
Тест по информатике: Как человек получает информацию (5 класс)
Тест по информатике «Как человек получает информацию» для 5 класса — это интерактивная проверочная работа, которая поможет закрепить знания о видах информации, способах её получения и органах чувств. Ученики смогут проверить, как хорошо они понимают роль зрения, слуха, осязания и других чувств в познании мира.
Другое по теме:
Правильный ответ:
Знания, полученные из новостейПояснение:
Информация — это сведения, знания или данные об окружающем мире, которые мы получаем, обрабатываем и используем. Школьный учебник, компьютер и ручка являются материальными объектами, то есть носителями или инструментами для работы с информацией. А вот знания, которые вы получаете, просмотрев новости, — это и есть сама информация. Она нематериальна и представляет собой содержание, которое помогает нам понять, что происходит вокруг, и принять какие-либо решения. Например, узнав прогноз погоды (информацию), вы решаете, брать ли с собой зонт.
Правильный ответ:
УшиПояснение:
Звуковую (аудиальную) информацию человек воспринимает с помощью органов слуха — ушей. Звуковые волны, распространяющиеся в пространстве (например, от голоса другого человека, музыки из колонки или пения птиц), улавливаются ушной раковиной и передаются во внутреннее ухо, где преобразуются в нервные импульсы. Затем мозг обрабатывает эти импульсы, и мы слышим звук. Глаза отвечают за зрение, нос — за обоняние, а язык — за вкус. Каждому виду информации соответствует свой орган чувств, и для звуков это именно уши.
Правильный ответ:
визуальнойПояснение:
Информация, которую мы получаем через глаза (органы зрения), называется визуальной. Этот термин происходит от латинского слова «visus», что означает «зрение». Визуальная информация включает в себя всё, что мы можем увидеть: текст в книге, изображения на экране, цвета светофора, форму предметов, жесты людей. Для человека зрение является основным каналом получения информации об окружающем мире, так как через него мы получаем наибольший объем сведений, позволяющих нам ориентироваться в пространстве, читать, учиться и наслаждаться искусством.
Правильный ответ:
ТактильнаяПояснение:
Когда мы прикасаемся к предметам, мы получаем тактильную информацию. Она поступает через рецепторы, расположенные в нашей коже, и сообщает нам о свойствах объекта: его температуре (горячий или холодный), текстуре (гладкий или шершавый), форме и твердости. Слово «тактильный» происходит от латинского «tactus» — прикосновение. Поэтому, дотронувшись до горячей чашки, мы с помощью осязания получаем тактильную информацию о её высокой температуре. Это важный сигнал, который помогает нам избежать ожога.Правильный ответ:
НосПояснение:
Информацию о запахах, или обонятельную информацию, человек получает с помощью органа обоняния — носа. Внутри носовой полости находятся специальные чувствительные клетки (рецепторы), которые улавливают молекулы пахучих веществ, находящиеся в воздухе. Когда мы вдыхаем аромат цветов, эти молекулы попадают на рецепторы, которые посылают сигнал в мозг. Мозг анализирует этот сигнал и идентифицирует запах как приятный цветочный аромат. Так мы отличаем запах розы от запаха сирени или свежескошенной травы.Правильный ответ:
ВкусоваяПояснение:
Вкусовая информация поступает к нам через орган вкуса — язык. На поверхности языка расположены тысячи вкусовых сосочков, которые способны распознавать основные вкусы: сладкий, кислый, солёный, горький и умами (вкус белковых веществ). Когда мы пробуем лимон, химические вещества из его сока вступают в реакцию с рецепторами на языке, отвечающими за распознавание кислого вкуса. Мозг получает соответствующий сигнал, и мы ощущаем характерный кислый вкус лимона. Это и есть получение вкусовой информации.Правильный ответ:
Органы зренияПояснение:
Подавляющее большинство информации об окружающем мире — около 80-90% — человек получает с помощью органов зрения, то есть глаз. Зрение позволяет нам воспринимать свет, цвет, форму, размер, расстояние до объектов и их движение. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим фильмы, ориентируемся на улице, узнаём лица людей и видим красоту природы. Хотя все органы чувств важны, именно зрение обеспечивает нас самым большим и детализированным потоком данных, необходимых для полноценной жизни, обучения и взаимодействия с миром.Правильный ответ:
АудиальнаяПояснение:
Информация, которую мы воспринимаем на слух, называется аудиальной или звуковой. Этот термин происходит от латинского слова «audire», что означает «слышать». К аудиальной информации относятся любые звуки: человеческая речь, пение птиц, шум дождя, сигналы автомобилей и, конечно же, музыка. Мы слушаем объяснения учителя на уроке, разговариваем с друзьями по телефону, наслаждаемся любимыми песнями — во всех этих случаях мы получаем и обрабатываем именно аудиальную информацию с помощью наших ушей.Правильный ответ:
ВизуальнуюПояснение:
При чтении книги или учебника мы в первую очередь получаем визуальную информацию. Наши глаза воспринимают графические символы — буквы, цифры, знаки препинания. Затем наш мозг обрабатывает эти символы, складывает их в слова и предложения, распознавая их смысл. Несмотря на то,что мы можем получать и тактильную информацию от прикосновения к страницам, основной поток знаний и сведений при чтении поступает именно через зрение. Поэтому этот процесс является классическим примером получения визуальной информации.Правильный ответ:
Для получения более точной информацииПояснение:
Органы чувств человека не всегда могут дать точную, объективную оценку. Например, на ощупь сложно определить точную температуру воды, а на глаз — точную длину предмета. Для этого и были созданы измерительные приборы. Термометр показывает температуру в градусах, линейка — длину в сантиметрах, весы — массу в граммах. Они предоставляют объективные, числовые данные, которые не зависят от нашего личного восприятия. Таким образом, приборы не заменяют органы чувств, а дополняют их, позволяя получать более точную и достоверную информацию.Правильный ответ:
