найти
Пароль
войти
Тест по информатике: Информация вокруг нас (5 класс) Тест по информатике: Информация вокруг нас (5 класс)

Тест по информатике: Информация вокруг нас (5 класс)

Тест по информатике «Информация вокруг нас» для 5 класса — это интерактивная проверочная работа, обобщающая начальные знания. Она охватывает ключевые понятия: что такое информация и информатика, как мы получаем сведения с помощью органов чувств, какие действия с ними совершаем и как безопасно работать с компьютером.

1
Что из перечисленного лучше всего описывает понятие «информация»?

Правильный ответ:

Сведения об окружающем мире

Пояснение:

Информация — это не материальный объект, который можно потрогать, а знания и сведения о чём-либо или о ком-либо. Физический предмет (например, книга), энергия или программа являются носителями или инструментами для работы с информацией, но не самой информацией. Информация — это содержание, смысл, который мы извлекаем, читая книгу, просматривая файл или наблюдая за явлениями природы. Например, текст в книге — это информация, а сама книга — ее материальный носитель. Поэтому наиболее точным определением является «сведения об окружающем мире».

2
Какая наука изучает способы сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютерных технологий?

Правильный ответ:

Информатика

Пояснение:

Информатика — это наука, которая комплексно изучает все процессы, связанные с информацией, и в первую очередь — методы их автоматизации с помощью компьютеров. Она исследует, как лучше собирать данные, как их надёжно хранить на различных носителях, как преобразовывать (обрабатывать) для получения нового знания и как быстро и без потерь передавать на расстояние. Математика, физика и биология изучают свои области (числа, законы природы, живые организмы), но именно информатика фокусируется на информации как на главном объекте своего изучения.

3
С помощью какого органа чувств человек получает подавляющее большинство информации?

Правильный ответ:

Глаза (зрение)

Пояснение:

Согласно научным исследованиям, около 80-90% всей информации об окружающем мире человек получает через органы зрения — глаза. Зрение позволяет нам воспринимать свет, цвет, форму, размер предметов, их расположение в пространстве и движение. Мы читаем, смотрим фильмы, узнаём людей, ориентируемся на местности — всё это благодаря визуальной информации. Слух тоже очень важен, но по объему получаемых данных он значительно уступает зрению. Остальные органы чувств (осязание, обоняние, вкус) в совокупности дают лишь несколько процентов информации.

4
Сигнал пожарной тревоги — это пример какой информации по способу восприятия?

Правильный ответ:

Аудиальной

Пояснение:

Аудиальная, или звуковая, информация — это та, что воспринимается органами слуха. Сигнал пожарной тревоги представляет собой громкий, резкий звук, специально разработанный для того, чтобы привлечь внимание людей именно через слух. Это позволяет быстро оповестить об опасности большое количество людей, даже тех, кто не видит источник сигнала. Хотя системы оповещения часто дублируются световыми табло (визуальная информация), сам по себе звук сирены является классическим примером аудиальной информации, выполняющей жизненно важную функцию.

5
Какую информацию мы получаем, когда прикасаемся к горячей батарее?

Правильный ответ:

Тактильную

Пояснение:

Тактильная информация поступает к нам через рецепторы, расположенные в коже, и сообщает о свойствах предметов при прикосновении. Когда мы дотрагиваемся до батареи, мы с помощью осязания мгновенно получаем информацию о её температуре (горячо), материале (металл) и фактуре (гладкая или ребристая). Эта информация обрабатывается мозгом, и мы отдергиваем руку, чтобы не получить ожог. Этот пример показывает, насколько важна тактильная информация для нашей безопасности и взаимодействия с физическим миром.

6
Запись домашнего задания в дневник — это пример какого действия с информацией?

Правильный ответ:

Хранение

Пояснение:

Хранение информации — это процесс её фиксации на каком-либо носителе для последующего использования. Записывая домашнее задание в бумажный или электронный дневник, вы переносите полученную от учителя информацию (сведения о номерах упражнений и параграфов) на носитель (бумагу, память устройства). Это позволяет вам не держать все детали в голове и обратиться к записи позже, когда будете выполнять уроки. Получение информации произошло в момент, когда вы слушали учителя, а обработка — когда вы поняли, что именно нужно записать.

