
Тест по истории: Эпоха Просвещения в истории Европы (8 класс)
Тест по истории «Эпоха Просвещения» для 8 класса — это проверочная работа, охватывающая ключевые идеи, деятелей и события XVIII века. Вопросы касаются философии, политики, науки и искусства этого периода, а также концепции просвещенного абсолютизма. Проверьте свои знания о наследии Вольтера, Руссо и Монтескьё.
Правильный ответ:
Вера в безграничные возможности человеческого разумаПояснение:
Центральной идеей эпохи Просвещения был культ Разума. Мыслители этого времени, или просветители, считали, что разум является главным инструментом познания мира и преобразования общества на разумных началах. Они верили, что с помощью знаний, науки и образования можно преодолеть невежество, суеверия, тиранию и построить справедливое и гармоничное общество, основанное на законе и уважении к человеческой личности. Эта вера в прогресс через просвещение отличала их от предшествующих эпох, где главную роль играли религия и традиция.
Правильный ответ:
Шарль Луи де МонтескьёПояснение:
Французский философ Шарль Луи де Монтескьё в своём знаменитом труде «О духе законов» (1748 г.) сформулировал теорию разделения властей. Он утверждал, что для предотвращения злоупотреблений и тирании необходимо, чтобы в государстве существовали три независимые друг от друга ветви власти: законодательная (создающая законы), исполнительная (приводящая законы в исполнение) и судебная (контролирующая соблюдение законов). По его мнению, такая система взаимных сдержек и противовесов является главным условием политической свободы граждан. Эта идея легла в основу конституций многих современных демократических государств.
Правильный ответ:
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»Пояснение:
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» стала главным проектом французского Просвещения. Её издание осуществлялось под руководством Дени Дидро и Жана Лерона д’Аламбера с 1751 по 1780 год. Целью этого грандиозного труда было систематизировать все накопленные человечеством знания и представить их с точки зрения разума и науки, освободив от религиозных догм и предрассудков. «Энциклопедия» способствовала широкому распространению идей Просвещения, критиковала абсолютизм и феодальные порядки, оказав огромное влияние на умы современников и подготовив почву для Великой французской революции.
Правильный ответ:
Жан-Жак РуссоПояснение:
Жан-Жак Руссо в своём трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) развил теорию народного суверенитета. Он считал, что государство возникает в результате добровольного соглашения (договора) между людьми, которые передают часть своих прав общей воле для защиты свободы и равенства. При этом верховная власть (суверенитет) всегда принадлежит народу. Если правители нарушают этот договор и угнетают народ, то он имеет полное право расторгнуть его и свергнуть тиранию. Идеи Руссо о прямой демократии и народной воле оказали колоссальное влияние на идеологию Великой французской революции.
Правильный ответ:
Физиократия и классическая политэкономияПояснение:
В эпоху Просвещения зародилась классическая политическая экономия, самым ярким представителем которой был шотландский экономист Адам Смит. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он критиковал политику меркантилизма и доказывал, что источником богатства является труд. Смит выдвинул принцип «laissez-faire» (позвольте делать), требуя от государства не вмешиваться в экономическую жизнь. Он считал, что свободный рынок, основанный на конкуренции, сам способен регулировать себя с помощью «невидимой руки», направляя эгоистичные интересы отдельных людей на благо всего общества.
Правильный ответ:
Людовик XIV (Франция)Пояснение:
Людовик XIV, «король-солнце», правил во Франции в XVII - начале XVIII века, до расцвета идей Просвещения. Его правление является классическим примером абсолютной монархии старого порядка, основанной на идее божественного права королей. В то время как Фридрих II, Екатерина II и Иосиф II, правившие во второй половине XVIII века, активно использовали риторику и некоторые идеи Просвещения (реформы суда, образования, ослабление цензуры), чтобы укрепить свою власть и модернизировать государство, оставаясь при этом абсолютными монархами. Политика таких реформ и получила название «просвещенный абсолютизм».
