Тест по биологии: Методология биологии (10 класс)
Тест по биологии «Методология биологии» для 10 класса — это интерактивная проверочная работа, посвященная основам научного познания в биологии. Вопросы охватывают ключевые понятия: объект и предмет исследования, гипотеза, теория, а также основные методы, такие как наблюдение, эксперимент и моделирование.
Другое по теме:
Правильный ответ:
методологияПояснение:
Методология науки — это не просто перечень методов, а целостная система знаний о том, как правильно организовывать и проводить научное исследование для получения объективных, достоверных результатов. Она включает в себя изучение структуры научного знания, принципов его построения, а также самих методов и процедур, на которые опирается ученый.
Правильный ответ:
Жизнь во всех ее проявлениях и формах организацииПояснение:
Объектом биологии как комплексной науки является жизнь как уникальное явление природы. Это включает в себя изучение всех живых организмов, их строения, функций, происхождения, эволюции, распространения и взаимодействия друг с другом и с окружающей средой. Все частные биологические дисциплины, такие как зоология или цитология, изучают лишь отдельные аспекты этого общего объекта.
Правильный ответ:
Предмет — это конкретная сторона или свойство объекта, которое изучается в данном исследовании.Пояснение:
Объект исследования — это то, что существует в реальности независимо от ученого (например, озеро как экосистема). Предмет исследования — это тот конкретный аспект или свойство объекта, на который направлено внимание исследователя (например, пищевые цепи хищных рыб в этом озере). Таким образом, один и тот же объект может иметь множество разных предметов исследования.
Правильный ответ:
гипотезаПояснение:
Гипотеза является ключевым элементом научного метода. Это не просто догадка, а предположение, которое строится на основе уже имеющихся знаний и наблюдений. Главное свойство научной гипотезы — ее проверяемость (фальсифицируемость): должна существовать возможность поставить эксперимент или провести наблюдение, которое может ее подтвердить или опровергнуть.
Правильный ответ:
ЭкспериментПояснение:
Эксперимент — это метод исследования, при котором ученый активно и целенаправленно вмешивается в изучаемое явление, создавая контролируемые условия. В отличие от пассивного наблюдения, эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, так как исследователь может изменять один фактор (независимую переменную) и смотреть, как это влияет на другой (зависимую переменную).
Правильный ответ:
наблюдениеПояснение:
Наблюдение — это исходный метод эмпирического познания. Ученый намеренно и по определенному плану воспринимает объект, фиксируя его свойства и поведение. Важнейшее отличие наблюдения от эксперимента заключается в пассивной роли исследователя, который не изменяет условия, а лишь регистрирует то, что происходит в естественной обстановке. Результаты наблюдений служат основой для выдвижения гипотез.
Правильный ответ:
ТеорияПояснение:
Научная теория (например, клеточная или эволюционная) — это не просто предположение, а вершина научного познания. Она представляет собой систему проверенных и подтвержденных знаний, которая не только объясняет уже известные факты, но и обладает предсказательной силой, то есть позволяет предвидеть новые, еще не открытые явления. Теория объединяет множество законов и фактов в единую картину.
Правильный ответ:
моделированияПояснение:
Моделирование — это метод исследования, при котором реальный объект или процесс заменяется его упрощенной копией — моделью. Этот метод незаменим, когда прямое изучение объекта невозможно, опасно или слишком затратно. Компьютерное моделирование позволяет проигрывать различные сценарии и прогнозировать развитие сложных систем, таких как экосистемы, популяции или биохимические процессы.
Правильный ответ:
наличие контрольной группы.Пояснение:
Контрольная группа — это группа объектов, которая находится в абсолютно тех же условиях, что и экспериментальная, за исключением одного-единственного исследуемого фактора. Сравнение результатов в обеих группах позволяет сделать достоверный вывод о том, что именно этот фактор вызвал наблюдаемые изменения. Без контроля невозможно отделить действие изучаемого явления от влияния случайных причин.
Правильный ответ:
сравнении и описанииПояснение:
Сравнительно-описательный метод — один из старейших в биологии. Он заключается в выявлении сходств и различий между организмами и их последующей группировке на основе этих признаков. Именно этот метод позволил Карлу Линнею построить первую стройную систему живой природы, которая, несмотря на свою искусственность, заложила основы современной систематики.