7
Перевод текста с английского языка на русский с помощью онлайн-переводчика — это пример …

Правильный ответ:

обработки информации

Пояснение:

Обработка информации — это процесс её преобразования из одной формы в другую или получение на её основе новой информации. Когда вы вводите текст на английском языке (входная информация), программа-переводчик анализирует его, сопоставляет слова и грамматические конструкции с правилами русского языка и создает новый текст с тем же смыслом, но на другом языке (выходная информация). Произошло качественное изменение информации по определённым правилам (алгоритму), что и является сутью процесса обработки.

8
Почему наши органы чувств иногда могут нас обманывать?

Правильный ответ:

Из-за существования иллюзий восприятия

Пояснение:

Наши органы чувств не всегда передают в мозг абсолютно точную картину мира. Существуют так называемые иллюзии восприятия (оптические, звуковые, тактильные), когда мозг неверно интерпретирует сигналы от органов чувств. Например, две одинаковые по длине линии могут казаться разными из-за окружающих их элементов, а неподвижный рисунок — движущимся. Это связано с особенностями строения наших глаз, ушей и мозга. Именно поэтому для получения точных данных человек изобрёл измерительные приборы, показаниям которых можно доверять больше, чем собственным ощущениям.

9
Для чего в науке и в быту нужна классификация?

Правильный ответ:

Для упорядочивания знаний и облегчения поиска

Пояснение:

Классификация — это распределение объектов по группам на основе их общих признаков. Главная цель этого процесса — навести порядок в наших знаниях. Когда объекты классифицированы (например, книги в библиотеке расставлены по жанрам, а животные разделены на виды и классы), нам становится гораздо проще ориентироваться в их многообразии. Это позволяет быстро находить нужный объект или информацию о нём, видеть связи между разными группами и делать выводы. Без классификации наши знания представляли бы собой хаотичный набор фактов.

10
Компьютерная игра, в которой есть трёхмерная графика, звуковые эффекты, музыка и текстовые диалоги, является примером …

Правильный ответ:

мультимедийной информации

Пояснение:

Мультимедиа (в переводе — «много сред») — это информация, в которой одновременно сочетаются несколько её видов: текст, графика (статичные изображения), звук, видео (движущиеся изображения) и анимация. Компьютерная игра является ярчайшим примером мультимедийного продукта. Она объединяет в себе графику персонажей и окружения, звуковые эффекты выстрелов и шагов, фоновую музыку, текстовые меню и диалоги, а также видеовставки. Именно такое комплексное представление информации делает игры увлекательными и реалистичными.

11
Какое устройство сегодня является главным инструментом для автоматической обработки информации?

Правильный ответ:

Компьютер

Пояснение:

Компьютер — это универсальное электронное устройство, предназначенное для автоматической обработки информации. В отличие от узкоспециализированных приборов (калькулятор считает, телевизор показывает), компьютер может работать со всеми видами информации: текстовой, числовой, графической, звуковой, видео. С помощью специальных программ он может выполнять тысячи разнообразных операций: от сложных научных расчетов до создания мультфильмов. Именно универсальность и возможность программирования делают его главным инструментом информационной эпохи.

12
Какое важное правило техники безопасности необходимо соблюдать при работе с любой электроникой, включая компьютер?

Правильный ответ:

Не прикасаться к проводам и разъёмам мокрыми руками

Пояснение:

Вода является хорошим проводником электрического тока. Поэтому одно из самых главных правил безопасности при работе с любыми электроприборами — избегать контакта с ними мокрыми руками. Прикосновение влажной рукой к оголенному проводу, поврежденному разъему или даже корпусу неисправного прибора может привести к сильному удару электрическим током, что очень опасно для жизни и здоровья. Это правило необходимо соблюдать неукоснительно, чтобы работа с техникой была безопасной. Остальные варианты либо неверны, либо не относятся к ключевым правилам безопасности.

13
Как правильно сидеть за компьютером, чтобы не навредить осанке?

Правильный ответ:

Держать спину прямо, плечи расслаблены, ноги стоят на полу

Пояснение:

Правильная осанка при работе за компьютером помогает избежать болей в спине, шее и плечах. Для этого необходимо сидеть прямо, опираясь на спинку стула, но не сутулясь. Плечи должны быть опущены и расслаблены. Обе ступни должны ровно стоять на полу или на специальной подставке. Расстояние до экрана должно быть таким, чтобы не приходилось наклоняться вперед или откидываться назад. Соблюдение этих простых правил позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник и мышцы, сохраняя здоровье на долгие годы.

