найти
Пароль
войти
Тест по биологии: Жизнь как объект изучения биологии (10 класс) Тест по биологии: Жизнь как объект изучения биологии (10 класс)

Тест по биологии: Жизнь как объект изучения биологии (10 класс)

Тест по биологии «Жизнь как объект изучения биологии» для 10 класса — это интерактивная проверочная работа, посвященная фундаментальным свойствам живого. Вопросы охватывают ключевые критерии, отличающие живые организмы от неживой природы: от клеточного строения и обмена веществ до наследственности и эволюции.

Другое по теме:

1
Историческое развитие живой природы от простых форм к более сложным называется ...

Правильный ответ:

эволюцией

Пояснение:

Эволюция — это необратимый процесс исторического развития живой природы, который проявляется в изменении генетического состава популяций, формировании адаптаций, видообразовании и вымирании видов, преобразовании экосистем и биосферы в целом. В отличие от онтогенеза (индивидуального развития), эволюция является надорганизменным процессом, протекающим в масштабах геологического времени.

2
Что из перечисленного является примером проявления раздражимости у растений?

Правильный ответ:

Поворот подсолнуха вслед за солнцем

Пояснение:

Раздражимость, то есть способность реагировать на внешние стимулы, присуща и растениям, хотя их реакции обычно замедлены. Движение корзинки подсолнуха в течение дня вслед за движением солнца по небу (фототропизм) — это классический пример такой реакции. Это позволяет растению максимально эффективно использовать солнечный свет для фотосинтеза. Другие примеры — закрывание цветков на ночь или сворачивание листьев при прикосновешении.

3
Способность организмов иметь признаки, соответствующие их среде обитания, называется ...

Правильный ответ:

приспособленностью (адаптацией)

Пояснение:

Приспособленность, или адаптация, — это совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают организму возможность выживать и размножаться в конкретных условиях среды. Длинная шея жирафа, обтекаемая форма тела рыбы, густой мех белого медведя — все это примеры адаптаций, которые являются результатом длительного процесса эволюции под действием естественного отбора.

4
В чем заключается главное отличие обмена веществ у живых организмов от похожих процессов в неживой природе (например, горения)?

Правильный ответ:

В упорядоченности и направленности процессов на самоподдержание и самовоспроизведение.

Пояснение:

Хотя горение, как и дыхание, потребляет органику и кислород, выделяя углекислый газ, это неупорядоченный процесс разрушения. Обмен веществ в живом организме — это высокоорганизованная и строго регулируемая система тысяч химических реакций, направленная на поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза), рост, восстановление структур и размножение. Ключевую роль в нем играет синтез новых, сложных молекул, чего нет в неживой природе.

5
Процесс качественных изменений организма от рождения до смерти.

Правильный ответ:

Индивидуальное развитие (онтогенез)

Пояснение:

Индивидуальное развитие, или онтогенез, — это вся совокупность последовательных преобразований, которые претерпевает организм от момента своего зарождения до конца жизни. Этот процесс включает в себя не только рост (количественные изменения), но и качественные изменения — дифференцировку клеток, тканей и органов, формирование организма, созревание, старение и смерть. Онтогенез — это реализация наследственной программы в конкретных условиях среды.

6
Какой уровень организации живой материи представлен совокупностью организмов одного вида, объединенных общим местом обитания?

Правильный ответ:

популяционно-видовой

Пояснение:

Популяционно-видовой уровень организации представляет собой совокупность особей одного и того же вида, которые длительное время обитают на определенной территории, свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Эта совокупность называется популяцией. Популяция является элементарной единицей эволюции, так как именно в ней происходят микроэволюционные процессы, ведущие к изменению генофонда и, в конечном итоге, к видообразованию.

7
Способность живых организмов поддерживать постоянство своего внутреннего состава и физиологических процессов в изменяющихся условиях среды называется …

Правильный ответ:

гомеостазом

Пояснение:

Гомеостаз — это фундаментальное свойство живых систем, заключающееся в их способности сохранять относительное динамическое постоянство внутренней среды (состава крови, температуры тела, артериального давления и т.д.). Этот процесс обеспечивается сложными регуляторными механизмами (нервной и эндокринной системами у животных), которые противодействуют внешним и внутренним возмущениям, обеспечивая стабильное функционирование организма.

