найти
Пароль
войти
Тест по биологии: Методы изучения биологии (5-6 класс) Тест по биологии: Методы изучения биологии (5-6 класс)

Тест по биологии: Методы изучения биологии (5-6 класс)

Тест по биологии «Методы изучения биологии» для 5-6 класса — это интерактивная проверочная работа, знакомящая с инструментами учёных. Вопросы охватывают основные способы познания живой природы: наблюдение, эксперимент и измерение. Тест поможет понять, как исследователи делают открытия и проверяют свои догадки.

Другое по теме:

1
Как в науке называется способ изучения чего-либо, путь исследования?

Правильный ответ:

Метод

Пояснение:

Метод — это путь или инструмент, который использует учёный для изучения окружающего мира и получения новых знаний. Это может быть простой метод, как рассматривание цветка через лупу, или сложный, как проведение опыта в лаборатории. Правильный выбор метода очень важен, чтобы получить точный ответ на поставленный научный вопрос.
2
Какой метод изучения природы является самым древним и заключается в целенаправленном восприятии явлений без вмешательства в них?

Правильный ответ:

Наблюдение

Пояснение:

Наблюдение — это самый первый научный метод, которым пользовались еще древние люди. Он заключается в том, что исследователь внимательно следит за каким-либо объектом или процессом в его естественных условиях, не пытаясь ничего изменить. Например, наблюдение за поведением птиц весной или за ростом цветка на подоконнике. Этот метод требует терпения и внимательности.
3
Чем эксперимент (опыт) принципиально отличается от наблюдения?

Правильный ответ:

В ходе эксперимента учёный активно воздействует на изучаемый объект

Пояснение:

Главное отличие эксперимента от наблюдения заключается в активной роли исследователя. При наблюдении учёный — пассивный зритель, который только фиксирует происходящее. А в эксперименте учёный сам создаёт определённые условия, целенаправленно изменяет их, чтобы проверить свою догадку. Например, он может менять освещение для растения, чтобы посмотреть, как это повлияет на его рост.
4
Ученик решил проверить, влияет ли свет на прорастание семян. Он поставил один стакан с влажными семенами на свет, а другой такой же — в тёмный шкаф. Какой метод он использовал?

Правильный ответ:

Эксперимент

Пояснение:

Ученик использовал метод эксперимента, так как он не просто смотрел на семена, а сам создал для них разные условия (свет и темнота), чтобы проверить свою идею. Он активно вмешался в процесс, чтобы сравнить результаты и сделать вывод. Это и есть суть эксперимента — проверка предположения (гипотезы) в специально созданных, контролируемых условиях.
5
В опыте с проращиванием семян на свету и в темноте, стаканчик, который просто оставили на свету (в обычных условиях), является …

Правильный ответ:

Контрольным

Пояснение:

Контрольный образец (или контрольная группа) нужен в любом эксперименте для сравнения. Его оставляют в обычных, неизменённых условиях. Сравнивая то, что произошло с семенами в темноте (экспериментальная группа), с тем, что произошло с семенами на свету (контрольная группа), учёный может быть уверен, что разница в результате вызвана именно светом, а не какой-то другой причиной.

6
Определение количественных характеристик объекта с помощью приборов (например, длины листа с помощью линейки) — это метод …

Правильный ответ:

Измерения

Пояснение:

Измерение — это метод, который позволяет получить точную количественную, то есть выраженную в числах, информацию об объекте. Когда мы используем линейку, весы, термометр или часы, мы проводим измерение. Оно делает наши знания более точными. Сказать, что «листок длинный» — это наблюдение, а сказать, что «длина листка 10 сантиметров» — это уже результат измерения.

7
Какой измерительный прибор понадобится биологу, чтобы определить массу пойманной для изучения мыши?

Правильный ответ:

Весы

Пояснение:

Для определения массы тела используется специальный измерительный прибор — весы. Линейка нужна для измерения длины, термометр — для измерения температуры, а секундомер — для измерения времени. В биологии точное измерение массы очень важно, например, чтобы следить за ростом и развитием животного или определять урожайность растений.
8
Чтобы не забыть важные детали, все данные, полученные в ходе исследования, учёный должен …

Правильный ответ:

Подробно записать

Пояснение:

Точная и подробная запись всех данных — одно из главных правил научной работы. Это помогает не упустить важные детали, проанализировать полученную информацию и сделать правильные выводы. Записи обычно ведут в специальном лабораторном журнале или дневнике наблюдений. Это позволяет другим учёным в будущем проверить или повторить исследование.

9
Чтобы наблюдение было научным, оно должно быть …

Правильный ответ:

Целенаправленным

Пояснение:

Научное наблюдение всегда имеет конкретную цель. Перед началом работы учёный ставит перед собой вопрос, на который он хочет получить ответ. Например: «Как муравьи строят муравейник?». Именно эта цель определяет, на что нужно обращать внимание и какие данные записывать. Бесцельное разглядывание окружающего мира не является научным методом.