14
Что нужно сделать в первую очередь, если во время работы компьютера появился дым или запах гари?

Правильный ответ:

Немедленно прекратить работу, отключить его от сети и сообщить взрослым

Пояснение:

Появление дыма или запаха гари — это признак серьезной неисправности и возможного возгорания. В такой аварийной ситуации категорически запрещено пытаться что-то чинить самостоятельно или заливать прибор водой (это может привести к удару током). Единственно правильное действие — немедленно прекратить работу, по возможности аккуратно отключить компьютер от электрической розетки (если это безопасно) и сразу же позвать взрослых (учителя или родителей), которые знают, что делать дальше. Это главное правило безопасности в аварийных ситуациях.

15
Название науки «информатика» образовано от слияния двух слов. Каких?

Правильный ответ:

Информация и автоматика

Пояснение:

Термин «информатика» (фр. Informatique) был впервые предложен во Франции в 1960-х годах и образовался путем слияния двух французских слов: «information» (информация) и «automatique» (автоматика). Таким образом, дословно это название можно перевести как «информационная автоматика». Это название очень точно отражает суть науки: она изучает информацию и методы её автоматизированной, то есть выполняемой с помощью машин (в первую очередь компьютеров), обработки. Этот термин прижился во многих языках мира.

16
Какой из перечисленных процессов НЕ является информационным?

Правильный ответ:

Приготовление супа по рецепту

Пояснение:

Информационные процессы связаны с получением, передачей, хранением или обработкой информации. Разговор, чтение и просмотр телепередачи — это прямые действия с информацией. А вот приготовление супа — это физический процесс, действие с материальными объектами (продуктами). Хотя для этого процесса нужна информация (рецепт), сам процесс нарезки овощей и варки не является информационным. Рецепт — это информация, а готовка по нему — это уже материальная деятельность, основанная на этой информации.

17
Когда вы смотрите на картину в музее, какой вид информации по способу восприятия вы получаете?

Правильный ответ:

Визуальную

Пояснение:

Визуальная информация — это все то, что мы воспринимаем с помощью зрения. Рассматривая картину, мы получаем информацию о её сюжете, композиции, цветах, формах изображенных объектов. Все эти сведения поступают в наш мозг через глаза. Это основной способ взаимодействия с произведениями изобразительного искусства. Даже если в зале звучит музыка (аудиальная информация), то сведения о самой картине мы получаем исключительно визуально. Трогать экспонаты в музеях обычно запрещено, поэтому тактильное восприятие исключено.

18
Запах хвои в сосновом лесу — это какой вид информации?

Правильный ответ:

Обонятельная

Пояснение:

Обонятельная информация — это информация о запахах, которую мы получаем с помощью органа обоняния — носа. Когда мы гуляем по сосновому лесу, воздух наполнен летучими веществами, которые выделяют деревья. Наш нос улавливает эти молекулы, специальные рецепторы посылают сигнал в мозг, и мы ощущаем характерный хвойный аромат. Этот запах может вызывать у нас определенные ассоциации и эмоции. Это чисто обонятельное ощущение, не связанное со зрением, слухом или вкусом.

19
Когда вы отправляете другу сообщение в мессенджере, какое действие с информацией вы совершаете?

Правильный ответ:

Передача

Пояснение:

Передача информации — это процесс её перемещения от источника к приёмнику. В данном случае вы являетесь источником информации, а ваш друг — приёмником. Сообщение (информация) передается по каналу связи (интернету). Набирая текст, вы его создаете и обрабатываете, нажимая «отправить», вы инициируете процесс передачи. Ваш друг, в свою очередь, будет осуществлять процесс получения информации, когда увидит ваше сообщение на своем экране. Таким образом, отправка сообщения — это классический пример передачи информации.

20
Какое расстояние от глаз до экрана компьютера считается безопасным для зрения?

Правильный ответ:

60–70 см

Пояснение:

Согласно санитарным нормам и рекомендациям офтальмологов, оптимальное расстояние от глаз до экрана монитора составляет 60–70 сантиметров, что примерно равно длине вытянутой руки. Слишком близкое расположение экрана заставляет глазные мышцы постоянно находиться в напряжении, что приводит к быстрой утомляемости, сухости глаз и может способствовать ухудшению зрения. Слишком далекое расстояние заставляет напрягаться и щуриться, чтобы рассмотреть детали. Соблюдение правильной дистанции является важной частью гигиены зрения при работе за компьютером.