
Тест по басне Крылова «Два мальчика»
Тест по басне Крылова «Два мальчика» — это интерактивная проверочная (контрольная) работа онлайн, рассчитанная на учащихся 3-6 класса и старше. Задания помогут проверить знание текста басни, понимание основной морали произведения и особенностей басенного жанра.
Правильный ответ:
Сеня и ФедяПояснение:
В тексте басни мальчиков зовут Сеня (уменьшительное от Семён) и Федя (уменьшительное от Фёдор). Их имена упоминаются в первых строках: «Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов, опять нас не погнали в класс, пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов!» — «Нет, Федя, те каштаны не про нас!». Имена персонажей важны для понимания басни, так как они помогают читателю следить за развитием сюжета и взаимоотношениями героев. Басни Крылова часто используют обычные русские имена, что делает персонажей ближе к читателю.
Правильный ответ:
КаштаныПояснение:
В первых строках басни четко указывается, что мальчики планировали собирать каштаны: «Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов!». Выбор именно этого плода значим для сюжета басни, так как каштаны обычно растут высоко на деревьях, что создает необходимую для сюжета проблему — как достать плоды с высокого дерева. Кроме того, каштаны имеют твердую скорлупу, что впоследствии становится важным элементом морали басни — один из друзей получает лишь скорлупки, а другой наслаждается содержимым.
Правильный ответ:
Считал, что дерево слишком высокое.Пояснение:
В тексте басни Сеня объясняет свой отказ так: «Нет, Федя, те каштаны не про нас! Ты знаешь ведь, как дерево высоко: Тебе, ни мне туда не влезть, и нам каштанов тех не есть!». Таким образом, причина отказа Сени заключалась в том, что он считал дерево слишком высоким для того, чтобы они могли на него взобраться. Это показывает, что Сеня был более осторожным и реалистично оценивал ситуацию, в отличие от Феди, который был готов идти на риск ради достижения желаемого.
Правильный ответ:
Чтобы Федя подсадил его на нижний сук каштана.Пояснение:
Федя предлагает использовать не силу, а хитрость (ухватку): «И, милый, да на что ж догадка! Где силой взять нельзя, там надобна ухватка». Он придумывает план, как достать каштаны, не полагаясь только на физическую силу. Эта фраза имеет ключевое значение для понимания характера Феди — он изобретателен и находчив, умеет найти выход из сложной ситуации, хотя, как выясняется позже, использует эти качества не во благо дружбы, а для собственной выгоды. Эта деталь помогает автору раскрыть образ хитрого и эгоистичного человека.
Правильный ответ:
«Пыхтел, весь потом обливался»Пояснение:
В тексте басни говорится: «Тут Сеня помогать товарищу принялся, пыхтел, весь потом обливался, и Феде, наконец, вскарабкаться помог». Это описание показывает, что Сеня приложил огромные усилия, чтобы помочь своему другу. Автор специально подчеркивает тяжесть труда Сени, чтобы усилить контраст с последующим поведением Феди. Этот эпизод важен для понимания морали басни — Сеня бескорыстно и самоотверженно помогает товарищу, а Федя впоследствии проявляет неблагодарность и эгоизм.
Правильный ответ:
«Как мышке в закроме, вверху ему раздолье»Пояснение:
В басне положение Феди на дереве описывается так: «Взобрался Федя на приволье: как мышке в закроме, вверху ему раздолье!». Автор использует сравнение с мышью в закроме (зернохранилище), чтобы подчеркнуть, насколько комфортно и вольготно чувствовал себя Федя среди изобилия каштанов. Это сравнение также намекает на то, что Федя, подобно мыши, которая тайком пользуется чужими запасами, действует исключительно в своих интересах. Такое описание усиливает контраст между трудом Сени и безбедным положением Феди.
Правильный ответ:
Не перечестьПояснение:
В тексте басни автор говорит о количестве каштанов следующим образом: «Каштанов там не только всех не съесть, — не перечесть!». Это гипербола (преувеличение), использованная для того, чтобы подчеркнуть изобилие плодов на дереве. Такое описание усиливает несправедливость последующего поступка Феди — при таком количестве каштанов он мог бы легко поделиться с другом, который помог ему забраться на дерево. Этот литературный приём помогает автору более ярко передать мораль басни о неблагодарности и эгоизме.
