найти
Пароль
войти
Тест по биологии: Методы исследования в биологии (9 класс) Тест по биологии: Методы исследования в биологии (9 класс)

Тест по биологии: Методы исследования в биологии (9 класс)

Тест по биологии «Методы исследования в биологии» для 9 класса — это интерактивная проверочная работа, позволяющая оценить понимание основ научного познания. Вопросы охватывают этапы исследования, от наблюдения до теории, ключевые методы (эксперимент, сравнение) и принципы, на которых строится современная биологическая наука.

Другое по теме:

1
С чего, как правило, начинается любое научное исследование?

Правильный ответ:

С наблюдения и постановки проблемы

Пояснение:

Любое научное познание мира начинается с живого созерцания, с наблюдения за объектами или явлениями. Учёный замечает какой-то непонятный или интересный факт, который вызывает вопросы. Это наблюдение приводит к формулированию научной проблемы — вопроса, на который пока нет ответа. Например, наблюдая за осенним листопадом, можно задаться проблемой: “Почему листья меняют цвет и опадают?”. Только после этого можно приступать к следующим этапам: выдвижению гипотез и планированию эксперимента для их проверки.
2
Научно обоснованное предположение, требующее экспериментальной проверки, называется …

Правильный ответ:

Гипотезой

Пояснение:

Гипотеза — это неотъемлемый этап научного метода, представляющий собой образованное предположение или возможный ответ на поставленный вопрос (проблему). Она формулируется на основе предварительных наблюдений и уже имеющихся знаний. Ключевое свойство гипотезы — её проверяемость. Учёный должен иметь возможность поставить эксперимент или провести наблюдение, результаты которого либо подтвердят, либо опровергнут выдвинутое предположение. Если гипотеза многократно подтверждается, она может лечь в основу научной теории.

3
Какой метод исследования предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемые процессы и создание контролируемых условий?

Правильный ответ:

Эксперимент

Пояснение:

Эксперимент (или опыт) является одним из главных эмпирических методов познания. Его суть заключается в том, что исследователь не просто пассивно наблюдает за явлением, а целенаправленно создаёт специальные, строго контролируемые условия. Изменяя один фактор (независимую переменную) и оставляя остальные неизменными, учёный отслеживает, как это изменение влияет на объект исследования (зависимую переменную). Это позволяет выявить причинно-следственные связи между явлениями, что невозможно сделать при простом наблюдении.
4
Для чего в научном эксперименте необходим контрольный опыт (контрольная группа)?

Правильный ответ:

Для сравнения и подтверждения того, что результат вызван именно исследуемым фактором

Пояснение:

Контрольный опыт — это обязательное условие корректно поставленного эксперимента. В контрольной группе создаются точно такие же условия, как и в экспериментальной, за исключением одного — того самого фактора, влияние которого изучается. Это позволяет с уверенностью сказать, что наблюдаемые изменения в экспериментальной группе вызваны именно воздействием этого фактора, а не какими-либо случайными причинами. Без контроля невозможно сделать достоверный вывод, так как всегда останется сомнение, не повлияло ли на результат что-то ещё.
5
Как называется метод, с помощью которого учёные устанавливают сходства и различия между организмами, например, при изучении строения крыла птицы и ласта кита?

Правильный ответ:

Сравнительный

Пояснение:

Сравнительный (или сравнительно-анатомический) метод — один из старейших в биологии. Он основан на сопоставлении различных объектов (организмов, их частей, процессов) для выявления общих закономерностей, а также черт сходства и различия. Именно этот метод позволил установить единство происхождения живого мира, выявить гомологичные (имеющие общее происхождение, как крыло птицы и рука человека) и аналогичные (выполняющие сходные функции, но имеющие разное происхождение, как крыло бабочки и крыло птицы) органы, что стало важнейшим доказательством эволюции.
6
Многократно проверенное и подтвержденное знание, которое может быть опровергнуто только новыми, более точными данными, в науке называют …

Правильный ответ:

Научным фактом

Пояснение:

Научный факт — это основа любого научного знания. В отличие от простого мнения или предположения, факт представляет собой утверждение, которое было многократно подтверждено независимыми наблюдениями и экспериментами. Например, утверждение «Земля вращается вокруг Солнца» — это научный факт. Факты объективны, то есть не зависят от желаний или убеждений исследователя. Они служат фундаментом для построения гипотез и теорий. Хотя факты считаются достоверными, в науке нет абсолютных истин, и с появлением новых, более точных методов они могут быть уточнены.

