Проверочная работа: Фольклор — народная мудрость (4 класс)
Проверочная работа «Фольклор народная мудрость» для 4 класса — это интерактивная контрольная работа для закрепления знаний по устному народному творчеству. Вопросы охватывают ключевые понятия и жанры: сказки, былины, пословицы, загадки. Тест поможет ученикам систематизировать материал и подготовиться к урокам литературы.
Правильный ответ:
Устное народное творчествоПояснение:
Фольклор — это искусство, созданное народом. Само слово состоит из двух английских частей: «folk» — народ и «lore» — мудрость, знание. Главная особенность фольклора в том, что он создавался и передавался в устной форме, из поколения в поколение, от одного человека к другому. У фольклорных произведений нет одного конкретного автора — их творец сам народ.
Правильный ответ:
Сказки о животныхПояснение:
Сказки, где главными героями выступают животные, которые разговаривают, думают и ведут себя как люди, так и называются — сказки о животных. В русском фольклоре это истории про хитрую лису, глупого волка, трусливого зайца и простодушного медведя. Через образы зверей эти сказки в иносказательной форме высмеивают человеческие пороки, такие как жадность, глупость или лень.
Правильный ответ:
Богатыри — защитники Русской землиПояснение:
Былины — это героические песни-сказания о прошлом. Их главные герои — богатыри, могучие воины, которые совершали подвиги во славу Родины. Самые известные из них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Они защищали Русь от врагов, боролись со злыми чудищами и служили киевскому князю Владимиру. Былины прославляют мужество, силу и патриотизм.
Правильный ответ:
Семь раз отмерь — один раз отрежьПояснение:
«Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это пословица, так как она содержит законченную мысль и прямое поучение. Она учит нас тому, что перед тем, как принять важное решение или совершить ответственный поступок, нужно всё тщательно обдумать и проверить. «Водить за нос» — это поговорка, «Зимой и летом…» — загадка, а «Баю-баюшки-баю» — колыбельная.
Правильный ответ:
СчиталкаПояснение:
Для того чтобы честно и справедливо распределить роли в игре, дети используют считалки. Это короткие, ритмичные стишки, которые произносятся по слогам, указывая по очереди на каждого участника. Тот, на ком считалка заканчивается, выполняет определённую роль (например, водит). Считалки помогают организовать игру и избежать споров между детьми.
Правильный ответ:
ЗагадкаПояснение:
Это загадка. Её суть — в иносказательном описании предмета, который нужно отгадать. Загадка не называет предмет прямо, а указывает на его признаки через сравнение (метафору). В данном случае электрическая лампочка по форме сравнивается с грушей, а то, что она несъедобна, помогает отгадать правильный ответ. Загадки развивают наблюдательность и образное мышление.
Правильный ответ:
«Колобок»Пояснение:
Это сюжет известной русской народной сказки «Колобок». Главный герой, испечённый из остатков муки, сбегает от старика и старухи и по очереди встречает разных зверей. Он хвастается тем, что от всех ушёл, но хитрая лиса обманывает его своей лестью и съедает. Эта сказка учит детей тому, что нельзя быть слишком доверчивым и хвастливым, ведь всегда может найтись кто-то хитрее.
Правильный ответ:
Поговорка — это образное выражение, а не поучениеПояснение:
Главное отличие в том, что пословица — это законченное предложение с поучительным смыслом (например, «Делаешь наспех — сделаешь на смех»). А поговорка — это меткое, образное выражение, которое является частью предложения и просто украшает речь (например, «как снег на голову»). Поговорка не учит, а даёт яркую характеристику чему-либо.
Правильный ответ:
КолыбельнаяПояснение:
Колыбельная — это самый первый фольклорный жанр в жизни человека. Мама поёт её младенцу, чтобы он успокоился и заснул. У колыбельных песен особая, плавная мелодия и спокойный, убаюкивающий ритм. В их текстах часто встречаются добрые, ласковые образы (кот, сон, дрёма), которые должны были оберегать ребёнка во сне от всего плохого.
Правильный ответ:
ЗакличкаПояснение:
Это закличка. Заклички — это короткие песенки-обращения к силам природы: солнцу, дождю, ветру, радуге, птицам. В старину люди верили, что с помощью таких слов можно повлиять на погоду и приблизить приход весны или тепла. Дети использовали заклички в своих играх, вступая в диалог с окружающим их миром природы.
