найти
Пароль
войти
Тест по истории: Что изучает наука история? (5 класс) Тест по истории: Что изучает наука история? (5 класс)

Тест по истории: Что изучает наука история? (5 класс)

Тест по истории «Что изучает наука история?» для 5 класса — это проверочная работа для знакомства с основами исторической науки. Вопросы помогут понять, что такое история, какие периоды она охватывает, кто является её покровительницей и почему важно изучать прошлое человечества, от великих правителей до простых людей.

Другое по теме:

1
Что буквально означает греческое слово «история»?

Правильный ответ:

Повествование

Пояснение:

Слово «история» пришло к нам из древнегреческого языка и его первоначальное значение — это «рассказ о прошлом», «повествование о событиях». Древние греки, в частности историк Геродот, видели главную задачу в том, чтобы сохранить для будущих поколений память о прошедших событиях и деяниях людей, не дать им исчезнуть со временем. Таким образом, в самой основе этого слова лежит идея рассказа, передачи знаний о том, что было раньше.
2
Кто в Древней Греции считался музой и покровительницей истории?

Правильный ответ:

Клио

Пояснение:

В древнегреческой мифологии покровительницей истории была муза Клио. Она была одной из девяти дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Считалось, что именно Клио вдохновляет тех, кто стремится запечатлеть прошлое, и помогает им в этом. Её имя означает «дарующая славу». Она напоминала людям о великих деяниях их предков, прославляя героев и сохраняя память о минувших событиях для потомков.
3
Какой предмет обычно держит в руках муза истории Клио на изображениях?

Правильный ответ:

Свиток

Пояснение:

Музу истории Клио традиционно изображали с папирусным или пергаментным свитком в руках. Иногда рядом с ней изображали грифельную доску или футляр для свитков. Этот атрибут не случаен, так как он символизирует запись, текст, летопись. Свиток в её руках — это символ зафиксированного повествования о прошлом, исторического труда, который сохраняет знания о событиях, людях и целых эпохах для будущих поколений.
4
Какой из этих периодов НЕ входит в общепринятую периодизацию истории человечества?

Правильный ответ:

Каменный век

Пояснение:

Учёные-историки делят всю историю человечества на четыре больших периода: Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время. Каменный век не является одним из этих четырёх периодов, а представляет собой более детальное деление самой ранней эпохи — первобытной истории, которая, в свою очередь, является лишь частью огромного периода под названием «Древний мир».
5
Как называется огромный исторический период, который изучают в 5 классе?

Правильный ответ:

Древний мир

Пояснение:

В 5 классе школьной программы начинается изучение всемирной истории, и первым большим периодом, с которым знакомятся ученики, является история Древнего мира. Это самая продолжительная эпоха в истории человечества, охватывающая время от появления первых людей и до падения Западной Римской империи в V веке нашей эры. Она включает в себя первобытную историю, а также историю первых цивилизаций Древнего Востока, Греции и Рима.
6
Слово «античность», пришедшее из латинского языка, означает …

Правильный ответ:

«древность»

Пояснение:

Термин «античность» происходит от латинского слова «antiquus», что в переводе означает «древний». Этим словом принято называть особый период в истории Древнего мира, а именно историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Античность оказала колоссальное влияние на всю последующую европейскую цивилизацию, подарив миру основы демократии, философии, театра, архитектуры и многих других наук и искусств.
7
Историю каких двух великих цивилизаций принято называть «античностью»?

Правильный ответ:

Древней Греции и Древнего Рима

Пояснение:

Понятие «античность» или «античный мир» в исторической науке четко связано с историей двух великих цивилизаций Средиземноморья. Это история Древней Греции, с её городами-государствами, философией и искусством, и история Древнего Рима, который из небольшого города превратился в огромную империю, покорившую множество народов. Культурное и политическое наследие этих двух цивилизаций легло в основу европейской культуры.
8
Какая эпоха является первым этапом в изучении истории Древнего мира?

Правильный ответ:

Первобытная история

Пояснение:

Изучение Древнего мира начинается с самого раннего этапа в истории человечества — первобытной истории. Этот период охватывает огромное время от появления первых людей на Земле до возникновения первых государств и письменности. В это время люди научились изготавливать орудия труда, добывать огонь, начали заниматься охотой, собирательством, а затем земледелием и скотоводством.
9
Какой знаменитый древнегреческий историк считал, что прошедшие события не должны «прийти в забвение»?

Правильный ответ:

Геродот

Пояснение:

Древнегреческого учёного Геродота называют «отцом истории». Именно он в своём знаменитом труде «История» поставил цель не просто пересказать события, но и выяснить их причины, а главное — сохранить их для потомков. Он считал важнейшей задачей историка сделать так, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния… не остались в безвестности».
10
История — это наука, которая изучает …

Правильный ответ:

прошлое человеческого общества

Пояснение:

История — это гуманитарная наука, объектом изучения которой является человек и его деятельность в прошлом. Она исследует все аспекты жизни человеческого общества: как жили люди, чем занимались, как создавали государства, какие вели войны, какие совершали открытия, как менялись их взгляды и обычаи. История помогает понять, как возник современный мир и какие события привели к его формированию.
11
Какой исторический период следует сразу за Древним миром?