Правильный ответ:
объективенПояснение:
Объективность — ключевая характеристика научного объекта. Это означает, что изучаемый объект (будь то клетка, организм или экосистема) существует в реальном мире, и его свойства не зависят от мнений, желаний или убеждений исследователя. Задача ученого — выявить эти реальные свойства и закономерности, а не придумать их.
Правильный ответ:
исторического методаПояснение:
Исторический метод направлен на познание явлений в их возникновении и развитии. Поскольку эволюция — это исторический процесс, длившийся миллионы лет, поставить прямой эксперимент по ее изучению невозможно. Поэтому биологи используют исторический метод, реконструируя прошлое на основе косвенных данных: палеонтологических, эмбриологических, сравнительно-анатомических.
Правильный ответ:
С наблюдения и постановки проблемы.Пояснение:
Любое научное открытие начинается с того, что ученый замечает некое явление, которое не укладывается в рамки существующих знаний. Это наблюдение порождает вопрос или проблему. Именно с четкой формулировки проблемы, требующей решения, и начинается целенаправленное научное исследование, которое затем переходит к этапу выдвижения гипотез и их проверки.
Правильный ответ:
получение новых объективных знаний о мире.Пояснение:
Основная цель и продукт науки — это новое, достоверное (объективное) знание. Хотя научные открытия часто ведут к созданию технологий, это является прикладным результатом, а не изначальной целью фундаментальной науки. Ученый стремится понять, как устроен мир, выявить его законы и построить целостную научную картину мира, основанную на проверенных фактах.
Правильный ответ:
независимой переменной.Пояснение:
Независимая переменная — это тот фактор, который экспериментатор целенаправленно изменяет, чтобы проверить его влияние на изучаемый процесс. Зависимая переменная — это тот параметр, который измеряется в ходе эксперимента и который, как ожидается, будет меняться в ответ на изменение независимой переменной (в данном случае это была бы скорость прорастания).
Правильный ответ:
эмпирический и теоретический.Пояснение:
Научное знание имеет двухуровневую структуру. Эмпирический уровень связан с непосредственным взаимодействием с объектом через наблюдение и эксперимент, его результат — сбор научных фактов. Теоретический уровень — это осмысление фактов, создание абстрактных моделей, формулирование гипотез, законов и теорий, которые объясняют эмпирические данные. Эти два уровня неразрывно связаны между собой.
Правильный ответ:
Научный факт всегда является результатом целенаправленного, многократно проверенного наблюдения или эксперимента.Пояснение:
Обыденное наблюдение может быть случайным и субъективным. Научный факт — это основа науки, он должен быть объективным и воспроизводимым. Это означает, что данный результат может быть получен и проверен любым другим исследователем при соблюдении тех же условий. Факт — это не само явление, а достоверное знание о нем, зафиксированное в научной форме.
Правильный ответ:
предмета исследованияПояснение:
В данном случае объектами являются «человеческий мозг» или «экосистема». А вот «работа мозга» или «взаимодействия организмов» — это уже конкретные аспекты, свойства этих объектов, которые выбирает для изучения ученый. Это и есть предмет исследования, который всегда у́же и конкретнее, чем объект.
Правильный ответ:
Они коренным образом изменяют и дополняют представления человека о живой природе и своем месте в ней.Пояснение:
Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира. Великие биологические открытия, такие как эволюционная теория Дарвина или расшифровка структуры ДНК, производили настоящие революции в сознании человечества. Они меняли фундаментальные взгляды на происхождение жизни, на единство живого мира и место человека в нем, формируя современное мировоззрение.
Правильный ответ:
клеточной теорииПояснение:
Это одно из фундаментальных теоретических обобщений в биологии, являющееся ключевым постулатом клеточной теории, сформулированным Рудольфом Вирховом. Данное положение обобщило огромное количество эмпирических наблюдений за делением клеток и окончательно опровергло представления о самозарождении клеток из неклеточного вещества. Это пример того, как теория систематизирует и объясняет факты.



