найти
Пароль
войти

Западноевропейская культура в XI–XIV веках

Западноевропейская культура в XI–XIV веках

Период с XI по XIV век в истории Западной Европы, часто именуемый зрелым или Высоким Средневековьем, представляет собой время глубоких и динамичных преобразований, затронувших все сферы жизни общества. Это была эпоха, когда после столетий раздробленности и упадка, последовавших за падением Римской империи, Европа начала обретать новое лицо. Рост населения, развитие сельского хозяйства, возрождение торговли и ремесел привели к бурному росту городов, которые становились новыми центрами экономической, политической и культурной жизни. Крестовые походы не только расширили географические горизонты европейцев, но и способствовали интенсивному обмену с богатыми культурами Востока. В этих условиях формировалась новая культура, отражавшая сложность и противоречивость своего времени, в которой христианское мировоззрение тесно переплеталось с новыми интеллектуальными исканиями, рыцарскими идеалами и жизненной энергией городского сословия.

Архитектура: язык камня

Ничто так ярко не отражает дух и устремления средневекового человека, как архитектура, в первую очередь храмовая. Кафедральный собор или монастырская церковь были не просто местом для молитвы, но и подлинным сердцем средневековой общины, ее главным символом, «Библией в камне» для преимущественно неграмотного населения. В архитектурных стилях этой эпохи воплотились два разных взгляда на мир и отношения человека с Богом.

Романский стиль: крепость веры

В XI–XII веках в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Его название, данное историками уже в XIX веке, указывает на преемственность по отношению к архитектурным традициям Древнего Рима. Это было время, когда память о набегах норманнов, венгров и арабов была еще свежа, а феодальные междоусобицы не прекращались. Поэтому и архитектура несла на себе отпечаток суровой эпохи. Романский храм — это прежде всего образ крепости, надежного убежища. Его отличают массивные, толстые стены, сложенные из грубо отесанного камня, которые создавали ощущение незыблемости и мощи. Оконные проемы были узкими, похожими на бойницы, что было обусловлено не только оборонительными соображениями, но и техническими трудностями: массивные каменные своды оказывали огромное давление на стены, не позволяя делать в них большие проемы. Характерными чертами стиля были полуциркульные (полукруглые) арки и тяжелые цилиндрические своды, которые перекрывали внутреннее пространство храма, делая его похожим на вырубленный в скале зал. Внутри царил полумрак, который должен был настраивать верующих на сосредоточенную молитву и внушать мысли о бренности земного мира и величие мира небесного. План храма чаще всего представлял собой латинский крест, что символизировало главное орудие спасения в христианстве. Романский стиль — это стиль силы, основательности и сурового величия.

Готика: устремленность к небесам

p>С середины XII века во Франции, а затем и по всей Европе, начинает распространяться новый архитектурный стиль, получивший позже несколько пренебрежительное название «готический» (то есть «варварский», связанный с германским племенем готов). Готика стала выражением совершенно иного мироощущения. Если романский храм своей тяжестью и приземистостью символизировал незыблемость веры на земле, то готический собор весь устремлен ввысь, к небу, к Богу. Этот прорыв стал возможен благодаря ряду гениальных инженерных находок:

  • Стрельчатая арка.
  • Нервюрный свод.
  • Система контрфорсов и аркбутанов.

Стрельчатая арка, в отличие от полукруглой, создавала меньшее боковое давление, что позволяло строить более высокие и легкие своды. Сам свод теперь опирался не на сплошную стену, а на каркас из каменных ребер-нервюр. А главное — основное давление свода через наружные полуарки (аркбутаны) передавалось на мощные наружные столбы — контрфорсы. Эта каркасная система позволила «освободить» стену. Она перестала быть несущей конструкцией, превратившись в легкую перегородку между опорами. Архитекторы получили возможность прорезать в стенах огромные окна. Эти окна заполнялись витражами — картинами из цветных стекол, скрепленных свинцовыми перемычками. Проходя сквозь них, солнечный свет заливал интерьер собора таинственным, многоцветным сиянием, создавая ощущение чуда, неземной красоты Небесного Иерусалима. Весь облик готического собора с его взлетающими ввысь колоннами, ажурной каменной резьбой и высокими башнями, увенчанными тонкими шпилями, выражал идею духовного порыва и стремления человеческой души к Богу.

Литература: зеркало сословий

Литература Высокого Средневековья была сословной, то есть отражала идеалы и ценности трех основных групп общества: духовенства, рыцарства и горожан (вместе с крестьянством). Каждоe сословие говорило на своем языке и создавало произведения, отвечавшие его запросам.

