найти
Пароль
войти

Гуситские войны

Гуситские войны

В истории Средневековой Европы существует немало страниц, повествующих о кровопролитных войнах, восстаниях и религиозных распрях. Однако Гуситские войны, разразившиеся в самом сердце континента, в королевстве Чехия (Богемия) в начале XV века, занимают особое место. Это был не просто бунт угнетенных крестьян или спор богословов. Это было уникальное явление, в котором воедино сплелись борьба за национальную независимость, требования социальных перемен и глубокий религиозный конфликт, предвосхитивший на целое столетие европейскую Реформацию. Чтобы понять истоки этой почти двадцатилетней эпопеи, нужно заглянуть в Чехию второй половины XIV века.

Предпосылки великого столкновения

К концу XIV столетия Чешское королевство было одним из самых процветающих и влиятельных государств в составе Священной Римской империи. Во многом это была заслуга короля Карла IV Люксембурга, который одновременно носил и титул императора. Он превратил Прагу в одну из красивейших столиц Европы, основал знаменитый Карлов университет — первый в Центральной Европе, покровительствовал искусствам и ремеслам. Но за фасадом этого «золотого века» зрели глубокие противоречия, которые после смерти Карла IV стали выходить наружу.

Экономическое и национАальное напряжение

Главным источником недовольства для всех слоев чешского общества была католическая церковь. К началу XV века она превратилась в крупнейшего феодала страны, сосредоточив в своих руках около трети всех обрабатываемых земель. Монастыри и епископства владели несметными богатствами, в то время как знать, горожане и особенно крестьяне страдали от налогов и поборов. Роскошь высшего духовенства, его откровенное стяжательство и падение нравов вызывали всеобщее возмущение. Другим важным фактором было так называемое «немецкое засилье». Немецкие колонисты, приглашенные еще в XIII веке, контролировали городское самоуправление, торговлю и горное дело, в частности, богатейшие серебряные рудники. Это вызывало недовольство чешского населения, которое чувствовало себя ущемленным в собственной стране. Таким образом, социальный и экономический протест тесно переплетался с борьбой за национальные права.

Духовный кризис и Ян Гус

На фоне всеобщего недовольства и падения авторитета папства, раздираемого «Великой схизмой» (когда на папский престол претендовало сразу двое, а то и трое первосвященников), в Чехии начало формироваться мощное реформационное движение. Его идейным вдохновителем и лидером стал Ян Гус — магистр и ректор Пражского университета, а также популярный проповедник из Вифлеемской часовни. В своих пламенных речах, которые он произносил на родном чешском языке, Гус обличал пороки духовенства, выступал против продажи индульгенций — грамот об отпущении грехов. Он утверждал, что истинным главой Церкви является Христос, а Не папа римский, и что главным авторитетом для каждого верующего должно быть Священное Писание, а Не постановления соборов. Он требовал реформы церкви по образцу раннехристианских общин, призывал к созданию «бедной» церкви и подчинению ее светской власти. Идеи Гуса нашли живой отклик в сердцах тысяч чехов.

Костер в Констанце и начало войны

Деятельность Яна Гуса не могла остаться незамеченной ни в Праге, ни в Риме. Его обвинили в ереси. В 1414 году в немецком городе Констанц был созван церковный собор, одной из целей которого было искоренение еретических учений. Император Сигизмунд, брат чешского короля, вызвал Гуса на собор, пообещав ему безопасность и выдав охранную грамоту. Гус, уверенный в своей правоте, отправился в Констанц, надеясь отстоять свои взгляды. Однако, вопреки обещаниям императора, его немедленно арестовали и бросили в темницу. От Гуса требовали одного — отречься от своего учения. Он отказался. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен на костре как нераскаявшийся еретик. Весть о его мученической смерти всколыхнула всю Чехию. Казнь национального героя и духовного лидера была воспринята как предательство и смертельное оскорбление всего чешского народа. Страна забурлила. Последователи Гуса, которых стали называть гуситами, начали собираться на проповеди, вооружаться и готовиться к борьбе. Непосредственным толчком к началу войны послужили события 30 июля 1419 года в Праге, известные как «Первая пражская дефенестрация». Радикально настроенная толпа во главе с Яном Желивским ворвалась в ратушу и выбросила из окон членов городского совета, враждебно относившихся к гуситам. Это стало сигналом к всеобщему восстанию. Начались Гуситские войны, продолжавшиеся до 1434 года.

