Тест по истории: Архитектура и искусство Западной Европы в XI–XIV веках (6 класс)
Тест по истории «Архитектура и искусство Западной Европы в XI–XIV веках» для 6 класса — это проверочная работа для оценки знаний об основных архитектурных стилях Средневековья. Вопросы охватывают романский и готический стили, их характерные черты, а также связанные с ними виды искусства.
Другое по теме:
1
Какой архитектурный стиль преобладал в Западной Европе в XI–XII веках?
Правильный ответ:
РоманскийПояснение:
В XI–XII веках в архитектуре Западной Европы господствовал романский стиль. Его название происходит от латинского слова «romanus», что означает «римский», поскольку мастера того времени активно использовали в строительстве элементы древнеримской архитектуры, такие как круглые арки и мощные колонны. Этот стиль характеризуется массивными каменными стенами, узкими окнами, напоминающими бойницы, и тяжелыми бочкообразными сводами. Здания, построенные в романском стиле, выглядят сурово, монументально и напоминают крепости, что отражало неспокойный дух той эпохи.2
Что из перечисленного является характерной чертой готического стиля?
Правильный ответ:
Стрельчатые арки и огромные окна с витражамиПояснение:
Готический стиль, пришедший на смену романскому, отличался устремленностью ввысь, легкостью и обилием света. Это стало возможным благодаря использованию каркасной системы, ключевыми элементами которой были стрельчатые (заостренные) арки и нервюрные своды. Такая конструкция позволила перенести вес здания на наружные опоры, а стены сделать тонкими и прорезать в них огромные окна. Эти окна заполнялись витражами — картинами из цветного стекла, которые наполняли внутреннее пространство собора таинственным светом, создавая возвышенную атмосферу.3
Как назывались картины из цветных стекол, украшавшие окна готических соборов?
Правильный ответ:
ВитражиПояснение:
Витраж — это произведение декоративного искусства, представляющее собой картину или орнамент, собранный из кусочков цветного стекла. Эти кусочки скреплялись между собой свинцовыми перемычками, образуя единое полотно. Витражи были неотъемлемой частью готической архитектуры. Они вставлялись в огромные оконные проемы соборов, и проходящий сквозь них солнечный свет окрашивался в разные цвета, создавая внутри храма особую, мистическую атмосферу. Сюжеты витражей чаще всего изображали сцены из Священного Писания, служа «Библией для неграмотных».4
Какую форму в плане с высоты птичьего полета напоминал романский храм?
Правильный ответ:
КрестПояснение:
План большинства романских храмов имел форму латинского креста. Это не было случайностью, а несло глубокий символический смысл, отсылая к главному символу христианской веры. Крестообразная форма создавалась пересечением продольного нефа (основного вытянутого помещения храма) и поперечного нефа, который называется трансептом. В центре этого пересечения, над так называемым средокрестием, часто возводился купол или башня, что еще больше подчеркивало символическую форму здания и его сакральное значение как места поклонения.5
Здание городского совета в средневековом городе, которое часто строили в готическом стиле, — это …
Правильный ответ:
ратушаПояснение:
Ратуша была административным и политическим центром средневекового города, символом его независимости и самоуправления. В этом величественном здании, которое обычно возводилось на главной городской площади, заседал городской совет (магистрат), вершился суд, хранилась городская казна и архив. Ратуши часто строили в нарядном готическом стиле, чтобы подчеркнуть богатство и могущество города. Высокая башня ратуши, дозорная башня (беффруа), служила наблюдательным пунктом и символом городских вольностей.6
Какое сооружение считается первым зданием, построенным в готическом стиле?
Правильный ответ:
Храм в Сен-ДениПояснение:
Первым образцом готической архитектуры принято считать церковь аббатства Сен-Дени, расположенного недалеко от Парижа. Ее перестройка началась в середине XII века под руководством влиятельного аббата Сугерия. Именно он захотел создать храм, наполненный светом, который символизировал бы божественный свет и Небесный Иерусалим. При перестройке хора (алтарной части) церкви были впервые сознательно применены и объединены ключевые элементы готики: стрельчатые арки и ребристые своды, что позволило создать большие окна с витражами.7
Какова была главная цель архитектуры средневекового храма?
Правильный ответ:
Навести прихожан на мысль о величии БогаПояснение:
Главная цель храмовой архитектуры Средневековья была глубоко религиозной. Всё в здании — от его огромных размеров и устремленности ввысь до внутреннего убранства — должно было воздействовать на чувства верующих и наводить их на мысль о всемогуществе и величии Бога, а также о ничтожности земного мира по сравнению с Царствием Небесным. Храм мыслился как образ рая на земле, место особого присутствия Бога. Атмосфера торжественности, создаваемая архитектурой, музыкой, пением хора и сиянием витражей, должна была отрывать человека от повседневных забот и настраивать на молитвенный лад.8
Что из перечисленного НЕ является элементом романского стиля?
