найти
Пароль
войти

Средневековая Япония

Средневековая Япония

Вдали от Европы, на цепи островов в Тихом океане, развивалась одна из самых самобытных и удивительных цивилизаций Средневековья — японская. Ее история — это драматическая повесть о борьбе человека с грозной природой, о противостоянии священной власти императора и военной силы знати, о зарождении уникального сословия воинов-самураев и о том, как заимствованная у великого соседа, Китая, культура была творчески переосмыслена и превратилась в нечто совершенно новое. Путь Японии — это путь от разрозненных племен к централизованной империи, которая, однако, так и не стала полной копией своего континентального образца, породив уникальную систему двоевластия.

Рождение страны Ямато

География всегда была одним из главных факторов, определявших судьбу Японии. Островное положение защищало ее от постоянных вторжений с материка, но жизнь здесь никогда не была легкой. Суровая и непредсказуемая природа Японского архипелага стала тем горнилом, в котором выковывался национальный характер. Частые землетрясения, разрушительные цунами, морские бури и тайфуны, способные за одну ночь уничтожить урожай и целые селения, учили японцев стойкости, смирению перед стихией и умению ценить мимолетную красоту окружающего мира.

От племенных союзов к государству

С древнейших времен острова населяли многочисленные племена, жившие обособленными родами. Постепенно они начали объединяться в союзы. В середине IV века один из таких союзов, возглавляемый самым могущественным племенем Ямато, проживавшим на плодородных равнинах центральной части острова Хонсю, сумел подчинить себе большинство других племен. Вождь Ямато принял титул верховного правителя, положив начало единому японскому государству и непрерывной императорской династии. Легитимность этой власти была закреплена в религии и мифологии.

Согласно древним японским верованиям, позже оформившимся в религию синтоизм («путь богов»), императорский род ведет свое происхождение напрямую от верховного божества — богини Солнца Аматэрасу. Легенда гласит, что она отправила своего внука на землю править людьми, вручив ему три священных сокровища, ставших регалиями императорской власти: бронзовое зеркало как символ божественной чистоты, меч как знак могущества и изогнутые яшмовые подвески как залог верности подданных. Эта вера в божественность императора сделала его фигуру священной и неприкосновенной, что и позволило императорской династии, в отличие от китайских, ни разу не прерваться за всю историю.

В тени великого соседа

На раннем этапе своего развития молодое японское государство во всем стремилось подражать своему могущественному и культурному соседу — Китаю. В Японию через Корейский полуостров проникали важнейшие достижения китайской цивилизации, которые жадно впитывались и перенимались японской элитой.

По китайскому образцу

Из Китая пришла иероглифическая письменность, которая легла в основу японского письма. Вместе с ней пришли и философские учения, прежде всего конфуцианство с его идеями о государстве и долге. Но главным культурным заимствованием стал буддизм, который начал широко распространяться в Японии с VI века, мирно уживаясь с местными синтоистскими верованиями.

Правители Японии пытались скопировать и китайскую модель государственного управления. Глава государства стал именоваться императором, был создан сложный бюрократический аппарат во главе с Государственным советом, а вся страна была разделена на провинции и уезды, куда назначались чиновники-управленцы из столицы. Была введена и система налогообложения, при которой население было обязано платить налоги и отбывать трудовые повинности. Однако эта система, идеально работавшая в Китае, в Японии столкнулась с непреодолимым препятствием.

Власть аристократии

Этим препятствием стала могущественная наследственная знать. В отличие от Китая, где император мог опираться на преданных ему чиновников, прошедших через сито экзаменов, в Японии аристократические роды были слишком сильны и независимы. Они владели огромными земельными наделами, которые не облагались налогами, и не желали подчиняться чиновникам из столицы. Со временем власть императора стала ослабевать. Аристократические кланы, особенно род Фудзивара, породнившись с императорским домом, фактически захватили все высшие должности при дворе и стали управлять страной от имени малолетних или отстраненных от дел императоров. Император превратился в ритуальную фигуру, а реальная власть сосредоточилась в руках придворной знати.

Эпоха воинов

Пока в столице придворная аристократия плела интриги и соревновалась в изяществе манер, в провинциях набирала силу новая грозная сила — сословие профессиональных воинов, самураев. Ослабление центральной власти привело к тому, что крупные землевладельцы для защиты своих владений от соседей и разбойников стали создавать собственные вооруженные отряды.

Самураи и сёгуны

Эти воины, служившие своему господину за землю или жалованье (чаще всего рисом), и стали самураями. Их жизнь подчинялась строгому кодексу чести, который требовал от воина абсолютной верности своему господину, мужества, совершенного владения оружием и презрения к смерти. Единственным достойным занятием для самурая считалось военное дело. Понятия чести и долга были для них превыше всего, а плен или бесчестье считались худшим позором, смыть который можно было лишь через ритуальное самоубийство — харакири.

К XII веку крупнейшие самурайские кланы стали настолько могущественными, что начали борьбу за верховную власть в стране. Эта борьба вылилась в ожесточенную войну, из которой победителем вышел клан Минамото. Его глава в 1192 году не стал свергать императора, а заставил его присвоить себе титул «сёгун» — верховного военачальника. Так в Японии установилась уникальная система двоевластия. Император оставался в своей столице, считался священным символом нации, но реальная власть полностью перешла в руки сёгуна и его военного правительства. Начался долгий период правления сёгунатов — военных диктатур.

Испытание на прочность

Первому сёгунату пришлось столкнуться со страшной внешней угрозой. В конце XIII века монгольский хан Хубилай, уже завоевавший Китай, дважды пытался покорить и Японию. Первая высадка его войск была отбита мужественным сопротивлением самураев. Во время второй, более масштабной попытки, когда поражение казалось неминуемым, огромный монгольский флот был уничтожен налетевшим тайфуном. Японцы назвали этот спасительный ураган «камикадзе» — «божественный ветер», что укрепило их веру в богоизбранность своей страны. Япония сохранила независимость, но война истощила казну сёгуната. Неспособность достойно вознаградить всех воинов привела к росту недовольства и, в конечном счете, к падению первого сёгуната и началу нового периода междоусобиц. В 1338 году власть захватил новый сёгун, Асикага Такаудзи, чьи потомки правили страной до конца XVI века, однако их власть была непрочной, а страна все глубже погружалась в пучину феодальной раздробленности.