7
Система обобщенных знаний, объясняющая различные явления и процессы в природе и подтверждённая множеством экспериментов, — это …

Правильный ответ:

Теория

Пояснение:

Научная теория — это высшая форма организации научного знания. Она представляет собой не просто предположение (как гипотеза), а целостную систему идей и законов, которая объясняет широкий круг явлений и обладает предсказательной силой. Примерами могут служить клеточная теория, хромосомная теория наследственности или теория эволюции. Теория строится на основе огромного количества проверенных научных фактов и подтвержденных гипотез, она логически непротиворечива и способна предсказывать новые, еще не открытые явления.

8
Какой метод позволяет проследить пути исторического развития (филогенеза) определённой группы организмов?

Правильный ответ:

Исторический

Пояснение:

Исторический метод в биологии направлен на изучение явлений и процессов в их последовательном развитии во времени. Он позволяет понять, как возникли и развивались современные формы жизни, как формировались экосистемы и биосфера в целом. Этот метод опирается на данные палеонтологии (изучение ископаемых), сравнительной анатомии и эмбриологии, молекулярной биологии. Он помогает восстановить филогенез — историческое развитие видов и других систематических групп, и является основой для понимания эволюционного процесса.
9
Утверждение «существование снежного человека не является научным фактом» основано на том, что …

Правильный ответ:

Нет ни одного проверяемого и неопровержимого доказательства

Пояснение:

Наука оперирует только теми данными, которые можно проверить и подтвердить. Рассказы очевидцев, смазанные фотографии или следы сомнительного происхождения не являются научными доказательствами, поскольку их невозможно верифицировать (проверить на подлинность) и воспроизвести. Чтобы существование йети было признано научным фактом, необходимо представить материальные, неопровержимые доказательства: живую особь, труп для анатомического исследования или хотя бы генетический материал (ДНК), подлинность которого можно было бы подтвердить в независимых лабораториях.

10
Исследования, направленные на получение новых фундаментальных знаний о законах природы без цели немедленного практического применения, называются …

Правильный ответ:

Фундаментальными

Пояснение:

Фундаментальная наука — это область исследований, движимая научным любопытством и желанием понять, как устроен мир. Её главная цель — открытие новых законов и принципов, лежащих в основе явлений природы. Хотя результаты таких исследований не всегда находят немедленное применение, они создают теоретическую базу для будущих технологических прорывов. Например, изучение строения атома (фундаментальная физика) в итоге привело к созданию атомной энергетики (прикладное использование).

11
Сбор информации об объекте путём фиксации его свойств (например, описание внешнего вида нового вида растения) относится к …

Правильный ответ:

Описательному методу

Пояснение:

Описательный метод — один из самых древних в науке. Он заключается в целенаправленном сборе и систематизации информации об изучаемом объекте или явлении без активного вмешательства в его состояние. Учёный наблюдает, измеряет, описывает, классифицирует. Этот метод не потерял своей актуальности и сегодня: открытие новых видов животных или растений, описание стадий развития организма, составление карт ареалов — всё это примеры применения описательного метода, который поставляет первичные данные для дальнейшего анализа.

12
Ученик решил проверить гипотезу: «Для прорастания семян фасоли необходим свет». Он поместил один стакан с влажными семенами на подоконник, а другой (контрольный) — …

Правильный ответ:

В тёмный шкаф при той же температуре

Пояснение:

Цель эксперимента — проверить влияние только одного фактора, в данном случае света. Поэтому все остальные условия в экспериментальной и контрольной группах должны быть абсолютно одинаковыми: одинаковая температура, влажность, доступ воздуха, качество семян. Поместив контрольный стакан в тёмный шкаф, ученик изменит только один параметр — освещенность. Если семена на свету прорастут, а в темноте нет (или наоборот), можно будет сделать вывод о влиянии именно света. Помещение в холодильник или лишение воды ввело бы дополнительные переменные (температуру и влажность), что сделало бы эксперимент некорректным.

13
Что из перечисленного является законом, а не теорией?