8
Какой из методов биологического исследования предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс или явление?

Правильный ответ:

эксперимент

Пояснение:

Эксперимент (или опыт) — это метод научного познания, при котором исследователь целенаправленно и контролируемо воздействует на изучаемый объект, создавая искусственные условия или изменяя ход естественных процессов. Главное отличие эксперимента от наблюдения заключается в активной роли ученого, который не просто фиксирует факты, а проверяет гипотезы, устанавливая причинно-следственные связи между явлениями.

9
Какой признак живого обеспечивает преемственность поколений и передачу наследственной информации?

Правильный ответ:

размножение

Пояснение:

Размножение, или самовоспроизведение, является одним из ключевых свойств живых организмов. Этот процесс заключается в способности производить себе подобных, что обеспечивает непрерывность существования вида и преемственность жизни во времени. В основе размножения лежит передача наследственной информации, закодированной в молекулах ДНК, от родительских организмов к потомкам.

10
Совокупность всех реакций синтеза и распада, протекающих в живой клетке и обеспечивающих ее жизнедеятельность, — это …

Правильный ответ:

метаболизм

Пояснение:

Метаболизм, или обмен веществ, представляет собой совокупность всех химических превращений, происходящих в организме. Он состоит из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов: анаболизма (пластического обмена), в ходе которого из простых веществ синтезируются сложные органические соединения с затратой энергии, и катаболизма (энергетического обмена), при котором сложные вещества расщепляются до простых с высвобождением энергии.

11
Изучением ископаемых останков вымерших организмов занимается …

Правильный ответ:

палеонтология

Пояснение:

Палеонтология — это наука, которая изучает организмы, существовавшие в прошлые геологические эпохи, и сохранившиеся в виде ископаемых останков (окаменелостей, отпечатков, следов жизнедеятельности). Палеонтологические данные служат важнейшим доказательством эволюции органического мира, позволяя восстановить внешний вид, строение, образ жизни вымерших видов и проследить филогенетические связи между различными группами организмов.

12
Какое свойство живого проявляется в реакции подсолнуха, поворачивающего свою корзинку вслед за солнцем?

Правильный ответ:

раздражимость

Пояснение:

Раздражимость — это универсальное свойство всех живых организмов отвечать на воздействия окружающей среды (стимулы) специфическими реакциями. Эти реакции могут проявляться в виде движения (таксисы у одноклеточных, тропизмы и настии у растений), изменения физиологических процессов или поведения. Поворот соцветия подсолнуха к источнику света (фототропизм) является классическим примером раздражимости у растений.

13
Элементарной структурной и функциональной единицей всего живого, за исключением вирусов, является …

Правильный ответ:

клетка

Пояснение:

Клетка является основополагающей единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов. Она обладает полным набором свойств живого: осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается, реагирует на внешние раздражители. Все многоклеточные организмы состоят из клеток, а одноклеточные представляют собой самостоятельный клеточный организм. Это положение является центральным в клеточной теории.

14
Какой уровень организации жизни представляет собой отдельный организм, например, волк или береза?

Правильный ответ:

организменный

Пояснение:

Организменный уровень представлен отдельной особью (индивидом) — целостной, саморегулирующейся системой. На этом уровне изучаются процессы, происходящие в самом организме: его строение (анатомия), жизненные функции (физиология), поведение, индивидуальное развитие (онтогенез). Организм взаимодействует с окружающей средой как единое целое, являясь носителем наследственной информации вида.

15
Глобальная экосистема, охватывающая все живые организмы Земли и среду их обитания, представляет собой …

Правильный ответ:

биосферный уровень

Пояснение:

Биосферный уровень — это высший, планетарный уровень организации жизни. Он включает в себя все экосистемы (биогеоценозы) планеты и представляет собой единую глобальную систему, где живое вещество (совокупность всех организмов) активно взаимодействует с неживой природой (атмосферой, гидросферой, литосферой), осуществляя круговорот веществ и энергии. Учение о биосфере было создано В.И. Вернадским.