Два лагеря: чашники и табориты

Гуситское движение с самого начала не было единым. Вскоре оно раскололось на два основных течения, отражавших интересы разных социальных групп.

Умеренные (чашники)

Умеренное крыло, получившее название «чашники» или «утраквисты», состояло в основном из зажиточных горожан, чешских панов и рыцарей. Их главным символом стала чаша, а основным требованием — право для мирян причащаться не только хлебом, но и вином («под обоими видами»), что уравнивало их в правах с духовенством. Чашники стремились к секуляризации церковных земель (то есть к их изъятию и передаче в руки светских феодалов), ограничению власти церкви и укреплению позиций чешского языка и культуры. Однако они опасались коренных социальных преобразований и с тревогой смотрели на активность простого народа.

Радикалы (табориты)

Радикальное крыло движения получило название «табориты» по имени их главного центра — города-крепости Табор, основанного на юге Чехии. Ядро таборитов составляли крестьяне, ремесленники, бедные горожане и часть низшего духовенства. Они шли гораздо дальше чашников. Табориты отвергали всю церковную иерархию, иконы, мощи, пышные обряды и таинства, кроме крещения и причастия. Они мечтали о построении Царства Божьего на земле — общества всеобщего равенства и справедливости, где не будет ни панов, ни слуг, а все имущество будет общим. Их боевой гимн «Кто вы, воины Божьи» наводил ужас на врагов. Именно табориты составляли ядро гуситской армии и были ее главной ударной силой.

Военное искусство гуситов и крестовые походы

В ответ на восстание в Чехии папа римский и император Сигизмунд объявили против гуситов крестовый поход. За пятнадцать лет было предпринято пять таких походов, в которых участвовали отборные рыцарские войска со всей Европы. И все они закончились сокрушительным провалом. Причина крылась в уникальной военной тактике гуситов и гении их полководцев, прежде всего — Яна Жижки. Одноглазый рыцарь Ян Жижка, а после его смерти от чумы в 1424 году — священник Прокоп Великий, превратили вчерашних крестьян и ремесленников в непобедимую армию. Основой их тактики стал «вагенбург» — передвижное укрепление из сцепленных цепями крестьянских телег. Во время боя рыцарская конница, главная сила средневековых армий, разбивалась об эту стену из повозок. Из-за укрытий гуситы вели огонь из ручниц (прототипов ружей) и арбалетов, а затем переходили в контратаку. Их страшным оружием были боевые цепы — сельскохозяйственные орудия, превращенные в смертоносные палицы с шипами. Высокий боевой дух, железная дисциплина, использование артиллерии и местности делали гуситскую армию практически непобедимой на протяжении многих лет.

Конец войн и их историческое значение

Несмотря на блестящие военные победы, внутренние противоречия раздирали гуситский лагерь. Чашники, добившись своих основных целей и обогатившись за счет церковных земель, все больше тяготились войной и опасались радикализма таборитов. В итоге они пошли на сговор с католиками и императором. 30 мая 1434 года в битве у деревни Липаны объединенное войско чашников и католиков нанесло сокрушительное поражение таборитам. В этом сражении погибли почти все их командиры, включая Прокопа Великого. Битва при Липанах фактически положила конец Гуситским войнам. В 1436 году были заключены Базельские компактаты — компромиссное соглашение. Католическая церковь впервые в истории пошла на уступки «еретикам»: она официально разрешила в Чехии причащение под обоими видами. Император Сигизмунд был признан королем Чехии. Гуситские войны имели огромное значение. Чешский народ отстоял свою веру и право на национальное самоопределение. Католическая церковь в Чехии потеряла былое могущество и богатство. Движение гуситов стало предвестником Реформации XVI века, показав, что власть папы и императора не является безграничной. Опыт гуситов вдохновлял многих борцов за веру и справедливость в последующие столетия, а их военная тактика оказала большое влияние на развитие военного дела в Европе.