Правильный ответ:

Средние века

Пояснение:

В принятой в исторической науке периодизации за эпохой Древнего мира, которая завершается падением Западной Римской империи в V веке, следует большой период, названный Средними веками или Средневековьем. Эта эпоха продолжалась около тысячи лет, до конца XV - начала XVI века, и была временем рыцарей и замков, крестовых походов и зарождения современных европейских государств.
12
Чьим кропотливым трудом, как говорит нам история, созданы все богатства на Земле?

Правильный ответ:

Простых людей

Пояснение:

Изучая прошлое, мы узнаём не только о жизни царей, полководцев и героев. История учит нас, что все материальные и культурные ценности, все богатства, которыми располагало человечество, были созданы кропотливым и ежедневным трудом миллионов простых людей — крестьян, ремесленников, строителей. Именно их усилиями возводились города, обрабатывались поля, создавались произведения искусства и двигался вперёд технический прогресс.
13
Что, помимо последовательности событий, изучает история?

Правильный ответ:

Закономерности развития общества, появления народов и государств

Пояснение:

История — это не просто перечень дат, имён и событий. Это наука, которая стремится понять более глубокие процессы. Она исследует закономерности, то есть общие правила, по которым развивается человеческое общество. История помогает ответить на вопросы, почему и как возникали и исчезали народы, как формировались государства, почему начинались войны и великие переселения, как менялись формы правления и хозяйство.
14
Какой из этих этапов НЕ относится к истории Древнего мира?

Правильный ответ:

История Средних веков

Пояснение:

История Древнего мира — это один из четырёх глобальных периодов всемирной истории. Внутри него учёные выделяют несколько крупных этапов: первобытную историю, историю цивилизаций Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) и историю Античности (Древняя Греция и Древний Рим). История Средних веков является следующим самостоятельным большим периодом, который начинается после завершения эпохи Древнего мира.
15
В каком виде муза Клио хранит исторические сведения?

Правильный ответ:

В виде текста на свитке

Пояснение:

Атрибуты, с которыми изображали музу Клио, напрямую указывают на способ сохранения информации в древности. Она держит в руках свиток, что символизирует письменный текст. Это означает, что история — это не просто устные предания, а зафиксированное, записанное повествование о прошлом. Именно появление письменности позволило людям более точно и подробно сохранять знания о событиях и передавать их из поколения в поколение.
16
Какой исторический период следует за Средними веками?

Правильный ответ:

Новое время

Пояснение:

Согласно общепринятой исторической периодизации, эпоха Средних веков, длившаяся примерно с V по XV век, сменяется периодом под названием Новое время. Условным началом Нового времени считают эпоху Великих географических открытий. Этот период характеризуется бурным развитием науки и техники, зарождением капитализма, великими революциями и колониальными захватами. Он продолжался примерно до начала XX века.
17
Изучение истории позволяет новым поколениям …

Правильный ответ:

учиться на примере великих людей прошлого

Пояснение:

Одна из важнейших функций истории — воспитательная. Она знакомит нас с жизнью и деяниями великих людей прошлого: правителей, учёных, полководцев, героев. Изучая их биографии, мы видим примеры мужества, мудрости, самопожертвования, патриотизма. На этих примерах новые поколения учатся отличать добро от зла, понимать, что такое честь и долг, и стремятся быть достойными своих великих предков, избегая их ошибок.
18
Какой из этих исторических периодов является самым последним по времени?

Правильный ответ:

Новейшее время

Пояснение:

Самым последним и самым коротким из четырёх больших периодов всемирной истории является Новейшее время. Его начало учёные обычно связывают с событиями начала XX века, в частности с Первой мировой войной. Этот период, который продолжается и по сей день, включает в себя такие важнейшие события, как Вторая мировая война, распад колониальных империй, научно-техническая революция, освоение космоса и развитие информационных технологий.
19
История — это повесть о великих людях и рассказ о …

Правильный ответ:

последовательности событий и развитии общества

Пояснение:

История как наука имеет несколько измерений. С одной стороны, это действительно рассказ о выдающихся личностях, которые повлияли на ход событий. С другой стороны, это строгое и последовательное изложение самих событий в их хронологическом порядке (летописание). А с третьей, самой глубокой стороны, это наука, которая анализирует эти события и пытается выявить общие законы развития человеческого общества в целом.
20
Что из перечисленного НЕ является предметом изучения истории?

Правильный ответ:

Создание новых химических элементов

Пояснение:

Наука история изучает все аспекты прошлого человеческого общества. Она исследует, как возникали и развивались государства, почему начинались войны, как и куда переселялись народы, как жили, во что верили и чем занимались люди в разные эпохи. Создание же новых химических элементов является предметом изучения совершенно другой науки — химии, которая относится к естественным, а не к гуманитарным наукам.