найти
Пароль
войти
Тест по басне Крылова «Лягушки, просящие царя» Тест по басне Крылова «Лягушки, просящие царя»

Тест по басне Крылова «Лягушки, просящие царя»

Тест по басне Крылова «Лягушки, просящие царя» — это проверочная (контрольная) работа, рассчитанная на учащихся 4-6 класса. Проверьте свои знания одной из басен великого русского баснописца, в которой отражены политические взгляды автора и содержится глубокий социальный смысл.

1
Почему лягушки решили просить у богов царя?

Правильный ответ:

Им не угодно стало правление народное.

Пояснение:

В самом начале басни автор прямо указывает причину: «Лягушкам стало не угодно правление народно, и показалось им совсем не благородно без службы и на воле жить». Лягушки были недовольны демократической формой правления и свободой, так как считали неблагородным жить без службы и подчинения. Крылов высмеивает таким образом людей, которые не ценят свободу и добровольно стремятся к подчинению сильной власти. Эта идея является центральной в басне и показывает, как народ иногда сам отказывается от своих прав и свобод, что приводит к печальным последствиям.

2
Какого первого царя послал Зевс лягушкам?

Правильный ответ:

Осиновый чурбан

Пояснение:

В басне сказано: «Царь этот был осиновый чурбан». Зевс послал лягушкам в качестве первого царя простое бревно из осины. Выбор чурбана (бревна) в качестве царя имеет глубокий символический смысл. Он олицетворяет пассивного, бездействующего правителя, который не вмешивается в жизнь подданных. Крылов таким образом показывает, что иногда лучший правитель — тот, кто меньше всего управляет. Осиновый чурбан не мог причинить лягушкам вреда, но они быстро перестали его уважать именно из-за его бездействия.

3
Как чурбан попал в царство лягушек?

Правильный ответ:

Он с шумом упал с небес.

Пояснение:

В басне Крылов описывает появление первого царя так: «Летит к ним с шумом Царь с небес, и плотно так он треснулся на царство, что ходенем пошло трясинно государство». Чурбан был послан Зевсом с небес и с шумом упал в болото, вызвав такое волнение, что всё «трясинное государство» задрожало. Это эффектное появление напугало лягушек и заставило их отнестись к новому царю с почтением и страхом. Крылов использует этот яркий образ, чтобы показать, как внешние эффекты могут создать иллюзию силы и власти даже у безжизненного предмета.

4
Как лягушки отреагировали на падение чурбана?

Правильный ответ:

Испугались и разбежались.

Пояснение:

В басне описывается реакция лягушек: «Со всех Лягушки ног в испуге пометались, кто как успел, куда кто мог». Лягушки испугались громкого шума и сотрясения от падения чурбана и разбежались в страхе кто куда. Это естественная реакция на неожиданное и пугающее событие. Крылов показывает, как страх перед властью — первая и самая распространённая реакция подданных. Лягушки продемонстрировали инстинктивный страх перед тем, что пришло сверху, от богов, даже не разобравшись в сути происходящего.

5
Какими качествами обладал царь-чурбан?

Правильный ответ:

Был степенным, молчаливым и важным.

Пояснение:

В басне про чурбана-царя сказано: «Не суетлив, не вертопрашен, степенен, молчалив и важен; дородством, ростом великан». Крылов наделяет неодушевлённый предмет человеческими качествами, используя олицетворение. Чурбан описывается как солидный, представительный и важный правитель, который не проявляет легкомыслия. Эти качества внушают уважение лишь на первый взгляд. На самом деле, за ними скрывается полная бездеятельность, неспособность управлять и защищать своих подданных. Эти характеристики — ирония Крылова над внешними атрибутами власти, за которыми нет реального содержания.

6
Как со временем изменилось отношение лягушек к чурбану?

Правильный ответ:

Они перестали его бояться и начали на него садиться.

Пояснение:

В басне подробно описывается эволюция отношения лягушек к чурбану: «Сперва перед Царем ничком; а там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком; дай попытаться сесть с ним рядом; а там, которые еще поудалей, к Царю садятся уж и задом». Постепенно лягушки осмелели, перестали бояться чурбана и начали проявлять неуважение, вплоть до того, что «кто захочет, тот на него и вскочит». Это показывает, как первоначальный страх и почтение к власти сменяются пренебрежением, если власть не проявляет силы и активности. Крылов наглядно демонстрирует психологию подданных и их отношение к слабой власти.

7
Как долго жили лягушки с царём-чурбаном?

Правильный ответ:

Три дня

Пояснение:

В басне точно указано: «В три дня наскучило с таким Царем житье». Лягушкам потребовалось всего три дня, чтобы полностью разочароваться в царе-чурбане и отправить новое прошение («челобитье») богам. Такой короткий срок показывает непостоянство и нетерпение подданных, которые хотят быстрых решений и впечатляющих действий от власти. Крылов намеренно выбирает этот короткий период времени, чтобы подчеркнуть легкомыслие и непостоянство лягушек, которые не успели даже как следует пожить при новом правлении, но уже требуют перемен.

8
Какого царя лягушки просили во второй раз?

Правильный ответ:

Настоящего царя «на славу».

