. Вернувшись на родину, он разработал смелый проект: достичь этих островов, двигаясь не на восток, как все португальцы, а на запад, обогнув с юга американский континент. Он был убеждён, что где-то на юге Америки должен существовать пролив, ведущий в Южное море. Магеллан представил свой проект португальскому королю Мануэлу I, но получил высокомерный отказ. Оскорблённый и не получивший признания на родине, Магеллан, подобно Колумбу за четверть века до него, решил предложить свои услуги Испании.
На службе у испанской короны
В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию. Молодой король Карл I (будущий император Священной Римской империи Карл V) и его советники отнеслись к идее с большим интересом. План Магеллана был выгоден Испании со всех сторон. Во-первых, он давал шанс опередить португальцев и получить доступ к пряностям, двигаясь в рамках «своей», западной, сферы влияния, очерченной Тордесильясским договором. Во-вторых, Магеллан утверждал, что Острова пряностей, по его расчётам, находятся в испанской, а не в португальской половине мира, что сулило Испании законное право на них. Риск был огромен, но и потенциальная выгода была колоссальной. В марте 1518 года был подписан договор: Магеллан назначался адмиралом и правителем всех земель, которые он откроет, и получал право на долю с доходов. Испанская казна обязалась снарядить пять кораблей.
Великое плавание сквозь бури и мятежи
20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей — «Тринидад» (флагман), «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» — покинула испанский порт Санлукар-де-Баррамеда. На борту находилось около 265 человек самого разного происхождения: испанцы, португальцы, итальянцы, греки, французы. Путешествие с самого начала было полно трудностей. Испанские капитаны с подозрением относились к адмиралу-португальцу, а португальские шпионы пытались сорвать экспедицию. Пересекши Атлантику, флотилия двинулась на юг вдоль побережья Южной Америки. Месяц за месяцем корабли исследовали каждую бухту, каждый залив, но вожделенный пролив всё не находился. Приближалась зима южного полушария. Холод, штормы и скудеющие припасы накаляли обстановку. В марте 1520 года Магеллан решил встать на зимовку в бухте, названной им Сан-Хулиан (Святого Юлиана).
Бунт и расправа
Здесь терпение испанских капитанов лопнуло. Уверенные, что Магеллан ведёт их на верную гибель, капитаны трёх кораблей подняли мятеж. Они захватили суда и потребовали возвращения в Испанию. Положение Магеллана казалось безвыходным. Но в этой критической ситуации он проявил невероятную решительность и жестокость. Сохранив верность экипажа своего флагмана и небольшого «Сантьяго», он пошёл на хитрость. Он отправил на борт «Виктории» шлюпку якобы для переговоров. Когда капитан мятежников вышел принять послание, он был убит, а верные Магеллану моряки захватили корабль. Теперь, имея перевес в три корабля против двух, Магеллан заблокировал выход из бухты. Вскоре мятежники сдались. Расправа была суровой: одного капитана обезглавили, другого высадили на пустынный берег вместе со священником-заговорщиком, обрекая их на голодную смерть. Остальных участников бунта Магеллан простил — ему нужны были опытные моряки. Бунт был подавлен, и власть адмирала стала непререкаемой.
Открытие Магелланова пролива
Перезимовав и потеряв во время разведки самый маленький корабль «Сантьяго», флотилия в октябре 1520 года продолжила путь. И вскоре удача им улыбнулась. Моряки обнаружили узкий проход, уходящий на запад. Магеллан направил туда два корабля. Все были уверены, что это очередной залив, но когда корабли не вернулись через несколько дней, адмирал понял — пролив найден. Проход по нему оказался невероятно трудным и занял 38 дней. Это был лабиринт из скалистых берегов, узких проток и сильных течений. Во время этого плавания бесследно исчез самый большой корабль «Сан-Антонио» — его команда, не выдержав трудностей, взбунтовалась и повернула назад в Испанию, где дезертиры обвинили Магеллана в измене. Наконец, 28 ноября 1520 года три оставшихся корабля вышли из пролива в огромное, спокойное водное пространство. Магеллан и его люди были первыми европейцами, совершившими этот переход.