Правильный ответ:
Только скорлупки.Пояснение:
В басне описывается, что Сеня получил за свою помощь только шелуху от каштанов: «Федюша сам вверху каштаны убирал, а другу с дерева бросал одни скорлупки». Эта деталь является ключевой для понимания морали басни. Несмотря на обещание, что они оба наедятся каштанов досыта, и несмотря на усилия Сени, Федя проявил неблагодарность и эгоизм, оставив себе всё самое ценное, а другу бросив лишь ненужные отходы. Скорлупки становятся символом обмана и неблагодарности.
Правильный ответ:
Облизывал губкиПояснение:
В тексте басни автор пишет о Сене: «Он, бедный, на низу облизывал лишь губки». Это выражение имеет переносный смысл и означает, что Сеня вынужден был довольствоваться лишь предвкушением вкуса каштанов, но сам их не получил. Эта метафора усиливает эмоциональное воздействие басни, вызывая сочувствие к обманутому мальчику. Автор использует эпитет «бедный», чтобы подчеркнуть несправедливость ситуации и вызвать у читателя сопереживание герою, ставшему жертвой неблагодарности.
Правильный ответ:
ФедюшаПояснение:
В тексте басни автор использует уменьшительно-ласкательную форму имени: «Федюша сам вверху каштаны убирал, а другу с дерева бросал одни скорлупки». Использование такой формы имени интересно с точки зрения авторского отношения — оно может нести оттенок иронии по отношению к поступку мальчика. Также это создает контраст между внешне безобидным, даже милым обликом (подчеркнутым уменьшительным именем) и неблагородным поступком. Такие нюансы важны для понимания стилистических особенностей басен Крылова.
Правильный ответ:
О том, что видел подобных Феде людей в жизни.Пояснение:
В заключительных строках басни автор обобщает свое наблюдение: «Видал Федюш на свете я, — которым их друзья вскарабкаться наверх усердно помогали, а после уж от них — скорлупки не видали!». Это прямое указание на то, что подобные ситуации автор наблюдал в реальной жизни. Здесь раскрывается основная мораль басни — критика людей, которые пользуются помощью друзей для достижения высокого положения, а затем забывают о тех, кто им помог, и не проявляют даже минимальной благодарности. Таким образом, автор переводит конкретную историю двух мальчиков в плоскость общечеловеческих отношений.
Правильный ответ:
В тексте нет таких сравнений.Пояснение:
В тексте басни нет сравнения Феди с животным, когда Федя. Автор просто описывает происходящее: «Федюша сам вверху каштаны убирал, а другу с дерева бросал одни скорлупки». Отсутствие сравнения в этом месте может быть художественным приемом — автор предоставляет читателю самому оценить поступок героя, не навязывая готовых образов. Это делает повествование более объективным и позволяет каждому читателю сформировать собственное отношение к описываемой ситуации, что характерно для басенного жанра.
Правильный ответ:
«В беде друг познаётся»Пояснение:
Пословица «В беде друг познаётся» наиболее точно отражает мораль этой басни. Хотя в басне нет прямой «беды», но ситуация проверяет истинность дружбы — Сеня помогает Феде в трудной ситуации (когда нужно забраться на высокое дерево), а Федя проявляет свое истинное отношение к товарищу, когда получает доступ к желаемому. Эта пословица подчеркивает, что настоящая дружба проявляется в поступках, а не в словах, и что истинный характер человека раскрывается в ситуациях, когда он может проявить либо благородство, либо эгоизм.
Правильный ответ:
Неблагодарность и эгоизмПояснение:
В басне скорлупки каштанов символизируют неблагодарность и эгоизм. Федя, получив помощь от Сени и добравшись до каштанов, оставляет себе всю съедобную часть плодов, а другу бросает только ненужные отходы — скорлупки. Этот символ усиливается в последних строках басни, где автор обобщает ситуацию, говоря о людях, которые не дают даже скорлупок тем, кто помог им подняться наверх. Таким образом, скорлупки становятся метафорой минимальной благодарности, которой лишены те, кто сталкивается с эгоистичными и неблагодарными людьми.