найти
Пароль
войти

Всеобщая история: Новые поиски, новые открытия конца XVI — начала XVII веков

Всеобщая история: Новые поиски, новые открытия конца XVI — начала XVII веков

Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся в XV веке, к своему исходу кардинально изменила представления европейцев о планете. Путешествия Колумба, Васко да Гамы и первое кругосветное плавание экспедиции Магеллана доказали шарообразность Земли и открыли новые континенты и океаны. Однако этот новый, огромный мир оказался поделен всего между двумя державами — Испанией и Португалией. Другие страны Европы, набиравшие экономическую и военную мощь, не могли и не хотели мириться с таким положением дел. Конец XVI и начало XVII веков стали временем ожесточённой конкуренции, временем поиска обходных путей и новых земель, временем отважных, но часто трагических экспедиций, которые довершили создание целостной картины мира.

Мир, поделенный пополам: вызов испано-португальской монополии

После первых путешествий Колумба между Испанией и Португалией, главными морскими державами того времени, возник острый конфликт. Обе страны претендовали на новооткрытые земли, и дело могло дойти до открытой войны. Вмешательство Папы Римского привело к заключению в 1494 году Тордесильясского договора. Этот документ провёл на карте условную линию («папский меридиан») через Атлантический океан, примерно в 400 лигах к западу от островов Зелёного Мыса. Все земли и моря к западу от линии объявлялись сферой влияния Испании, а к востоку — Португалии. Так, Америка (кроме будущей Бразилии, которая «заходила» за линию) досталась испанцам, а Африка, Индия и путь к ней — португальцам.

Новая линия на карте мира

Когда экспедиция Магеллана обогнула Землю, возник новый спор: а как делить мир с другой стороны, в Тихом океане? Особенно острым был вопрос о принадлежности Молуккских островов, или Островов пряностей, — источника баснословных богатств. Для решения этой проблемы в 1529 году был подписан Сарагосский договор, который провёл вторую демаркационную линию в Тихом океане. Этот «первый раздел мира» совершенно не устраивал другие страны, которые к середине XVI века также вышли на мировую арену. Англия, Франция, а чуть позже и Нидерланды (Голландия) не считали себя связанными договорами, в заключении которых они не участвовали. Их девизом стали слова французского короля Франциска I: «Я не видел в завещании Адама пункта, который лишал бы меня моей доли при разделе мира». Началась эпоха «опоздавших», которые были вынуждены искать свои пути к богатствам Востока и Нового Света.

В поисках северных путей: ледяные лабиринты Арктики

Поскольку южные морские пути в Индию и Америку были надёжно заблокированы флотами Испании и Португалии, их соперники обратили свои взоры на Север. Возникла идея найти альтернативные маршруты в Китай и к Островам пряностей через холодные воды Северного Ледовитого океана. Географы и мореплаватели того времени предполагали существование двух таких путей: Северо-Западного прохода (вокруг Северной Америки) и Северо-Восточного (вокруг Азии).

Северо-Западный проход: несбывшаяся мечта

Первую попытку найти путь на Восток через запад предприняла Англия. В 1497 году итальянец на английской службе Джованни Кабото (которого англичане звали Джон Кэбот) на маленьком судне «Мэтью» достиг побережья Северной Америки, предположительно острова Ньюфаундленд. Он был уверен, что добрался до северо-восточной окраины Азии, но ни золота, ни пряностей, ни признаков богатых цивилизаций он не нашёл. Экспедиция оказалась коммерчески провальной, и интерес английской короны к заокеанским плаваниям надолго угас.

Позже эстафету подхватили французы. В 1534–1536 годах Жак Картье исследовал залив и реку Святого Лаврентия. Он также надеялся, что эта мощная река является проливом, ведущим в Тихий океан. Хотя путь в Китай найден не был, экспедиции Картье положили начало французской колонизации Канады. Само название «Канада» происходит от слова «каната» из языка местных индейцев, означавшего «поселение» или «деревня», которое французы ошибочно приняли за название всей страны. Поиски Северо-Западного прохода продолжались и в XVII веке, приведя к открытию Великих американских озёр, но сквозной путь через ледяной архипелаг был найден лишь в начале XX века.

