
Тест по биологии: Происхождение и эволюция человека. Антропогенез (8 класс)
Тест по биологии «Происхождение и эволюция человека. Антропогенез» для 8 класс — это интерактивная проверочная работа, посвященная ключевым этапам становления человека. Вопросы охватывают основные стадии антропогенеза, от австралопитеков до кроманьонцев, а также роль биологических и социальных факторов в эволюции.
Другое по теме:
Правильный ответ:
АнтропологияПояснение:
Антропология (от греческих слов «антропос» — человек и «логос» — учение) — это фундаментальная наука, которая комплексно изучает человека. Она исследует его происхождение и эволюцию (антропогенез), формирование рас, а также вариации физического строения человека в зависимости от возраста, пола и среды обитания. Антропология тесно связана с другими науками, такими как палеонтология, археология и генетика.Правильный ответ:
АнтропогенезПояснение:
Антропогенез — это длительный и сложный процесс становления человека как биологического вида, который включает в себя развитие прямохождения, усовершенствование руки как органа труда, значительное увеличение и усложнение головного мозга, а также возникновение речи, мышления и социальных отношений. Этот процесс рассматривает всю эволюционную цепочку от древних предков до появления Homo sapiens.Правильный ответ:
Человек и современные человекообразные обезьяны имели общего вымершего предкаПояснение:
Современная наука утверждает, что человек не произошел от ныне живущих обезьян. Эволюция человека и современных человекообразных обезьян — это две разные, параллельные ветви, которые разошлись от общего предка миллионы лет назад. Этот общий предок не был ни человеком, ни современной обезьяной, а представлял собой вымершую группу древних приматов, от которых началось независимое развитие обеих эволюционных линий.Правильный ответ:
ПротоантропыПояснение:
Протоантропы (от греческого «протос» — первый), или «предшественники человека», — это первая стадия антропогенеза. Наиболее известными представителями этой группы являются австралопитеки. Ключевым эволюционным шагом для них стал переход к прямохождению, что освободило руки для манипуляций с предметами. Хотя их мозг был еще относительно небольшим, именно с этой группы начинается путь к формированию человека.Правильный ответ:
Человек прямоходящийПояснение:
Древнейших людей, или архантропов, к которым относятся питекантропы (найдены на о. Ява), синантропы (найдены в Китае) и гейдельбергский человек, большинство ученых объединяют в один вид — Homo erectus, или Человек прямоходящий. Они уже уверенно передвигались на двух ногах, изготавливали более сложные каменные орудия, активно использовали огонь и имели значительно больший объем мозга, чем австралопитеки.Правильный ответ:
НеандертальцамиПояснение:
Неандертальцы, или палеоантропы («древние люди»), — это ископаемый вид или подвид людей, обитавший в Европе и Азии в суровых условиях ледникового периода. Они были хорошо адаптированы к холоду: имели коренастое телосложение, жили в пещерах, постоянно поддерживали огонь, шили одежду из шкур животных. Их культура (мустьерская) отличалась значительно более совершенными и разнообразными каменными орудиями, чем у их предшественников.
Правильный ответ:
КроманьонцыПояснение:
Кроманьонцы, или неоантропы («новые люди»), — это первые представители нашего вида, Человек разумный (Homo sapiens). По своему строению они практически не отличались от современных людей. Кроманьонцы обладали высокоразвитым мозгом, членораздельной речью, создавали сложные орудия труда из камня и кости, строили жилища и оставили после себя первые произведения искусства — наскальную живопись и фигурки.Правильный ответ:
Естественный отборПояснение:
С появлением человека разумного и развитием общества роль биологических факторов эволюции, в первую очередь естественного отбора, значительно ослабела. Люди научились создавать искусственную среду обитания (жилища, одежду), производить пищу и лечить болезни. Выживание индивида стало зависеть не столько от его физической силы и выносливости, сколько от социальных условий, взаимопомощи и накопленных знаний, передаваемых через обучение.Правильный ответ:
Трудовая деятельностьПояснение:
Трудовая деятельность, то есть целенаправленное изготовление и использование орудий труда, является ключевым социальным фактором антропогенеза. В отличие от биологических факторов (наследственности, изменчивости, естественного отбора), которые действуют у всех живых организмов, труд — это уникальная человеческая черта. Он способствовал развитию руки, мозга, мышления и становлению общества.Правильный ответ:
Переходу к прямохождениюПояснение:
Переход к прямохождению (бипедализму) был одним из самых ранних и важнейших событий в эволюции человека. Он кардинально изменил строение скелета и мускулатуры. Но главное его последствие — это полное освобождение верхних конечностей (рук) от функции опоры и передвижения. Это позволило рукам специализироваться на тонких и сложных манипуляциях: изготовлении и использовании орудий труда, что, в свою очередь, дало мощный толчок развитию мозга.
