найти
Пароль
войти
Тест по басне Крылова «Мартышка и очки» Тест по басне Крылова «Мартышка и очки»

Тест по басне Крылова «Мартышка и очки»

Тест по басне Крылова «Мартышка и очки» — это проверочная (контрольная) работа, рассчитанная на учащихся 3 класса. Проверьте, насколько хорошо вы знаете одну из самых известных басен великого русского баснописца, которая высмеивает невежество и неумение пользоваться полезными вещами.

1
Какая проблема возникла у Мартышки?

Правильный ответ:

Она стала плохо видеть.

Пояснение:

В первой строке басни прямо говорится: «Мартышка к старости слаба глазами стала». Это означает, что у Мартышки ухудшилось зрение из-за возраста. Именно эта проблема становится причиной всех дальнейших событий в басне, так как Мартышка пытается решить её, используя очки. Ухудшение зрения с возрастом — распространённое явление и у людей, и Крылов использует это как основу для своей басни. Слабое зрение заставляет Мартышку искать решение, но из-за своего невежества она не может правильно использовать предлагаемое средство.

2
Что Мартышка решила сделать, чтобы решить свою проблему?

Правильный ответ:

Завести очки.

Пояснение:

В басне говорится: «А у людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки: лишь стоит завести Очки». Мартышка слышала от людей, что проблема со зрением решается с помощью очков, поэтому она решила их завести. Это решение показывает, что Мартышка пыталась подражать людям, не понимая сути предмета. Крылов использует это, чтобы высмеять поверхностное подражание без понимания сути вещей. Мартышка услышала о средстве, но не потрудилась узнать, как им правильно пользоваться.

3
Сколько очков достала себе Мартышка?

Правильный ответ:

Полдюжины

Пояснение:

В басне сказано: «Очков с полдюжины себе она достала». Полдюжины – это шесть штук (половина от дюжины, которая равна двенадцати). Такое количество очков показывает, что Мартышка была очень настойчива в своём желании решить проблему со зрением и не ограничилась одной парой. Это также может указывать на её неразумность – вместо того, чтобы научиться пользоваться одной парой очков, она приобрела сразу несколько. Крылов использует это преувеличение, чтобы подчеркнуть комичность ситуации и абсурдность поведения Мартышки.

4
Что Мартышка делала с очками?

Правильный ответ:

Прижимала к темени, нанизывала на хвост, нюхала и лизала.

Пояснение:

В басне подробно описываются действия Мартышки с очками: «Вертит Очками так и сяк: то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет». Она пробовала использовать очки самыми разными способами, кроме правильного – надеть их на глаза. Эти абсурдные действия показывают полное непонимание Мартышкой назначения и способа использования очков. Крылов детально описывает эти действия, чтобы высмеять невежество и неспособность понять даже простые вещи из-за отсутствия знаний.

5
Помогли ли очки Мартышке улучшить зрение?

Правильный ответ:

Нет, очки не действовали никак.

Пояснение:

В басне однозначно сказано: «Очки не действуют никак». Очки не помогли Мартышке улучшить зрение, но это произошло не из-за того, что очки были плохими или неподходящими, а из-за того, что Мартышка не знала, как ими правильно пользоваться. Она пробовала всевозможные способы использования очков, кроме единственно верного – надеть их на глаза. Это показывает, что даже самая полезная вещь бесполезна в руках того, кто не умеет ею пользоваться. Эта мысль является одной из главных в морали басни.

6
Что сказала Мартышка о людях, от которых узнала про очки?

Правильный ответ:

Назвала их лжецами.

Пояснение:

Мартышка возмутилась: «Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак, кто слушает людских всех врак: всё про Очки лишь мне налгали». Вместо того, чтобы признать своё неумение пользоваться очками, она обвинила людей во лжи. Она назвала их рассказы «враками» (ложью) и считала, что её обманули насчёт пользы очков. Это типичная реакция невежественного человека, который вместо того, чтобы признать собственное невежество, обвиняет других или сам предмет в своей неудаче. Крылов использует это, чтобы показать, как невежество порождает необоснованную критику полезных вещей.

7
Что Мартышка сделала с очками в конце басни?

Правильный ответ:

Разбила их о камень.

Пояснение:

В басне говорится: «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Мартышка в гневе и разочаровании разбила очки о камень. Этот жест показывает её фрустрацию и гнев из-за неспособности получить пользу от очков. Вместо того, чтобы попытаться понять своё заблуждение, она уничтожает предмет, который кажется ей бесполезным. Этот поступок символизирует отвержение знаний и полезных вещей из-за невежества и неспособности понять их ценность, что является центральной темой басни.

8
Что испытывала Мартышка, когда разбивала очки?

Правильный ответ:

Досаду и печаль

Пояснение:

В басне прямо указано: «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их». Досада – это чувство раздражения и огорчения от неудачи, а печаль – это грусть, уныние. Мартышка испытывала отрицательные эмоции из-за того, что очки не помогли ей улучшить зрение. Она была разочарована и рассержена. Эти эмоции привели к разрушительному поступку – разбиванию очков. Крылов точно описывает эмоциональное состояние Мартышки, чтобы показать, как отрицательные эмоции могут привести к необдуманным действиям и усугубить проблему вместо её решения.

9
Какой вывод делает Мартышка о пользе очков?

Правильный ответ:

В очках нет никакого проку.

Пояснение:

Мартышка заявляет: «А проку на-волос нет в них». Это означает, что она считает очки абсолютно бесполезными, не приносящими даже малейшей пользы (на-волос – то есть даже на толщину волоса, нисколько). Такой вывод она делает на основе своего неудачного опыта использования очков, не понимая, что проблема не в очках, а в её неумении ими пользоваться. Это ошибочное заключение является результатом невежества и неспособности признать собственное незнание. Крылов использует это, чтобы показать, как часто люди осуждают полезные вещи только потому, что не умеют ими пользоваться.

10
Почему, по мнению автора, с людьми случается то же, что с Мартышкой?

Правильный ответ:

Из-за незнания ценности вещи.

Пояснение:

В морали басни автор говорит: «К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк всё к худу клонит». Причина – незнание ценности и предназначения вещи, невежество. Люди, как и Мартышка, порой не могут оценить пользу предмета из-за отсутствия знаний о том, как им правильно пользоваться. Это приводит к неправильным выводам о бесполезности вещи или даже к её отвержению. Крылов подчёркивает, что проблема не в вещи, а в отношении к ней невежественного человека.

11
Что делает «невежда познатней» с полезной вещью?

Правильный ответ:

Не только отвергает, но и гонит.

Пояснение:

В морали басни говорится: «А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит». «Невежда познатней» – это более влиятельный, имеющий больше власти невежественный человек. По мнению автора, такой человек не только отвергает полезную вещь, но и активно выступает против неё, «гонит» её. Это усугубляет вред от невежества, так как влиятельный человек может препятствовать распространению полезных вещей и идей среди других людей. Крылов указывает на особую опасность сочетания невежества и власти.

12
Какие части тела упоминаются в описании действий Мартышки с очками?

Правильный ответ:

Темя и хвост

Пояснение:

В басне говорится: «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет». Темя – это верхняя часть головы, а хвост – характерная часть тела обезьяны. Мартышка прикладывала очки к темени и нанизывала их на хвост, что демонстрирует её полное непонимание того, как нужно использовать очки. Упоминание этих частей тела подчёркивает абсурдность действий Мартышки и комичность ситуации. Крылов использует эти детали, чтобы ярко проиллюстрировать невежественное обращение с предметом, предназначение которого непонятно.