ВесыПояснение:
Для измерения веса (а точнее, массы) предмета используется специальный прибор — весы. Наши ощущения могут быть обманчивы: один предмет может казаться тяжелее другого из-за его формы или плотности. Весы же дают объективное числовое значение в граммах, килограммах или других единицах массы. Микроскоп нужен для увеличения мелких объектов, компас — для определения сторон света, а термометр — для измерения температуры. Каждый из этих приборов предназначен для получения точной информации определенного вида, и за вес отвечают именно весы.Правильный ответ:
Оптическая иллюзияПояснение:
Оптическая иллюзия — это обман зрения, ошибка в зрительном восприятии, из-за которой мы видим предмет или явление не таким, какое оно есть на самом деле. Например, нам может казаться, что одна линия длиннее другой, хотя на самом деле они одинаковы, или что неподвижный рисунок движется. Это доказывает, что нашим органам чувств не всегда можно полностью доверять. Иллюзии возникают из-за особенностей строения нашего глаза и того, как мозг обрабатывает визуальные сигналы. Они показывают, как важно для получения точных данных использовать измерительные приборы.Правильный ответ:
МикроскопПояснение:
Для изучения объектов, невидимых невооруженным глазом, таких как клетки растений или микроорганизмы, используется микроскоп. Этот оптический прибор состоит из системы линз, которые многократно увеличивают изображение крошечного объекта, позволяя рассмотреть его в деталях. Телескоп и бинокль, наоборот, предназначены для наблюдения за очень удаленными объектами (например, звездами или птицами). Барометр же является метеорологическим прибором и измеряет атмосферное давление. Таким образом, именно микроскоп расширяет возможности нашего зрения в мире микроскопических объектов.Правильный ответ:
Получение и обработка информацииПояснение:
В данной ситуации ученики совершили два последовательных действия. Сначала они получили информацию — услышали ушами звук школьного звонка (аудиальная информация). Затем они совершили обработку этой информации: их мозг распознал этот звук, сопоставил его со знанием о том, что это сигнал к началу урока, и принял решение — нужно идти в класс. Само действие (пойти в класс) является результатом обработки полученной информации. Хранением было бы запоминание расписания звонков, а передачей — если бы один ученик сказал другому: «Звонок, пошли!».Правильный ответ:
ХранениеПояснение:
Запись домашнего задания в дневник — это классический пример хранения информации. Вы переносите сведения (номера упражнений, параграф для чтения) на материальный носитель (бумажный дневник) с целью сохранить их на длительное время и обратиться к ним позже. Это позволяет не держать всё в памяти и не потерять важные данные. Получение информации произошло в тот момент, когда вы слушали учителя или смотрели на доску. Поиск вы будете осуществлять вечером, когда откроете дневник. А хранение — это сам процесс фиксации информации для будущего использования.Правильный ответ:
Аромат свежеиспеченного хлебаПояснение:
Обонятельная информация — это информация, получаемая с помощью органа обоняния, то есть носа. Она связана исключительно с запахами. Аромат свежеиспеченного хлеба — это яркий пример такой информации. Мы вдыхаем воздух, и наш нос улавливает молекулы, которые мозг идентифицирует как приятный и аппетитный запах. Шум дождя — это аудиальная (звуковая) информация, красный цвет яблока — визуальная, а гладкость стола — тактильная. Каждое из этих сведений воспринимается своим органом чувств.Правильный ответ:
ПередачаПояснение:
Когда ваш друг делится с вами новостью, он осуществляет передачу информации. В этой ситуации есть источник информации (ваш друг), приёмник информации (вы) и канал связи (звуковые волны, по которым распространяется его речь). Сам друг ранее эту информацию где-то получил (например, прочитал в интернете), возможно, обработал (понял и решил, что это интересно) и хранил в памяти. Но в момент разговора с вами его ключевым действием является именно передача сведений от одного человека к другому. Вы в этот момент, наоборот, информацию получаете.Правильный ответ:
Потому что показания приборов не зависят от мнения и ощущений человекаПояснение:
Объективной называют информацию, которая не зависит от личного мнения, настроения или ощущений человека. Органы чувств субъективны: одному человеку вода может показаться тёплой, а другому — прохладной. Прибор, например, термометр, покажет точное значение в градусах (например, 25 °C), и это значение будет одинаковым для всех. Оно не зависит от того, жарко человеку или холодно. Именно поэтому данные с измерительных приборов (весов, линеек, часов) считаются объективными и на них основываются наука и техника.Правильный ответ:
ЗрениеПояснение:
Рассматривание картины — это процесс получения визуальной информации. Главную роль в этом процессе играют органы зрения — глаза. Мы видим цвета, которые использовал художник, формы изображенных предметов, композицию картины, игру света и тени. Вся эта информация поступает через глаза и обрабатывается мозгом, вызывая у нас определенные эмоции и мысли. Конечно, в музее может играть тихая музыка (аудиальная информация), но основным источником сведений о самом произведении искусства является именно зрение. Трогать картины в музеях обычно запрещено, поэтому осязание не участвует.Правильный ответ:
ИнформацияПояснение:
Это одно из классических определений термина «информация» в информатике. Информация — это не физический объект (предмет), не способность совершать работу (энергия) и не материальный объект для записи (носитель, например, флешка или книга). Информация — это именно сведения, данные, знания, которые мы можем получать из разных источников (книг, разговоров, наблюдений), хранить (в памяти, на компьютере) и обрабатывать (анализировать, сравнивать, делать выводы). Это ключевое понятие, вокруг которого строится вся наука информатика.