10
Если учёный хочет доказать или опровергнуть какое-либо предположение (гипотезу), какой метод ему лучше всего использовать?

Правильный ответ:

Эксперимент

Пояснение:

Для проверки научных предположений, или гипотез, лучше всего подходит эксперимент. Наблюдение может лишь подсказать какую-то идею, но доказать её можно только в ходе опыта. Создавая специальные условия и сравнивая результаты с контролем, учёный получает убедительные доказательства своей правоты или, наоборот, понимает, что его гипотеза была ошибочной.
11
Какое важное правило нужно соблюдать при проведении эксперимента, чтобы его результаты были достоверными?

Правильный ответ:

Менять только одно условие, а остальные оставлять одинаковыми

Пояснение:

Это золотое правило эксперимента. Чтобы понять, как именно один фактор влияет на объект, нужно изменять только его. Все остальные условия (температура, влажность, освещение и т.д.) для контрольной и экспериментальной групп должны быть абсолютно одинаковыми. Иначе будет непонятно, что именно вызвало изменение в результате.
12
Что из перечисленного является примером наблюдения?

Правильный ответ:

Запись в дневнике о повадках синиц на кормушке

Пояснение:

Запись о повадках синиц — это классический пример научного наблюдения. Исследователь следит за естественным поведением птиц и фиксирует факты, не вмешиваясь в их жизнь. Полив разными жидкостями — это эксперимент, а измерение роста — это измерение. Простое рассматривание руки не является целенаправленным научным методом.
13
Для чего учёные повторяют один и тот же опыт несколько раз?

Правильный ответ:

Чтобы убедиться в достоверности результатов

Пояснение:

В науке нельзя доверять результату, который получился всего один раз, ведь это может быть случайность. Чтобы убедиться, что полученные данные верны (достоверны), учёные всегда проводят серию одинаковых опытов. Если результат повторяется снова и снова, значит, он не случаен, и на его основе можно делать надёжные выводы.
14
Какой измерительный прибор используется для определения температуры воздуха или воды?

Правильный ответ:

Термометр

Пояснение:

Термометр (или градусник) — это специальный прибор, предназначенный для измерения температуры. Он является важным инструментом в биологии, так как температура — одно из ключевых условий для жизни организмов. С его помощью можно, например, изучать, при какой температуре лучше всего прорастают семена или как животные приспосабливаются к холоду.
15
Что из перечисленного НЕ является научным методом изучения природы?

Правильный ответ:

Выдумка

Пояснение:

Наука основывается на фактах, которые можно проверить. Наблюдение, эксперимент и измерение — это способы получения таких фактов. Выдумка или фантазия, наоборот, не опираются на реальные данные и не могут быть проверены, поэтому они не относятся к научным методам познания мира, хотя и очень важны, например, в искусстве или литературе.
16
Учёный-биолог, который изучает поведение волков в стае, не приближаясь к ним, использует метод …

Правильный ответ:

Наблюдения

Пояснение:

Изучение поведения животных в их естественной среде обитания без какого-либо вмешательства — это метод наблюдения. Учёный в данном случае является сторонним зрителем, который внимательно фиксирует все детали жизни стаи: как они охотятся, общаются, заботятся о потомстве. Это позволяет получить ценные сведения о жизни вида в природе.

17
Группа растений в опыте, на которую исследователь оказывает воздействие (например, поливает солёной водой), называется …

Правильный ответ:

Экспериментальной

Пояснение:

Экспериментальная группа — это та, в которой учёный целенаправленно меняет одно условие, чтобы проверить его влияние. Название происходит от слова «эксперимент». Результаты, полученные в этой группе, затем сравнивают с результатами контрольной группы, где условия не менялись, чтобы сделать научный вывод.

18
Что является обязательным первым шагом перед началом любого научного исследования?

Правильный ответ:

Поставить цель

Пояснение:

Любое научное исследование начинается с постановки цели или вопроса. Учёный должен чётко понимать, что именно он хочет узнать. Например: «Влияет ли музыка на рост растений?». Только после того, как цель определена, можно составлять план действий, выбирать методы (наблюдение или эксперимент) и приступать к работе. Без цели исследование будет бессмысленным.
19
Что такое гипотеза в науке?

Правильный ответ:

Научное предположение, которое нужно проверить

Пояснение:

Гипотеза — это научная догадка или предположение, которое выдвигает учёный для объяснения какого-либо явления. Сама по себе гипотеза не является доказанным фактом. Чтобы она стала научной истиной (или была опровергнута), её необходимо тщательно проверить с помощью экспериментов и наблюдений. Например, гипотеза: “растениям для роста нужен свет”.
20
Какой прибор НЕ относится к измерительным?

Правильный ответ:

Бинокль

Пояснение:

Измерительные приборы дают точный количественный результат (число). Рулетка измеряет длину, секундомер — время, весы — массу. Бинокль же является наблюдательным прибором. Он помогает лучше видеть удалённые объекты, но не измеряет никаких их характеристик в числах. Он делает наблюдение более удобным, но не является инструментом для измерения.