Правильный ответ:
Тонкие колонны и ажурная резьбаПояснение:
Тонкие колонны и ажурная (похожая на кружево) каменная резьба являются яркими признаками готического стиля, а не романского. Романская архитектура, наоборот, характеризуется массивностью, тяжеловесностью и суровой простотой. Ее колонны были мощными и приземистыми, а декор — сдержанным и геометричным. Именно в готике, благодаря новой каркасной конструкции, стены и опоры стали тоньше и изящнее, что позволило украшать их сложной и утонченной резьбой, создавая ощущение легкости и воздушности.9
Чем, помимо храмов, украшали внутренние помещения соборов?
Правильный ответ:
Скульптурами святых, королей и фантастических персонажейПояснение:
Средневековый собор был настоящим синтезом искусств. Архитектура была тесно связана со скульптурой и живописью. Порталы (входы), стены и колонны храмов были обильно украшены скульптурными изображениями. Это были не только фигуры святых, апостолов и ангелов, но и статуи королей и правителей, а также многочисленные фантастические существа (химеры, гаргульи), которые должны были напоминать о силах зла и адских муках. Эти скульптуры, как и фрески, служили наглядным пособием по священной истории для неграмотных прихожан.10
Готический стиль получил свое название от …
Правильный ответ:
названия германских племен — готовПояснение:
Название «готика» было придумано в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами. Они считали средневековое искусство «варварским» по сравнению с идеальными образцами античности. Слово «готический» происходит от названия германского племени готов, которые в V веке разрушили Рим. Таким образом, деятели Возрождения хотели подчеркнуть, что этот стиль, по их мнению, был таким же грубым и примитивным, как и сами «варвары-готы». Изначально этот термин носил пренебрежительный оттенок, но со временем он утратил негативную окраску и стал общепринятым названием для великого стиля.11
Что позволяло делать стены готических соборов тонкими и легкими?
Правильный ответ:
Каркасная система с контрфорсами и аркбутанамиПояснение:
Секрет легкости и высоты готических соборов кроется в их революционной каркасной конструкции. В отличие от романских храмов, где всю нагрузку несли толстые стены, в готике вес каменных сводов через стрельчатые арки и ребра-нервюры передавался на систему наружных опор. Эта система состояла из мощных вертикальных столбов (контрфорсов) и перекинутых к ним от стен наклонных арок (аркбутанов). В результате стены перестали быть несущими элементами и превратились в легкую оболочку, которую можно было прорезать огромными окнами.12
Основным образцом готической архитектуры стал …
Правильный ответ:
городской соборПояснение:
Если главным типом здания для романского стиля был монастырский храм, то для готики им стал кафедральный собор — главный храм города. Строительство собора было делом чести и гордости всего городского сообщества. В нем принимали участие все горожане — от богатых купцов, жертвовавших огромные деньги, до простых ремесленников, работавших на стройке. Городской собор был не только религиозным, но и общественным центром: здесь проходили городские собрания, читались лекции университета, разыгрывались мистерии. Его устремленный ввысь силуэт доминировал над городом и был виден издалека.13
Почему строительство средневековых соборов занимало много лет, а иногда и столетий?
Правильный ответ:
Сложность конструкций требовала больших денег и мастерстваПояснение:
Возведение грандиозных готических соборов было чрезвычайно сложным, долгим и дорогостоящим предприятием. Сложность каркасной конструкции, необходимость точных математических расчетов, обработка и подъем на большую высоту огромного количества камня требовали высочайшего мастерства от архитекторов и строителей. Финансирование строительства часто зависело от пожертвований и могло прерываться из-за войн, эпидемий или экономических трудностей. Поэтому многие знаменитые соборы, такие как Кёльнский или Миланский, строились на протяжении нескольких столетий, и разные их части могли быть выполнены с элементами разных стилей.14
Романский стиль при строительстве зданий использовал элементы архитектуры …
Правильный ответ:
Древнего РимаПояснение:
Само название «романский» (от лат. romanus — римский) указывает на источник вдохновения для архитекторов XI–XII веков. Они обращались к наследию Римской империи, которая когда-то занимала большую часть Западной Европы. От римлян были заимствованы такие важные конструктивные и декоративные элементы, как полуциркульная (круглая) арка, массивные столбы-опоры и, главное, сводчатые перекрытия. В частности, широкое распространение получил бочкообразный (цилиндрический) свод, который римляне использовали при строительстве базилик и акведуков.15
Внутреннее пространство готического собора, в отличие от романского, было …
Правильный ответ:
светлым и высокимПояснение:
Интерьеры романских и готических храмов создавали совершенно разное впечатление. В романском храме из-за толстых стен и узких окон царил полумрак, а тяжелые каменные своды создавали ощущение давления, приземленности. Готический собор, напротив, поражал своей высотой и обилием света. Легкие нервюрные своды взлетали на огромную высоту, опираясь на пучки тонких колонн, а стены, казалось, растворялись в сиянии огромных витражных окон. Все это создавало у верующего чувство восторга, духовного подъема и устремленности к небесам.16
Какой тип свода был характерен для романской архитектуры?