Пояснение:

В басне сказано, что лягушки отправили «новое челобитье, чтоб им Юпитер в их болотную державу дал подлинно Царя на славу!» Они хотели настоящего, деятельного правителя, которого можно было бы уважать, в отличие от бездействующего чурбана. Выражение «царь на славу» означает царя, который прославит себя деяниями, будет заметен и уважаем. Лягушки хотели правителя, который своими действиями вызовет их восхищение и уважение. Они не знали, что активный правитель может оказаться опасным, и их желание иметь «настоящего» царя обернётся для них трагедией.

9
Кто стал вторым лягушачьим царём?

Правильный ответ:

Журавль

Пояснение:

В басне говорится: «Послал Юпитер к ним на царство Журавля». Выбор журавля в качестве царя лягушек символичен, так как журавли — естественные хищники для лягушек. Журавль олицетворяет активную, но жестокую власть, которая угнетает и притесняет своих подданных. Крылов выбирает именно этого персонажа, чтобы показать, как народ, желающий сильного правителя, может получить тирана, который будет угнетать своих подданных. Журавль представляет собой противоположность чурбану — он активный, но его активность направлена во вред лягушкам.

10
Каким правителем оказался второй царь?

Правильный ответ:

Жестоким тираном, который ел лягушек.

Пояснение:

В басне журавль описывается так: «Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: не любит баловать народа своего; он виноватых ест: а на суде его нет правых никого; зато уж у него, что завтрак, что обед, что ужин, то расправа». Журавль оказался жестоким тираном, который постоянно устраивал «расправы» и ел лягушек, считая всех виноватыми. Это образ деспотичного правителя, который не заботится о благе подданных, а использует свою власть для удовлетворения собственных потребностей. Крылов показывает, что активная власть не всегда благо, особенно если она направлена против интересов народа.

11
Что случилось с лягушками при правлении второго царя?

Правильный ответ:

Наступил «чёрный год», многие были съедены.

Пояснение:

В басне описывается: «На жителей болот приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет». Правление журавля обернулось настоящим бедствием для лягушек. «Черный год» — выражение, обозначающее время бедствий и несчастий. «Великий недочет» означает, что лягушек становилось всё меньше, так как журавль их ел. Крылов ярко изображает последствия тиранического правления, когда власть работает не на благо народа, а против него. Это прямое следствие неразумного желания лягушек иметь активного царя без понимания, как эта активность может проявляться.

12
О чём лягушки просили богов в третий раз?

Правильный ответ:

Дать им нового царя, не такого жестокого.

Пояснение:

В басне говорится: «Вот пуще прежнего и кваканье, и стон, чтоб им Юпитер снова пожаловал Царя инова; что нынешний их Царь глотает их, как мух». Лягушки просили Юпитера дать им нового, третьего царя, поскольку журавль оказался слишком жестоким правителем и ел их. Они хотели царя, который не был бы таким жестоким, как журавль, но и не таким бездеятельным, как чурбан. Это показывает, что лягушки так и не поняли ценность свободы, которой они изначально обладали, и продолжали искать идеального правителя извне, вместо того чтобы научиться самоуправлению.

13
Как ответил верховный бог на третью просьбу лягушек?

Правильный ответ:

Отказал и велел жить с журавлём.

Пояснение:

Ответ Юпитера звучит так: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» Он отказался давать лягушкам нового царя и приказал им жить с журавлем, предупредив, что может быть еще хуже. Этот ответ показывает, что боги (символизирующие судьбу или высшие силы) не будут бесконечно исправлять ошибки тех, кто не ценит то, что имеет, и не учится на своих ошибках. Юпитер указывает лягушкам, что они сами виноваты в своих бедах, так как изначально не ценили свободу и народное правление, а теперь должны терпеть последствия своего выбора.

14
Какое божество упоминается в басне дважды под разными именами?

Правильный ответ:

Зевс/Юпитер

Пояснение:

В басне одно и то же верховное божество упоминается под двумя именами: сначала как Зевс («послушал их Зевес»), а затем как Юпитер («чтоб им Юпитер в их болотную державу дал подлинно Царя на славу»). Зевс — это греческое имя верховного бога, а Юпитер — его римский эквивалент. Использование обоих имен было распространенной практикой в литературе того времени и говорит о влиянии на Крылова как греческой, так и римской культур. Это также может быть связано с желанием избежать повторов в тексте. В любом случае, речь идет об одном и том же божестве, которое дважды удовлетворяло просьбы лягушек.

15
Какова основная мораль этой басни?

Правильный ответ:

Надо ценить свободу.

Пояснение:

Основная мораль басни выражена в словах Юпитера: «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? Не мне ль, безумные, вещал им с неба глас: покоя не было от вас?» Крылов показывает, что лягушки (символизирующие народ) не умели ценить свободу и народное правление, которыми они изначально обладали. Вместо того чтобы научиться самоуправлению, они просили внешнего правителя, получили сначала бездействующего, а затем жестокого и тиранического царя. Басня учит ценить свободу и не стремиться к подчинению внешней власти, особенно если народ может сам управлять своей судьбой. Политический подтекст басни очевиден — это критика монархического правления и призыв к самоуправлению.