Правильный ответ:
три самых известных русских богатыряПояснение:
Это троица самых знаменитых богатырей из русских былин. Илья Муромец олицетворяет мудрость и крестьянскую силу, Добрыня Никитич — образованность и знатное происхождение, а Алёша Попович — хитрость и находчивость. Вместе они стоят на страже Русской земли, защищая её от врагов. Их образы являются символом силы и непобедимости русского народа.
Правильный ответ:
СкороговоркаПояснение:
Это скороговорка. Её главная цель — тренировка речи. В скороговорках специально подбираются слова с трудными для произношения сочетаниями звуков. Чтобы произнести такую фразу быстро и без ошибок, нужно иметь хорошо развитый речевой аппарат. Скороговорки — это весёлый и полезный способ научиться говорить чётко и внятно.
Правильный ответ:
Волшебный клубокПояснение:
В русских волшебных сказках дорогу в далёкие и опасные места, например, в царство Кощея, герою часто указывал волшебный клубок. Его нужно было бросить перед собой, и он сам катился в нужном направлении, разматываясь. Этот предмет-помощник символизировал мудрость предков и судьбу, которая ведёт героя к его цели. Скатерть-самобранка кормила, а сапоги-скороходы быстро переносили с места на место.
Правильный ответ:
«Репка»Пояснение:
Это сюжет русской народной сказки «Репка». Она учит очень важной вещи: даже самое сложное дело можно выполнить, если взяться за него сообща, всем вместе. Только объединив усилия всех членов семьи, от самого большого до самого маленького, удалось вытянуть огромную репку. Эта сказка — гимн дружбе, взаимопомощи и силе коллектива.
Правильный ответ:
ПословицаПояснение:
Это пословица, так как она выражает законченную народную мудрость. Её смысл в том, что из-за страха человек может сильно преувеличивать опасность, видя её там, где её нет, или представляя её гораздо страшнее, чем она есть на самом деле. Эта фраза является поучением, предостерегающим от излишней боязливости, и поэтому относится к жанру пословиц.
Правильный ответ:
ЧастушкаПояснение:
Частушка — это короткая, обычно четырёхстрочная, народная песенка. Её отличает задорный, быстрый ритм и юмористическое или злободневное содержание. Частушки исполняли под гармонь или балалайку во время праздников и гуляний. Они были живым откликом народа на разные события, высмеивали недостатки или просто поднимали настроение.
Правильный ответ:
«Двенадцать месяцев»Пояснение:
Девочку-падчерицу отправили в зимний лес за подснежниками в сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев», которая написана по мотивам славянских народных преданий. В лесу она встретила у костра всех братьев-месяцев, и Апрель-месяц помог ей, уступив своё время, чтобы на поляне расцвели цветы. Эта сказка учит доброте и тому, что в природе всё идёт своим чередом.Правильный ответ:
К волшебнымПояснение:
«Царевна-лягушка» — это яркий пример волшебной сказки. В ней присутствуют все признаки этого жанра: чудесные превращения (лягушка становится прекрасной девицей), волшебные предметы (указывающий путь клубок), сказочные злодеи (Кощей Бессмертный), волшебные помощники (животные, помогающие Ивану-царевичу) и путешествие героя в «иной мир» за своей невестой.
Правильный ответ:
поговоркаПояснение:
«Остаться с носом» — это поговорка, то есть устойчивое образное выражение. Оно означает «потерпеть неудачу», «быть обманутым», «остаться ни с чем». Эта фраза не содержит поучения, а лишь метко характеризует ситуацию. Она используется как часть предложения (Например: «Он надеялся на выигрыш, но остался с носом»). Поэтому это именно поговорка, а не пословица.
Правильный ответ:
Их рассказывали или пели, а слушатели запоминалиПояснение:
Фраза «из уст в уста» — это ключ к пониманию сути фольклора. Она означает, что сказки, песни, былины и пословицы не записывались, а передавались устно. Один человек (сказитель, певец) рассказывал или пел, а другие слушали, запоминали и затем передавали дальше — своим детям и внукам. Из-за этого у одного и того же произведения могли появляться разные варианты.