Слово духовенства и рыцарский идеал

Литература духовенства создавалась на латыни — международном языке церкви и науки. Это были богословские трактаты, проповеди, гимны и жития святых (агиография). Главной целью таких произведений было наставление верующих, разъяснение догматов веры и демонстрация образцов праведной жизни. Совсем иной характер носила литература рыцарства, которая создавалась уже на живых, народных языках. Ранним ее проявлением стал героический эпос. Такие поэмы, как французская «Песнь о Роланде» или испанская «Песнь о моем Сиде», воспевали воинскую доблесть, верность сеньору и королю, самопожертвование во имя родины и христианской веры. Их герои — идеализированные воины, для которых честь важнее жизни. Позднее, в XII–XIII веках, расцветает куртуазная (придворная) литература. Ее создателями были поэты-певцы: трубадуры на юге Франции, труверы — на севере, и миннезингеры — в Германии. Центральной темой их творчества становится культ Прекрасной Дамы. Рыцарь служил избранной им даме, как своему сеньору, совершал в ее честь подвиги, и эта возвышенная любовь должна была его облагораживать, делать лучше. Параллельно развивается жанр рыцаarского романа, например, циклы произведений о короле Артуре и рыцарях Круглого стола или история любви Тристана и Изольды. В отличие от эпоса, в романе на первый план выходят личные приключения героя, его любовные переживания, а мир повествования часто наполнен волшебством и чудесами.

Голоса города и деревни

p>С ростом городов появляется и собственная городская литература. Ее любимые жанры — короткие стихотворные рассказы (фаблио), басни, анекдоты. Героями этих произведений часто становились находчивые горожане или хитрые крестьяне, которые с помощью ума и смекалки оставляли в дураках своих противников — чванливых и глупых рыцарей или жадных и лицемерных священников. Городская литература была полна живого юмора, сатиры и практической мудрости. Особым явлением была поэзия вагантов — странствующих студентов и клириков. Они писали на латыни дерзкие и веселые песни, в которых прославляли радости вольной жизни, любовь, вино и высмеивали все авторитеты. Народное творчество продолжало жить в балладах и сказаниях. Ярчайший пример — английские баллады о Робине Гуде, благородном разбойнике, который грабил богатых и отдавал добычу бедным, воплощая народную мечту о справедливости.

Образование и наука: между верой и разумом

Экономическое и социальное развитие требовало все большего числа грамотных людей: юристов, чиновников, врачей, нотариусов. Монастырские школы уже не могли удовлетворить эту потребность. Начинается новая эра в истории европейского образования.

От монастырской школы к университету

Центрами образования становятся университеты. Первый из них был основан в итальянском городе Болонья в 1088 году, а вскоре подобные корпорации учителей и студентов возникают в Париже, Оксфорде, Саламанке и других городах Европы. Университет делился на факультеты. Обучение начиналось на младшем, артистическом факультете, где изучали «семь свободных искусств». Этот цикл делился на две ступени:

  • Тривиум (грамматика, риторика, диалектика).
  • Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Освоив эту программу, студент мог поступить на один из старших факультетов: богословский, юридический или медицинский. Обучение велось на латыни, что позволяло студентам из разных стран учиться в любом университете Европы. Основными формами занятий были лекции (преподаватель читал и комментировал авторитетный текст) и диспуты — настоящие словесные турниры, где студенты учились логически мыслить и отстаивать свою точку зрения. Книги в то время были невероятной ценностью. Они переписывались от руки на дорогом пергамене (специально выделанной коже животных) и стоили целое состояние.

Схоластика и первые шаги опытной науки

Интеллектуальную жизнь университетов определяла схоластика — особый тип философствования, ставивший своей целью рационально обосновать догматы христианской веры. Схоласты не стремились к открытию нового, а пытались с помощью формальной логики, заимствованной у античного философа Аристотеля, создать всеобъемлющую и непротиворечивую картину мира, в которой вера и разум не спорили бы, а гармонично дополняли друг друга. Одним из ярких представителей ранней схоластики был Пьер Абеляр, утверждавший, что к вере нужно приходить через понимание и сомнение. Вершиной средневековой схоластики стало учение доминиканского монаха Фомы Аквинского. В своих грандиозных трудах он создал величественный синтез христианского учения и философии Аристотеля, который на многие века стал основой католического богословия. Но в то же время раздавались и другие голоса. Английский монах-францисканец Роджер Бэкон призывал опираться не только на авторитет книг, но и на опыт, на эксперимент. Он занимался оптикой, химией, предсказывал появление удивительных механизмов и за свою тягу к опытному знанию был обвинен в колдовстве. Особое место занимала алхимия. Алхимики были одержимы идеей найти «философский камень», способный превращать металлы в золото и даровать бессмертие. В ходе своих мистических и вполне практических поисков они накопили огромный багаж знаний о свойствах веществ, изобрели многие химические приборы и технологии, заложив фундамент будущей научной химии.