Правильный ответ:
Екатерина II ВеликаяПояснение:
Екатерина II Великая вступила в активную переписку с французскими просветителями Вольтером и Дидро, а в 1764 году приобрела первую коллекцию картин для своего дворца, что положило начало созданию одного из крупнейших музеев мира — Государственного Эрмитажа.
Правильный ответ:
ВольтерПояснение:
Франсуа-Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер, был одним из самых влиятельных и остроумных критиков своего времени. Он выступал против религиозного фанатизма, нетерпимости и злоупотреблений католической церкви, считая её главным тормозом на пути прогресса и просвещения. Его знаменитый призыв «Раздавите гадину!» (Écrasez l’infâme!) был направлен именно против церкви как института, подавляющего свободу мысли и совести. При этом Вольтер не был атеистом, а придерживался деизма, признавая существование Бога-творца, который, однако, не вмешивается в дела мира.
Правильный ответ:
Джон ЛоккПояснение:
Английский философ Джон Локк считается одним из предтеч и основателей идеологии Просвещения. В своём труде «Два трактата о правлении» он сформулировал концепцию естественных, неотчуждаемых прав человека, данных ему от рождения. К таким правам он относил право на жизнь, свободу и собственность. По мнению Локка, главной задачей государства является защита этих прав. Если же государство посягает на них, народ имеет право на восстание. Эти идеи оказали огромное влияние на просветителей XVIII века, а также на авторов американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Правильный ответ:
КлассицизмПояснение:
Классицизм, особенно его поздний этап (неоклассицизм), стал художественным выражением идеалов Просвещения. В противовес пышности барокко и изящной игривости рококо, классицизм провозглашал культ разума, гражданского долга, героизма и нравственной чистоты. Художники, скульпторы и архитекторы черпали вдохновение в искусстве античной Греции и Рима, видя в нём образец гармонии, простоты и величия. Строгие формы, ясные композиции и гражданские сюжеты (например, в живописи Жака-Луи Давида) должны были воспитывать в зрителе высокие моральные качества и патриотизм.
Правильный ответ:
Война за независимость США и принятие Декларации независимостиПояснение:
Война за независимость США (1775-1783) была первым в истории практическим воплощением политических идей Просвещения. «Отцы-основатели» США, такие как Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Джеймс Мэдисон, были хорошо знакомы с трудами Локка, Монтескьё и Руссо. Декларация независимости США (1776), написанная Джефферсоном, прямо провозглашает идеи о естественных правах человека на жизнь, свободу и стремление к счастью, а также право народа на свержение тиранического правительства, что является прямым отражением философии Джона Локка.
Правильный ответ:
Политика монарха, направленная на проведение реформ в духе идей Просвещения при сохранении всей полноты своей властиПояснение:
Просвещенный абсолютизм – это политика, характерная для ряда европейских монархий второй половины XVIII века. Монархи (Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России, Иосиф II в Австрии) осознавали необходимость реформ для модернизации страны и укрепления своей власти. Они заимствовали у просветителей идеи о «всеобщем благе», покровительстве наукам и искусствам, реформе законодательства и суда, веротерпимости. Однако все эти преобразования проводились «сверху», без привлечения народа к управлению и при сохранении неограниченной самодержавной власти монарха.
Правильный ответ:
АнглияПояснение:
Хотя французское Просвещение было самым ярким и влиятельным, его идейные истоки находятся в Англии. Именно в Англии после «Славной революции» 1688 года утвердилась конституционная монархия, были заложены основы гражданских свобод. Труды английских мыслителей конца XVII века, прежде всего философа Джона Локка и учёного Исаака Ньютона, стали фундаментом для всего европейского Просвещения. Локк разработал теорию естественных прав, а Ньютон создал новую научную картину мира, основанную на разуме и эксперименте, что вдохновило просветителей на применение этих методов к изучению общества.
Правильный ответ:
Критиковали церковные догмы, суеверия и нетерпимость, многие придерживались деизмаПояснение:
Отношение просветителей к религии было сложным. Подавляющее большинство из них не были атеистами (хотя и такие встречались, например, Гольбах). Они выступали с резкой критикой существующих церквей (особенно католической) за их богатство, власть, фанатизм, нетерпимость и преследование инакомыслящих. Многие просветители, как Вольтер, были деистами. Они признавали существование Бога как создателя Вселенной («великого часовщика»), но отрицали его вмешательство в природу и человеческие дела, а также отвергали чудеса, откровения и церковные догматы, призывая к веротерпимости.
