Средневековое европейское общество

Средневековое общество часто сравнивают со зданием, построенным по строгому плану, где у каждого камня есть своё единственно верное место. Мыслители того времени говорили, что сам Бог разделил людей на три большие группы, три сословия, у каждого из которых была своя важная задача. Первые — «те, кто молится» (духовенство) — должны были заботиться о спасении душ. Вторые — «те, кто воюет» (рыцари и знать) — призваны были защищать всех с оружием в руках. Третьи, самые многочисленные — «те, кто работает» (крестьяне и горожане) — своим трудом должны были кормить и обеспечивать два высших сословия. Эти три группы, словно три кита, держали на себе весь мир средневекового человека.
«Те, кто воюет»: мир сеньоров и вассалов
Основой господствующего сословия воинов была земля. Именно земля давала богатство и власть, ведь в эпоху натурального хозяйства деньги имели второстепенное значение. Вся земля в государстве считалась собственностью верховного правителя — короля. Но в одиночку управлять огромными территориями и содержать войско он не мог. Поэтому король раздавал большие участки земли своим самым знатным и верным воинам — герцогам и графам. Этот земельный надел, пожалованный за военную службу, назывался феод.
Так рождалась сложная система отношений, известная как феодальная лестница. На её вершине стоял король — верховный сеньор (от латинского «senior» — старший). Ниже располагались его прямые вассалы («слуги») — герцоги и графы. Они, в свою очередь, чтобы собрать собственное войско, раздавали части своих земель феодалам помельче — баронам. Бароны жаловали феоды простым рыцарям, у которых уже не было своих вассалов. Крестьяне, работавшие на земле, в эту лестницу не входили, они стояли у её подножия.
Отношения между сеньором и вассалом скреплялись торжественной клятвой верности — оммажем. Будущий вассал, безоружный, преклонял колено перед сеньором и вкладывал свои сложенные ладони в его. Он клялся служить своему господину верой и правдой, а сеньор, в свою очередь, обещал ему защиту и покровительство. После этого сеньор передавал вассалу символ власти над феодом — горсть земли, знамя или перчатку. Главной обязанностью вассала была военная служба: по первому зову он должен был явиться в войско сеньора со своим отрядом. Во Франции действовало важное правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что король не мог напрямую приказывать барону, если тот был вассалом графа. Такая система ослабляла центральную власть и приводила к феодальной раздробленности.
Жизнь феодала была неразрывно связана с войной. Центром его владений был укреплённый замок — не просто жилище, а настоящая крепость с толстыми стенами, башнями и рвом. Здесь рыцарь чувствовал себя в полной безопасности. Всё его воспитание было направлено на то, чтобы сделать из него идеального воина. В мирное время рыцари оттачивали своё мастерство на охоте и пышных турнирах — военных состязаниях, где можно было завоевать славу и богатую добычу.
«Те, кто молится»: могущество Церкви
В Средние века религия пронизывала все стороны жизни человека. Церковь была не просто организацией верующих, а могущественной силой, обладавшей огромной властью, землями и богатствами. Она считалась посредником между Богом и людьми, и потому её сословие — духовенство — ставилось на первое, самое почётное место.
Во главе католической церкви в Западной Европе стоял Папа Римский, считавшийся наместником Христа на земле. Его власть была выше власти королей: он мог короновать и смещать императоров, разрешать споры между государствами и отлучать от церкви любого, даже самого знатного, феодала. Отлучение было страшнейшим наказанием: человек оказывался вне закона и, как верили люди, лишался шанса на спасение души.
Средневековое духовенство делилось на белое и чёрное. К белому относились священники, которые жили в миру, среди обычных людей. Они служили в приходских церквях, проводили обряды крещения, венчания, отпевания. Чёрное духовенство — это монахи, люди, отрёкшиеся от мирской жизни и поселившиеся в монастырях. Они давали обеты бедности, безбрачия и послушания. Монастыри были не только очагами духовной жизни, но и крупнейшими культурными и хозяйственными центрами. В монастырских скрипториях монахи-переписчики вручную копировали древние рукописи, сохраняя знания для потомков.
Могущество церкви основывалось на её колоссальных богатствах. Она была крупнейшим феодалом, владевшим примерно третью всех обрабатываемых земель в Европе. Главным источником дохода была десятина — налог в размере одной десятой части от всех доходов, который обязаны были платить все жители. Кроме того, церковь получала огромные доходы от платы за обряды и продажи индульгенций — специальных грамот о прощении грехов. Для борьбы с инакомыслием (ересями) был создан специальный церковный суд — инквизиция, державший в страхе всю Европу. В 1054 году единая христианская церковь раскололась на Западную (католическую) и Восточную (православную), что лишь укрепило особую роль Папы Римского в жизни Западной Европы.
«Те, кто работает»: бесправие и труд
Более 90% населения средневековой Европы составляло третье сословие. Фундаментом этого сословия были крестьяне. Они не входили в феодальную лестницу и несли на своих плечах всю тяжесть содержания высших сословий. Крестьяне жили общинами и находились в зависимости от феодала, на земле которого жили. За пользование своим наделом они несли повинности. Главных было две: барщина (даровая работа на господском поле) и оброк (выплата дани продуктами или деньгами).
Жизнь крестьянина была тяжёлой и полностью зависела от природы. Он трудился от зари до зари, используя примитивные орудия труда. Хозяйство было натуральным: почти всё необходимое для жизни производилось внутри поместья для собственного потребления, а не для продажи.
Однако с X-XI веков ситуация начинает меняться. Успехи в сельском хозяйстве, такие как распространение тяжёлого плуга и трёхполья, привели к появлению излишков продуктов. Это дало толчок к росту городов — центров ремесла и торговли. Горожане, или бюргеры, составляли вторую важную часть третьего сословия.
Жизнь в городе кардинально отличалась от деревенской. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, которые строго регулировали производство и цены. Купцы создавали гильдии для защиты своих караванов и торговых интересов. Города, возникавшие на земле феодалов, поначалу полностью зависели от них. Но богатеющие горожане стремились к свободе. В ходе коммунального движения многие города силой оружия или за большой выкуп добивались права на самоуправление, становясь коммунами. Такие города сами избирали свой совет, который заседал в ратуше, имели свой суд и казну. Недаром родилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Крепостной, сбежавший от своего господина и проживший в городе год и один день, становился свободным человеком.
Заключение
Таким образом, средневековое общество было строго иерархичным. Каждое сословие занимало своё, отведённое ему место. Воины защищали, духовенство молилось, а крестьяне и горожане работали. Эта система, казавшаяся незыблемой и установленной свыше, обеспечивала стабильность, но в то же время консервировала неравенство. Именно в недрах третьего сословия, в растущих городах с их предприимчивыми и свободными жителями, зарождались те силы, которые в будущем разрушат этот мир и откроют дорогу в Новое время.