Правильный ответ:
БочкообразныйПояснение:
Для перекрытия пространств в романской архитектуре чаще всего использовался бочкообразный, или цилиндрический, свод. Он представляет собой полукруглую в сечении конструкцию, которая опирается на две параллельные стены. Такой свод, заимствованный у римлян, был очень прочным, но при этом очень тяжелым. Он создавал огромное боковое давление (распор) на стены, из-за чего их приходилось делать чрезвычайно толстыми и массивными, практически без окон. Именно тяжесть бочкообразного свода во многом определяла суровый и крепостной облик романских храмов.17
Высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, являются ярким признаком …
Правильный ответ:
готического стиляПояснение:
Высокие башни, которые завершались уходящими в небо тонкими каменными шпилями, — одна из самых узнаваемых черт готической архитектуры. Они были не просто украшением, но и важным элементом общей композиции собора, подчеркивая его главную идею — устремленность ввысь, к Богу. Башни могли располагаться на западном фасаде, по бокам от главного входа, или над пересечением нефа и трансепта. Их ажурные, легкие навершия создавали неповторимый силуэт, который доминировал над городской застройкой и был виден за много километров.18
Какой материал был основным для строительства храмов в XI–XIV веках?
Правильный ответ:
КаменьПояснение:
Основным строительным материалом для монументальных сооружений Средневековья, в первую очередь храмов и замков, был природный камень. Использование камня обеспечивало долговечность и прочность зданий, а также их пожаробезопасность, что было крайне важно в условиях плотной городской застройки. Камень придавал постройкам монументальность и величие, соответствующие их высокому предназначению. В зависимости от региона использовались местные породы камня: известняк, песчаник, гранит. Обработка камня и возведение из него сложных конструкций требовали большого мастерства и труда.19
Как называлась живопись по сырой штукатурке, которой украшали стены храмов?
Правильный ответ:
ФрескаПояснение:
Фреска — это техника стенной живописи, при которой краски наносятся на свежую, еще влажную штукатурку. При высыхании известь, содержащаяся в штукатурке, образует тонкую прозрачную пленку, которая закрепляет краски и делает изображение очень долговечным. Эта техника была известна с античности и широко применялась в Средневековье для украшения интерьеров храмов, особенно в романский период, когда большие плоскости стен еще не были заняты окнами. Сюжетами фресок, как правило, служили сцены из Библии и житий святых.20
Какое впечатление должны были создавать легкие и прозрачные стены готических соборов?
Правильный ответ:
Впечатление, что здание тянется вверх, к небесамПояснение:
Вся архитектура готического собора подчинена идее преодоления тяжести камня и устремленности к небу. Благодаря каркасной конструкции стены перестали быть массивными и превратились в «прозрачные» перегородки, заполненные огромными витражными окнами. Это создавало внутри храма удивительное ощущение легкости, воздушности и безграничного пространства. Казалось, что каменные своды парят в воздухе, а все здание, пронизанное светом, отрывается от земли и тянется вверх, к Богу, символизируя порыв человеческой души к небесному миру.21
В каком веке в архитектуре начали активно распространяться готические элементы?
Правильный ответ:
В XII векеПояснение:
Переход от романского стиля к готическому начался в середине XII века. Именно в это время во Франции были разработаны и впервые применены новые конструктивные решения, которые легли в основу готики. Это было время роста городов, укрепления королевской власти и новых духовных исканий, которые требовали иных архитектурных форм, чем суровый и массивный романский стиль. Первые готические постройки, такие как церковь аббатства Сен-Дени, появились около 1140-х годов, а в XIII веке готика стала доминирующим стилем по всей Европе.22
Что из этого НЕ строили в готическом стиле?
Правильный ответ:
КолизеиПояснение:
Колизей — это грандиозный амфитеатр, построенный в Древнем Риме в I веке нашей эры. Он является выдающимся памятником древнеримской архитектуры и не имеет никакого отношения к готическому стилю, который появился более чем на тысячу лет позже. Готический стиль, зародившийся во Франции в XII веке, использовался для строительства самых разных зданий: величественных городских соборов, зданий городского самоуправления (ратуш), королевских и рыцарских замков, которые в эту эпоху становились более комфортными и нарядными, а также торговых рядов и жилых домов богатых горожан.23
Какая арка является отличительным признаком романского стиля?