Правильный ответ:

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

Пояснение:

В науке закон — это утверждение, описывающее устойчивую, повторяющуюся связь между явлениями, которая считается универсальной для определённых условий. Биогенетический закон («Онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как раз описывает такую устойчивую связь между индивидуальным и историческим развитием. Теория же (клеточная, эволюционная, хромосомная) — это более широкая и сложная система знаний, которая объясняет, почему эти законы действуют, и объединяет множество фактов и закономерностей в единую картину.
14
Совокупность приёмов и операций, используемых для построения системы научных знаний, называется …

Правильный ответ:

Научным методом

Пояснение:

Научный метод — это не просто один приём, а целая система принципов, правил и процедур, которой руководствуются учёные в своих исследованиях. Он включает в себя наблюдение, постановку проблемы, выдвижение гипотезы, экспериментальную проверку, анализ данных и формулирование выводов. Следование научному методу обеспечивает объективность, проверяемость и воспроизводимость результатов, что отличает научное знание от других форм познания мира (например, искусства или религии). Это своего рода “инструкция” по добыванию достоверных знаний.

15
Какая последовательность этапов научного исследования является правильной?

Правильный ответ:

Наблюдение -> Гипотеза -> Эксперимент -> Вывод

Пояснение:

Логика научного исследования строится в строгой последовательности. Всё начинается с наблюдения за природным явлением, которое порождает вопрос или проблему. На основе этого вопроса выдвигается гипотеза — возможное объяснение. Чтобы проверить гипотезу, ставится эксперимент. Результаты эксперимента анализируются, и на их основе делается вывод: подтверждается гипотеза или опровергается. Если гипотеза подтверждается многократно, она может стать частью теории. Нарушение этой последовательности ведёт к необоснованным и недостоверным выводам.
16
Для изучения ультратонкого строения клеточных органелл (митохондрий, рибосом) учёные используют …

Правильный ответ:

Электронный микроскоп

Пояснение:

Разрешающая способность светового микроскопа ограничена длиной волны видимого света, поэтому в него можно увидеть лишь клетку в целом, её ядро и некоторые крупные органеллы. Для изучения мельчайших деталей клеточной структуры, таких как мембраны, рибосомы, внутреннее строение митохондрий и хлоропластов, необходимо гораздо большее увеличение. Электронный микроскоп использует вместо света пучок электронов, длина волны которых значительно короче, что позволяет достигать увеличения в сотни тысяч раз и видеть объекты нанометрового размера.

17
К какому типу научных исследований относится разработка нового, более эффективного лекарства от гриппа?

Правильный ответ:

К прикладным

Пояснение:

Прикладные исследования направлены на решение конкретных практических задач, стоящих перед человечеством. Разработка нового лекарства, создание более урожайного сорта пшеницы, изобретение нового метода диагностики заболеваний — всё это примеры прикладной науки. В отличие от фундаментальных исследований, которые ищут ответы на вопрос «почему?», прикладные исследования отвечают на вопрос «как?»: как использовать уже имеющиеся знания для получения полезного продукта или технологии.
18
Ключевой принцип научного познания «Ничего не принимай на веру» означает …

Правильный ответ:

Требование подвергать сомнению и проверке любые утверждения

Пояснение:

Этот принцип, также известный как научный скептицизм, лежит в основе всей науки. Он означает, что любое утверждение, даже сделанное очень авторитетным учёным, не должно приниматься как истина без строгих доказательств. Каждая новая идея, гипотеза или теория должна пройти через “сито” экспериментальной проверки и критического анализа со стороны научного сообщества. Это защищает науку от превращения в догму и обеспечивает её постоянное развитие и самокоррекцию, когда старые представления заменяются новыми, более точными.

19
Метод, при котором создаётся упрощенная копия объекта или процесса для его изучения (например, компьютерная модель экосистемы), называется …

Правильный ответ:

Моделированием

Пояснение:

Моделирование широко используется в биологии, когда прямое изучение объекта затруднено, опасно или невозможно. Например, невозможно поставить эксперимент над всей биосферой, но можно создать её компьютерную модель и изучать, как на неё повлияет, например, глобальное потепление. Модели могут быть физическими (глобус как модель Земли), математическими (формулы, описывающие рост популяции) или компьютерными. Модель всегда упрощает реальность, но позволяет выявить ключевые свойства и закономерности изучаемой системы.

20
Учёный-орнитолог в течение нескольких лет ведёт подсчёт численности птиц в парке и отмечает время их прилёта и отлёта. Какой основной метод он использует?

Правильный ответ:

Наблюдение

Пояснение:

В данном случае учёный не вмешивается в жизнь птиц и не создаёт для них искусственных условий. Он целенаправленно и систематически собирает данные о естественных процессах — сезонных миграциях и изменениях численности популяции. Это классический пример научного наблюдения. Результаты таких многолетних наблюдений (мониторинга) могут стать основой для выявления тенденций (например, сокращения численности вида), выдвижения гипотез о причинах этих изменений и планирования дальнейших, в том числе экспериментальных, исследований.