Северо-Восточный проход и рождение англо-русской торговли

Идея обогнуть с севера Азию казалась не менее заманчивой. Во второй половине XVI века за её реализацию взялись англичане и голландцы. Английская экспедиция 1553 года под командованием Хью Уиллоби и Ричарда Ченслера ставила своей целью именно поиск пути в Китай. У берегов Норвегии корабли попали в сильный шторм и разделились. Два корабля во главе с Уиллоби погибли во льдах у берегов Кольского полуострова. А корабль Ченслера, «Эдуард Бонавентура», вошёл в устье Северной Двины и бросил якорь недалеко от Холмогор.

Это событие имело колоссальные последствия. Оказавшись на территории Российского государства, Ченслер был с почётом принят и отправлен в Москву на встречу с царём Иваном IV Грозным. Русский царь, заинтересованный в получении европейских товаров и военных технологий в обход враждебных ему Польши и Швеции, увидел в англичанах ценных партнёров. Так было положено начало прямым торговым и дипломатическим отношениям между Россией и Англией. По возвращении Ченслера на родину была основана «Московская компания», получившая от Ивана Грозного монопольные права на торговлю. Англичане везли в Россию сукно, оружие, порох, а вывозили:

  • Меха
  • Воск
  • Древесину
  • Пеньку

В отсутствие у России собственного флота на Балтике эта торговля через Архангельск на долгие годы стала главным «окном в Европу». Хотя первоначальная цель — путь в Китай — достигнута не была, экспедиция принесла Англии огромную выгоду, открыв новый и богатый рынок.

Самые отчаянные попытки пройти Северо-Восточным путём предпринял голландец Виллем Баренц. В 1594–1597 годах он совершил три экспедиции. Ему удалось нанести на карту побережье Новой Земли и пересечь море, которое позже назовут его именем. Во время третьего плавания его корабль был зажат льдами у северо-восточного побережья Новой Земли. Команда была вынуждена остаться на зимовку — первую в истории полярных исследований. Из обломков корабельной надстройки они построили хижину, пережили полярную ночь, отбивались от белых медведей и страдали от цинги. Весной, когда льды так и не освободили корабль, выжившие моряки отправились в обратный путь на двух шлюпках. Сам Баренц умер в пути. Измождённых голландцев спасли русские поморы, которые помогли им добраться до Колы. Поиски Северо-Восточного прохода показали, что парусные суда того времени неспособны преодолеть арктические льды.

Открытие Южного континента

Пока англичане и голландцы мёрзли в северных льдах, в южных морях происходили не менее важные события. К началу XVII века Нидерланды стали ведущей морской державой, вытеснив португальцев из Юго-Восточной Азии и захватив контроль над торговлей пряностями. Голландские корабли регулярно курсировали между Европой и островом Ява (современная Индонезия). Иногда сильные штормы сбивали их с курса далеко на юг, и они натыкались на пустынные берега неизвестной земли.

Terra Australis Incognita

На картах того времени в Южном полушарии было принято изображать огромный гипотетический материк — «Terra Australis Incognita» (Неведомая Южная земля). Считалось, что он необходим для «уравновешивания» массивов суши Северного полушария. Поэтому голландцы, открыв западное побережье будущего континента, назвали его Новой Голландией и посчитали частью той самой Южной земли. Однако систематических исследований долгое время не проводилось.

Точку в этом вопросе поставили плавания голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 1642–1644 годах. По заданию Голландской Ост-Индской компании он должен был выяснить, является ли Новая Голландия частью южного континента. Тасман прошёл южнее Австралии, открыв остров, который он назвал Вандименовой Землёй (впоследствии переименованный в Тасманию в его честь), а затем достиг берегов Новой Зеландии, приняв её за край Южного материка. Во время второго плавания он исследовал северное побережье Австралии. Хотя Тасман так и не увидел большей части восточного побережья, его экспедиции неопровержимо доказали, что Австралия — это отдельный, изолированный континент.

Итоги эпохи новых поисков

К середине XVII века эпоха Великих географических открытий подошла к своему завершению. Все основные морские пути были найдены, а контуры материков (за исключением Антарктиды и внутренних областей) нанесены на карты. Мир в представлении европейцев стал целостным и обозримым. Эта эпоха имела двойственные последствия. С одной стороны, она дала мощнейший толчок развитию науки, техники, торговли, привела к взаимопроникновению культур. С другой стороны, «встреча цивилизаций» очень быстро переросла в их столкновение. За первооткрывателями и купцами пришли конкистадоры, колонизаторы и работорговцы. Для многих народов открытых земель эта встреча обернулась потерей независимости, уничтожением самобытной культуры и многовековой эксплуатацией. Мир стал единым, но это единство было построено на господстве Европы, что определило ход мировой истории на несколько столетий вперёд.