Правильный ответ:
Иммануил КантПояснение:
Иммануил Кант, живший в Кёнигсберге, является одной из центральных фигур в истории философии. Его творчество завершает эпоху Просвещения и закладывает основы для немецкой классической философии. В своей знаменитой статье «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784 г.) он дал классическое определение: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Девизом Просвещения он провозгласил латинское изречение «Sapere aude!» — «Имей мужество пользоваться собственным умом!».
Правильный ответ:
Политической экономииПояснение:
Адам Смит по праву считается отцом-основателем современной экономической науки, или политической экономии. В его фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) были заложены основы теории трудовой стоимости, свободного рынка, разделения труда и экономического либерализма. Он впервые систематизировал экономические знания и представил экономику как целостную систему, управляемую объективными законами. Его идеи о «невидимой руке рынка» и принципе laissez-faire (невмешательства государства) на столетия определили развитие экономической мысли.
Правильный ответ:
Паровая машина двойного действияПояснение:
Хотя паровые машины существовали и до Джеймса Уатта, именно его усовершенствования превратили их в универсальный двигатель. Созданная им в 1784 году паровая машина двойного действия была гораздо мощнее и экономичнее своих предшественниц. Она могла приводить в движение станки на фабриках, насосы в шахтах, а позже — паровозы и пароходы. Это изобретение дало решающий толчок промышленной революции в Англии, позволив перейти от ручного труда к машинному производству и коренным образом изменив экономику и общество. Оно стало практическим воплощением веры Просвещения в силу науки и технического прогресса.
Правильный ответ:
ВольтерПояснение:
Вольтер, в отличие от Руссо, не был сторонником демократии и не верил в способность простого народа к управлению. Он считал, что идеальным правителем является «государь-философ», образованный и мудрый монарх, который использует свою неограниченную власть для проведения прогрессивных реформ на благо подданных, руководствуясь советами учёных и философов. Такую форму правления он называл просвещенной монархией. Он вёл переписку со многими европейскими монархами, в том числе с Фридрихом II и Екатериной II, надеясь повлиять на их политику.
Правильный ответ:
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»Пояснение:
Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) — это гимн человеку эпохи Просвещения. Главный герой, оказавшись на необитаемом острове, не впадает в отчаяние, а с помощью своего разума, труда, настойчивости и знаний осваивает дикую природу. Он строит жилище, добывает пищу, шьёт одежду, приручает животных — по сути, в одиночку проходит путь развития цивилизации. Робинзон — это идеальный «естественный человек», который доказывает, что человеческий интеллект и воля способны преодолеть любые трудности. Этот роман стал одним из самых популярных произведений эпохи и символом веры в безграничные возможности человека.
Правильный ответ:
Он считал, что частная собственность стала причиной неравенства людейПояснение:
Жан-Жак Руссо занимал наиболее радикальные позиции среди просветителей. В своем труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он доказывал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и свободны. По его мнению, именно возникновение частной собственности, прежде всего на землю, привело к появлению имущественного неравенства, разделению на богатых и бедных, возникновению государства для защиты интересов имущих и, в конечном счёте, к потере свободы. Эта критика частной собственности оказала большое влияние на последующие социалистические и коммунистические учения.
Правильный ответ:
Великая французская революцияПояснение:
Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, считается событием, которое подвело итог эпохе Просвещения. С одной стороны, революция стала попыткой реализовать на практике главные идеи просветителей: свободу, равенство, братство, права человека, народный суверенитет, республиканское правление. Декларация прав человека и гражданина стала квинтэссенцией просветительской мысли. С другой стороны, ужасы якобинского террора и последующие войны продемонстрировали, что путь к «царству разума» оказался гораздо сложнее и трагичнее, что привело к разочарованию в некоторых идеалах Просвещения и появлению новых идейных течений, таких как романтизм.