Правильный ответ:
Человек умелый (Homo habilis)Пояснение:
Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем рода Человек. Хотя по строению он был еще очень похож на австралопитеков, ключевым отличием стала его способность к регулярному изготовлению примитивных каменных орудий — чопперов (заостренных галек). Эта способность к труду стала той революционной чертой, которая отделила первых людей от мира животных и положила начало развитию материальной культуры.Правильный ответ:
Его объем прогрессивно увеличивалсяПояснение:
На протяжении всего антропогенеза прослеживается четкая тенденция к прогрессивному увеличению абсолютного и относительного объема головного мозга. У австралопитеков он составлял около 400-500 см³, у человека умелого — 650 см³, у человека прямоходящего — 800-1200 см³, а у неандертальцев и кроманьонцев достиг 1400-1600 см³ и более. Увеличение мозга сопровождалось усложнением его структуры, особенно коры больших полушарий.Правильный ответ:
Древнейших людей (архантропов)Пояснение:
Древнейшие люди, в частности Человек прямоходящий (питекантропы, синантропы), совершили огромный скачок в развитии. Они не только усовершенствовали орудия труда, но и научились активно использовать, а затем и добывать огонь. Огонь давал тепло, защиту от хищников и возможность обрабатывать пищу. Жизнь в коллективе, совместная охота на крупных животных и строительство первых жилищ способствовали развитию социальных связей и примитивной речи.
Правильный ответ:
Появление наскальной живописиПояснение:
Наскальная живопись, созданная кроманьонцами, является ярким проявлением социальной эволюции. Это продукт не биологических изменений тела, а развития абстрактного мышления, сознания, культуры и духовного мира человека. Искусство, как и речь, письменность, наука, — это способ накопления и передачи информации нематериальным, негенетическим путем, что и составляет суть социальной эволюции, пришедшей на смену биологической.Правильный ответ:
ДриопитекиПояснение:
Дриопитеки («древесные обезьяны») — это вымершая группа высших приматов, жившая в Африке, Азии и Европе миллионы лет назад. Палеонтологические находки указывают на то, что именно от одной из групп дриопитеков произошел эволюционный раскол: одна ветвь повела к современным человекообразным обезьянам (горилле, шимпанзе), а другая — к семейству гоминид, конечным итогом развития которого стал человек.Правильный ответ:
Общественно-трудовые отношенияПояснение:
На стадии человека разумного (кроманьонца) биологическая эволюция практически остановилась, и ведущую, определяющую роль стали играть социальные факторы. Успех популяции зависел уже не от физической силы отдельных особей, а от сплоченности коллектива, сложности орудий труда, способности передавать знания и опыт из поколения в поколение. Общественно-трудовые отношения стали главным двигателем прогресса человечества.Правильный ответ:
Усложнении их психической деятельностиПояснение:
Археологические находки, свидетельствующие о том, что неандертальцы хоронили своих умерших, причем часто в определенной позе и с предметами быта, являются доказательством значительного усложнения их мышления и психики. Захоронение предполагает наличие абстрактных представлений о смерти, возможно, зачатков веры в загробную жизнь. Это говорит о высоком уровне развития их сознания, выходящего за рамки простых инстинктов.