Океан, названный Тихим, и гибель адмирала
Океан, в который вышли корабли, до этого называли Южным морем. Но после бурь Атлантики и штормов в проливе он показался морякам настолько умиротворённым, что Магеллан дал ему новое имя — Тихий океан (Mar Pacífico). Это название оказалось ироничным, ведь плавание по нему стало самым страшным испытанием для экспедиции. Оно продолжалось три месяца и двадцать дней. Корабли плыли в полной неизвестности, запасы продовольствия и пресной воды подошли к концу. Начался страшный голод и цинга — болезнь, вызываемая нехваткой витамина C. Хронист экспедиции, итальянец Антонио Пигафетта, писал, что они ели сухарную пыль, смешанную с червями, пили гнилую жёлтую воду. Чтобы не умереть с голоду, моряки грызли воловью кожу, которой были обшиты реи, вымачивая её в морской воде, ели древесные опилки и крыс, которые продавались за огромные деньги. От голода и болезней погибло более 20 человек.
Наконец, в марте 1521 года измученные мореплаватели достигли обитаемых островов (сначала Гуам, а затем Филиппинского архипелага). Здесь они смогли пополнить запасы и отдохнуть. Магеллан наладил отношения с правителем острова Себу, которого ему удалось обратить в христианство и объявить вассалом испанского короля. И здесь адмирал совершил свою роковую ошибку. Уверовав в своё могущество и силу огнестрельного оружия, он решил продемонстрировать новому союзнику свою мощь и вмешался в межплеменную войну. Он согласился наказать непокорного вождя острова Мактан по имени Лапу-Лапу. 27 апреля 1521 года Магеллан с небольшим отрядом высадился на Мактане. Атака была организована плохо, а воины Лапу-Лапу встретили испанцев на мелководье, где корабельные пушки не могли их поддержать. В завязавшейся битве испанцы были окружены. Магеллан сражался до последнего, прикрывая отход своих людей, и был убит. Так, не дойдя совсем немного до цели своего путешествия, погиб великий мореплаватель.
Завершение невозможного и наследие экспедиции
После гибели Магеллана остатки экспедиции продолжили путь. Людей было так мало, что пришлось сжечь самый ветхий корабль «Консепсьон». Два оставшихся судна, «Тринидад» и «Виктория», под новым командованием наконец достигли Молуккских островов. Главная цель была выполнена. Корабли доверху загрузили драгоценной гвоздикой. Но как вернуться домой? Было решено, что «Тринидад» попытается вернуться в Америку через Тихий океан, а «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано пойдёт рискованным западным путём через Индийский океан, владения португальцев. «Тринидад» попал в полосу штормов и был вынужден вернуться на Молукки, где его захватили португальцы. А «Виктория» совершила свой последний, отчаянный рывок.
Это было не менее опасное плавание. Элькано вёл корабль вдали от известных путей, чтобы не встретиться с португальцами. Снова начались голод и цинга. Когда судно, обогнув Африку, достигло островов Зелёного Мыса (португальского владения), морякам пришлось сойти на берег за провизией, солгав, что они плывут из Америки. Но обман раскрылся, часть команды была схвачена. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала похода, истерзанная «Виктория» с 18 выжившими на борту вошла в испанскую гавань. Первое в истории кругосветное путешествие было завершено.
Значение этого подвига невозможно переоценить. Во-первых, оно дало неопровержимое практическое доказательство шарообразности Земли. Во-вторых, выяснилось, что большая часть планеты покрыта водой, а Тихий океан является самым большим из всех. Было доказано наличие единого Мирового океана. Путешествие имело и колоссальный экономический эффект: груз пряностей, привезённый «Викторией», с лихвой окупил все затраты на экспедицию. Но главное — этот поход стал символом безграничных возможностей человека, его способности преодолевать немыслимые трудности на пути к великой цели.