16
Способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется …

Правильный ответ:

наследственностью

Пояснение:

Наследственность — это фундаментальное свойство всех живых организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Она реализуется через передачу генетической информации, закодированной в ДНК. Благодаря наследственности потомки похожи на своих родителей, что обеспечивает сохранение вида на протяжении длительного времени.

17
Увеличение размеров и массы организма, связанное с появлением новых клеток и межклеточного вещества, — это …

Правильный ответ:

рост

Пояснение:

Рост — это количественное изменение организма, выражающееся в увеличении его линейных размеров и массы. В основе роста многоклеточных организмов лежит процесс деления клеток (митоз) и их последующее увеличение в размерах, а также накопление межклеточного вещества. Рост является необратимым процессом и тесно связан с развитием, но это разные понятия: развитие — это качественные изменения.

18
Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов?

Правильный ответ:

генетика

Пояснение:

Генетика — это раздел биологии, изучающий два фундаментальных свойства живых организмов: наследственность и изменчивость. Она исследует механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, а также причины и закономерности возникновения разнообразия признаков у организмов. Достижения генетики лежат в основе современной селекции, медицины и биотехнологии.

19
Совокупность всех генов одной популяции называется …

Правильный ответ:

генофондом

Пояснение:

Генофонд — это совокупность всех генов (точнее, всех аллелей генов) особей, составляющих данную популяцию. Генофонд характеризует популяцию как единицу с генетической точки зрения и является материальной основой для микроэволюционных процессов. Под действием естественного отбора, мутаций, дрейфа генов и других факторов эволюции генофонд популяции может изменяться во времени, что приводит к адаптациям и видообразованию.

20
Процесс необратимого, направленного исторического развития живой природы — это …

Правильный ответ:

эволюция

Пояснение:

Эволюция — это длительный процесс исторического развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Современная синтетическая теория эволюции рассматривает в качестве движущих сил эволюции наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор.

21
Какое из перечисленных свойств НЕ является обязательным для всех без исключения живых организмов?

Правильный ответ:

активное передвижение

Пояснение:

Активное передвижение не является универсальным свойством всех живых существ. Многие организмы, такие как растения, грибы, а также многие животные, ведущие прикрепленный образ жизни (коралловые полипы, губки, асцидии), не способны к активному перемещению в пространстве. В то же время такие свойства, как обмен веществ, способность к размножению, рост и развитие, присущи абсолютно всем живым организмам без исключения.

22
Изучением взаимоотношений организмов между собой и с окружающей средой занимается …

Правильный ответ:

экология

Пояснение:

Экология — это наука, которая изучает сложные взаимосвязи живых организмов, их сообществ (популяций, биоценозов) между собой и с неживыми компонентами окружающей среды (абиотическими факторами). Она исследует структуру и функционирование надорганизменных систем: популяций, экосистем и биосферы в целом, а также занимается проблемами охраны природы и рационального природопользования.

23
Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, образует …

Правильный ответ:

ткань

Пояснение:

Ткань представляет собой следующий после клеточного уровень организации у многоклеточных животных и растений. Это система клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемых функций. Например, в организме животных выделяют эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани, каждая из которых выполняет свою специфическую роль в жизнедеятельности организма.

24
Взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизма) и диссимиляции (катаболизма) в совокупности составляют …

Правильный ответ:

обмен веществ

Пояснение:

Обмен веществ (метаболизм) — это ключевое свойство живого, представляющее собой совокупность всех химических реакций в организме. Он включает два процесса: ассимиляцию (анаболизм) — синтез сложных органических веществ из более простых с поглощением энергии, и диссимиляцию (катаболизм) — распад сложных веществ до простых с высвобождением энергии. Эти процессы неразрывно связаны и обеспечивают рост, развитие и жизнедеятельность организма.

25
Все живые системы являются открытыми, потому что они …

Правильный ответ:

обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией

Пояснение:

Открытость — это фундаментальная характеристика живых систем любого уровня организации, от клетки до биосферы. Она заключается в том, что для поддержания своей сложной структуры и жизнедеятельности организм должен постоянно обмениваться с окружающей средой веществом (потреблять пищу, воду, кислород и выделять продукты обмена), энергией (поглощать энергию света или химических связей и рассеивать тепло) и информацией.