Правильный ответ:
Круглая (полуциркульная)Пояснение:
Одним из самых характерных и узнаваемых элементов романского стиля является круглая, или полуциркульная, арка. Этот конструктивный элемент был заимствован средневековыми мастерами из архитектуры Древнего Рима, что и дало название всему стилю. Полуциркульные арки использовались повсеместно: для создания оконных и дверных проемов, для оформления аркад, разделяющих нефы храма, и в конструкции тяжелых бочкообразных сводов. Именно круглая арка, создающая ощущение статичности и устойчивости, во многом определяет спокойный и монументальный характер романской архитектуры.24
Какой элемент интерьера храма должен был символизировать пение ангелов в раю?
Правильный ответ:
Музыка и хорПояснение:
Музыка была важнейшей частью средневекового богослужения и элементом оформления храмового пространства. Считалось, что гармоничное и торжественное звучание органа и пение церковного хора под сводами собора является земным подобием небесной музыки — пения ангелов в раю. Музыка должна была создавать у верующих особое молитвенное настроение, вызывать чувство благоговения и восторга, отрывать их от земных мыслей и возносить душу к Богу. Она была таким же важным инструментом воздействия на прихожан, как и сама архитектура.25
Какое здание служило центром культурной жизни средневекового города или поместья?
Правильный ответ:
ХрамПояснение:
В Средние века, когда религия пронизывала все стороны жизни человека, именно храм (городской собор или приходская церковь) был главным центром не только духовной, но и всей культурной и общественной жизни. Это было не просто место для молитвы. Здесь оглашались королевские указы, проходили городские собрания, заключались сделки, а иногда даже вершился суд. Рядом с храмом устраивались ярмарки и театрализованные представления. Для большинства людей собор был самым большим и красивым зданием, которое они когда-либо видели, воплощением всего самого важного в их жизни.26
Что такое ажурная каменная резьба, характерная для готики?
Правильный ответ:
Тонкая, сложная резьба, похожая на кружевоПояснение:
Ажурная каменная резьба — это визитная карточка зрелой готики. Слово «ажур» означает «сквозной, кружевной». Готические мастера достигли невероятного искусства в обработке камня, превращая его в подобие тонкого кружева. Этой сложной, изящной резьбой покрывались фасады и интерьеры соборов: оконные переплеты, порталы, башни, шпили. Ажурная резьба подчеркивала легкость и нематериальность готической архитектуры, создавая игру света и тени и придавая зданию невероятную нарядность и декоративность, контрастирующую с суровой простотой романского стиля.27
Для чего в готической архитектуре служили контрфорсы и аркбутаны?
Правильный ответ:
Для поддержки стен и сводовПояснение:
Контрфорсы (мощные наружные столбы) и аркбутаны (наружные полуарки) являются ключевыми элементами готической каркасной системы. Их основная функция — конструктивная, а не декоративная. Они предназначались для того, чтобы воспринимать огромное боковое давление (распор) от высоких каменных сводов и передавать его на землю. Вынося эту силовую конструкцию за пределы основного объема здания, архитекторы смогли значительно облегчить стены и прорезать в них гигантские окна. Таким образом, контрфорсы и аркбутаны — это «скелет» готического собора, обеспечивающий его прочность и высоту.28
Стены романских храмов прорезали …
Правильный ответ:
узкие окнаПояснение:
Одной из самых характерных черт романской архитектуры являются узкие, немногочисленные окна, напоминающие бойницы крепости. Их небольшой размер был обусловлен конструктивной необходимостью. В романском стиле, где не было развитой каркасной системы, стены сами несли на себе огромный вес каменных сводов. Любой большой проем значительно ослаблял стену. Поэтому архитекторы могли позволить себе лишь маленькие окна, которые пропускали внутрь мало света, создавая в храме характерный для этого стиля полумрак.29
Живописные изображения на стенах храмов чаще всего имели сюжеты …
Правильный ответ:
на библейские темыПояснение:
Основная цель искусства в средневековом храме — служить вере. Поскольку большинство прихожан были неграмотны и не могли читать Священное Писание, живописные изображения (фрески, мозаики, иконы, витражи) и скульптуры становились для них «Библией в картинках». На стенах и окнах храмов изображались важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Христа, Богоматери и святых, а также назидательные картины Страшного суда. Это помогало людям изучать основы веры и напоминало о главных христианских догматах.30
Какое определение наиболее точно описывает готический стиль?



