найти
Пароль
войти

Вавилонское царство: Законы, башни и величие «Врат Бога»

Вавилонское царство: Законы, башни и величие «Врат Бога»

Среди великих цивилизаций Древнего мира Вавилон занимает особое место. Это не просто название города или исчезнувшей империи; это слово-символ, вобравшее в себя представления о колоссальном богатстве, дерзкой гордыне, смешении языков и культур, и, конечно же, о зарождении самого понятия справедливости, высеченного на камне. История Вавилона, расположенного в сердце Междуречья, — это история о том, как небольшой город-государство превратился в центр мира, оставив после себя наследие, которое продолжает влиять на нас даже спустя тысячи лет.

Возвышение у берегов Евфрата: Царство Хаммурапи

В начале II тысячелетия до н.э., после упадка древних шумерских и аккадских царств, в Междуречье начали доминировать новые семитские племена — амореи. Они основали множество небольших царств, одним из которых и был Вавилон, чье название «Баб-Или» означало «Врата Бога». Долгое время он оставался одним из многих, пока на его престол в 1792 году до н.э. не взошел шестой царь из аморейской династии — Хаммурапи.

Хаммурапи был правителем поистине выдающихся талантов: искусным дипломатом, дальновидным стратегом и неутомимым администратором. В течение первых тридцати лет своего правления он укреплял государство, строил храмы и каналы, но главные свои силы он направил на объединение раздробленного Междуречья. Используя как военную силу, так и политические интриги, он одного за другим разгромил своих соперников. К концу своего правления Хаммурапи создал огромное централизованное государство, простиравшееся от Персидского залива на юге до границ Сирии на севере. Но в историю он вошел не столько как завоеватель, сколько как великий законодатель.

Справедливость на базальтовом столбе: Законы Хаммурапи

Главной заслугой Хаммурапи стало создание одного из древнейших и наиболее полных сводов законов, дошедших до нас. Царь приказал высечь 282 статьи на массивном двухметровом столбе из черного базальта. На вершине столба находится рельеф, изображающий самого Хаммурапи, смиренно стоящего перед богом солнца и справедливости Шамашем, который вручает ему символы власти. Этот образ должен был донести до каждого подданного простую мысль: эти законы — не прихоть царя, а воля богов, и нарушить их — значит пойти против божественного порядка.

Законы Хаммурапи регулировали практически все сферы жизни вавилонского общества: торговлю, семейные отношения, землевладение, преступления и наказания. Их лейтмотивом стал принцип талиона, известный нам по формуле «око за око, зуб за зуб». Это означало, что наказание должно быть буквально равным причиненному ущербу.

Статья 196 гласила: «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз».

Статья 229 была еще более суровой: «Если строитель построил человеку дом непрочно, и дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».

Однако справедливость в Вавилоне не была одинаковой для всех. Общество четко делилось на три сословия: полноправные свободные граждане («авилум»), неполноправные свободные, зависимые от царя или храма («мушкенум»), и рабы («вардум»). Принцип талиона действовал в основном внутри одного сословия. Если же авилум выбивал глаз мушкенуму или рабу, он отделывался лишь денежным штрафом.

Законы защищали частную собственность, сурово карая за кражу (вплоть до смертной казни за кражу из храма). Особое внимание уделялось долговым обязательствам. Многие крестьяне разорялись и попадали в долговое рабство. Хаммурапи, стремясь сохранить основу своей армии и налоговой базы, ограничил срок такого рабства для вавилонян тремя годами. Несмотря на свою жестокость по современным меркам, законы Хаммурапи были огромным шагом вперед. Они заменили кровную месть государственным судом и установили единый правовой порядок на огромной территории, став фундаментом для развития юриспруденции в будущем.

Боги и башни: Религия и архитектура

С возвышением Вавилона на политической арене рос и статус его бога-покровителя — Мардука. Вавилонские жрецы создали грандиозный космогонический эпос «Энума Элиш», согласно которому именно Мардук победил изначальное чудовище хаоса Тиамат, сотворил из ее тела вселенную и стал царем всех богов. В его честь в самом центре города был возведен главный храмовый комплекс Эсагила и знаменитый зиккурат Этеменанки — «Дом основания небес и земли».

Этот зиккурат представлял собой гигантскую семиярусную башню высотой около 90 метров, увенчанную святилищем, покрытым синим глазурованным кирпичом. Он поражал воображение всех, кто его видел, и, вероятнее всего, именно он стал прообразом легендарной Вавилонской башни из Библии. Согласно библейскому мифу, потомки Ноя решили построить башню до небес, чтобы прославить себя. Бог, разгневавшись на их гордыню, смешал их языки, строители перестали понимать друг друга, и работа остановилась. Так родилось выражение «вавилонское столпотворение», означающее хаос, шум и суматоху.

Новый расцвет и легендарные чудеса: Империя Навуходоносора II

После смерти Хаммурапи его держава постепенно пришла в упадок и была завоевана другими народами. Новый «золотой век» Вавилона наступил лишь тысячу лет спустя, в VII-VI веках до н.э., когда было создано Нововавилонское царство. Его самым могущественным правителем стал Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.).

Навуходоносор был не только великим завоевателем, покорившим Сирию, Палестину и Иудею (именно он разрушил Иерусалим и увел евреев в «вавилонское пленение»), но и величайшим строителем. Он превратил Вавилон в самый большой, богатый и неприступный город Древнего мира. Город был окружен двойным кольцом мощнейших стен такой толщины, что на них, по словам историка Геродота, могли разъехаться две колесницы.

Главным входом в город служили великолепные Ворота богини Иштар. Они были покрыты синим глазурованным кирпичом и украшены рельефными изображениями сотен священных животных: львов (символ Иштар), быков (символ бога грозы Адада) и фантастических драконов-мушхушшу (символ Мардука). От ворот к главному храму вела широкая Дорога процессий, оформленная в том же стиле.

Именно Навуходоносору приписывают создание одного из Семи чудес света — Висячих садов Семирамиды. Легенда гласит, что царь построил их для своей любимой жены, мидийской принцессы, которая тосковала в пыльной Месопотамии по зеленым горам своей родины. Это было многоярусное сооружение, напоминавшее зеленый холм, на террасах которого росли экзотические деревья и цветы. Уникальная система водоснабжения поднимала воду из Евфрата на самый верх, создавая эффект цветущего оазиса, парящего в воздухе.

Падение Вавилона и его вечное наследие

Величие Нововавилонского царства было недолгим. После смерти Навуходоносора II начался период смут, а на востоке в это время набирала силу новая держава — Персия. В 539 году до н.э. персидский царь Кир Великий подошел к стенам Вавилона. Город, считавшийся неприступным, пал почти без боя — недовольное своим царем жречество само открыло ворота завоевателю. Так Вавилон прекратил свое существование как независимое государство, став провинцией Персидской империи.

Однако наследие Вавилона не исчезло. Его научные достижения, особенно в области астрономии и математики, оказали огромное влияние на весь мир. Именно вавилонские жрецы, наблюдая за звездами с вершин зиккуратов, создали знаки зодиака и научились предсказывать затмения. Их шестидесятеричная система счета навсегда вошла в нашу жизнь: мы до сих пор делим час на 60 минут, а минуту — на 60 секунд. Законы Хаммурапи стали образцом для многих правовых систем древности. А сам образ Вавилона — великого, гордого, многоязычного города — навсегда остался в мировой культуре как вечный символ человеческого гения, амбиций и бренности земного величия.