
Тест по басне Крылова «Зеркало и обезьяна»
Тест по басне Крылова «Зеркало и обезьяна» — это интерактивная контрольная (проверочная) работа онлайн, рассчитанная на учащихся 3 класса и старше. Задания проверят знание текста басни, понимание основной морали произведения и особенностей басенного жанра.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Тихонько толкнула его ногой.Пояснение:
В тексте басни прямо сказано: «Тихохонько Медведя толк ногой». Этот момент важен для понимания развития сюжета — Мартышка, увидев свое отражение, но не узнав себя, решает показать его Медведю. Такое действие характеризует Мартышку как персонажа, который стремится высмеивать других, не обращая внимание на собственные недостатки, что в итоге становится центральной идеей басни.
Правильный ответ:
Кум милый мойПояснение:
В тексте басни Мартышка обращается к Медведю со словами: «Смотри-ка, говорит: кум милый мой!». Обращение «кум» указывает на определенную степень близости между персонажами, что важно для понимания их взаимоотношений. В старину кумовьями называли крестных родителей одного ребенка по отношению друг к другу или крестного по отношению к родителям крестника. В басне это обращение используется скорее как дружеское, фамильярное.
Правильный ответ:
Удавилась бы с тоски.Пояснение:
В басне Мартышка, не узнавая себя в зеркале, говорит: «Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа». Эта фраза показывает, насколько отвратительным кажется Мартышке ее собственное отражение, что подчеркивает главную мысль басни о том, как люди не способны видеть свои недостатки, но легко замечают их у других. Ирония ситуации заключается в том, что, не узнавая себя, Мартышка выражает крайнее отвращение к собственному облику.
Правильный ответ:
Пять-шестьПояснение:
В тексте басни Мартышка утверждает: «А, ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». Эта деталь важна, поскольку показывает, что Мартышка не только не узнает себя, но и готова обвинить в имеющихся недостатках своих знакомых. Она уверенно заявляет, что может назвать конкретных «кривляк», что усиливает сатирический элемент басни — люди часто склонны видеть в других те недостатки, которыми обладают сами.
Правильный ответ:
Оборотиться на себя.Пояснение:
В басне Медведь дает Мартышке мудрый совет: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Этот совет составляет суть морали басни — прежде чем осуждать других, следует внимательно посмотреть на себя и свои недостатки. Медведь выступает в роли мудрого персонажа, пытающегося донести до Мартышки важную жизненную истину, что характерно для басенного жанра, где часто один из персонажей высказывает мораль прямо в тексте произведения.
Правильный ответ:
Проигнорировала его.Пояснение:
В басне говорится: «Но Мишенькин совет лишь попусту пропал». Это означает, что Мартышка проигнорировала мудрый совет Медведя и не приняла его к сведению. Данная реакция иллюстрирует идею басни о том, что люди редко готовы признать свои недостатки даже когда им прямо на них указывают. Мартышка олицетворяет тех, кто не способен к самокритике и предпочитает винить в своих недостатках окружающих. Такое поведение показывает глубину человеческого самообмана и нежелание видеть себя объективно.
Правильный ответ:
Уменьшительно-ласкательные суффиксыПояснение:
В тексте басни автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, когда называет Медведя «Мишкой» и «Мишенькой». Это один из приемов, характерных для русского фольклора и литературного стиля И.А. Крылова. Такие имена придают тексту особый колорит и народность, делают персонажей более живыми и приближенными к читателю. Кроме того, эти формы имени создают определенное отношение к персонажу — добродушному, но мудрому Медведю, чей совет, к сожалению, не был услышан Мартышкой.
Правильный ответ:
Что может их по пальцам перечесть.Пояснение:
В тексте басни Мартышка говорит: «Я даже их могу по пальцам перечесть». Эта фраза показывает уверенность Мартышки в том, что она точно знает, кто из ее знакомых имеет те недостатки, которые она заметила в отражении (не понимая, что видит себя). Такая конкретность в обвинениях других усиливает иронию ситуации и подчеркивает основную мысль басни — человек склонен четко видеть недостатки других, но слеп к собственным. Выражение «перечесть по пальцам» также указывает на ограниченное число таких «кривляк», что делает обвинение более персонализированным.
Правильный ответ:
КлимычПояснение:
В заключительной части басни автор приводит пример из жизни: «Что Климыч на-руку нечист, все это знают». Климыч используется как пример человека, который, слушая о взятках (то есть о своем собственном пороке), указывает на другого человека (Петра), не признавая своей вины. Этот пример помогает автору расширить мораль басни, перенеся ее с животных на людей, и показать, что описанное поведение — не исключение, а распространенная человеческая черта. Введение конкретных человеческих персонажей усиливает дидактическую направленность басни.
Правильный ответ:
На-руку нечистПояснение:
В тексте басни автор использует выражение «Климыч на-руку нечист», что является фразеологизмом, означающим склонность к воровству, нечестности, взяточничеству. Этот оборот речи характерен для народного языка, который часто использует Крылов в своих баснях. Выбор именно этого выражения позволяет автору кратко и образно охарактеризовать персонажа, не вдаваясь в подробности его проступков. Также это выражение органично вписывается в контекст басни, где речь идет о неспособности людей признавать собственные недостатки.
Правильный ответ:
На ПетраПояснение:
В последних строках басни говорится: «А он украдкою кивает на Петра». Таким образом, Климыч, слушая о своем пороке (взяточничестве), тайком указывает на другого человека — Петра. Эта деталь завершает басню и служит человеческой иллюстрацией к основной морали произведения: люди склонны видеть недостатки в других, но не в себе. Поведение Климыча полностью параллельно поведению Мартышки — оба не признают своих недостатков и переносят вину на других, что усиливает единство композиции басни.
Правильный ответ:
Люди не признают своих недостатков.Пояснение:
Строка «Не любит узнавать ни кто себя в сатире» выражает основную мораль басни — люди не желают признавать свои недостатки, когда видят их высмеянными в литературных произведениях. Это универсальная человеческая черта, которую Крылов наблюдал в обществе и отразил в своей басне. Сатира, как жанр, направлена на высмеивание пороков, но парадокс заключается в том, что те, кого она должна исправить, обычно не узнают себя в ней, считая, что речь идет о ком-то другом. Эта мысль является центральной для понимания идейного содержания всей басни.
Правильный ответ:
МедведьПояснение:
В басне Крылова Медведь символизирует мудрость, так как именно он дает разумный совет Мартышке: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Этот совет отражает глубокую жизненную мудрость — важность самокритики и способности объективно оценивать себя. В басенной традиции часто один из персонажей выступает носителем мудрости и произносит слова, близкие к морали произведения. В данном случае эту роль выполняет Медведь, который пытается направить Мартышку к осознанию собственных недостатков.
Правильный ответ:
Отражение в зеркалеПояснение:
В первой строке басни «Мартышка, в Зеркале увидя образ свой» слово «образ» употребляется в значении «отражение в зеркале». Это важная деталь, так как весь сюжет басни строится вокруг неспособности Мартышки узнать себя в собственном отражении. Слово «образ» в русском языке имеет несколько значений, включая «икона» и «литературный персонаж», но в данном контексте речь идет именно о зеркальном отражении. Это первоначальное значение слова, связанное с внешним видом, обликом предмета или существа.