Правильный ответ:
Вольфганг Амадей МоцартПояснение:
Вольфганг Амадей Моцарт — гениальный австрийский композитор, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с эпохой Просвещения. Он был настоящим вундеркиндом, с раннего детства демонстрировавшим невероятные музыкальные способности. Его музыка — светлая, гармоничная, ясная и жизнеутверждающая — является высшим выражением эстетических идеалов классицизма. В своих операх, таких как «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», Моцарт не только создавал прекрасную музыку, но и затрагивал важные социальные темы, свойственные Просвещению: критику аристократии, утверждение человеческого достоинства независимо от сословия.
Правильный ответ:
Первым слугой государстваПояснение:
Фридрих II Великий, король Пруссии, активно поддерживал образ «философа на троне». Он переписывался с Вольтером, покровительствовал наукам и искусствам. В своих политических сочинениях он развивал идею, что монарх является не собственником государства, а его первым слугой, который обязан трудиться на благо своих подданных. Эта концепция резко отличалась от традиционного взгляда на короля как на «помазанника Божьего», чья власть не имеет земных ограничений. Хотя на практике Фридрих II оставался абсолютным правителем, эта новая идеология служила оправданием его власти и реформаторской деятельности.
Правильный ответ:
Введение всеобщего избирательного праваПояснение:
Политика просвещенного абсолютизма не предполагала передачи власти народу или введения демократических институтов. Монархи проводили реформы «сверху», чтобы сделать управление государством более эффективным и современным, но не собирались делиться своей властью. Введение всеобщего избирательного права, которое означает участие всего взрослого населения в управлении страной, является признаком демократического или республиканского строя и прямо противоречит самой сути абсолютной монархии, пусть даже и «просвещенной».
Правильный ответ:
Создание Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения и механикиПояснение:
Открытия Исаака Ньютона, изложенные в его труде «Математические начала натуральной философии» (1687 г.), стали вершиной научной революции XVII века и идейным фундаментом Просвещения. Ньютон показал, что движение небесных тел и падение предметов на Земле подчиняются одному и тому же универсальному закону — закону всемирного тяготения. Это доказывало, что Вселенная — это не хаотичный мир, управляемый божественным произволом, а упорядоченный механизм, который можно познать с помощью разума и математики. Просветители стремились найти такие же универсальные законы и в жизни общества.
Правильный ответ:
СалоныПояснение:
Салоны играли ключевую роль в распространении идей Просвещения, особенно во Франции. Это были частные дома аристократов или состоятельных буржуа, где хозяйки (например, мадам Жофрен или мадам дю Деффан) регулярно собирали у себя выдающихся философов, писателей, художников и политиков. В непринужденной атмосфере салонов велись оживленные дискуссии, читались новые произведения, формировалось общественное мнение. Салоны были важным центром интеллектуальной жизни, где идеи просветителей становились известными и обсуждались в широких кругах образованного общества.
Правильный ответ:
Бенджамин ФранклинПояснение:
Бенджамин Франклин является ярчайшим примером «человека Просвещения» в Америке. Его жизненный путь «от сына мыловара до отца нации» воплощал идеал self-made man (человека, сделавшего себя самого). Он добился всемирной известности как учёный благодаря своим экспериментам с электричеством и изобретению громоотвода. Он был успешным издателем и писателем, видным общественным деятелем. Как политик и дипломат, он сыграл ключевую роль в Войне за независимость, подписав Декларацию независимости и обеспечив союз с Францией. Его многогранная деятельность полностью соответствовала духу эпохи.
Правильный ответ:
МеркантилизмПояснение:
Меркантилизм — это экономическая доктрина, господствовавшая в Европе в XVI-XVIII веках. Её сторонники считали, что количество богатства в мире ограничено, и богатство одной нации измеряется количеством золота и серебра в её казне. Чтобы увеличить это богатство, государство должно было активно вмешиваться в экономику: поощрять экспорт готовых товаров, ограничивать импорт с помощью высоких пошлин (протекционизм), захватывать колонии. Экономисты Просвещения, особенно физиократы и Адам Смит, подвергли меркантилизм резкой критике, доказывая, что источником богатства является производство, а не накопление драгоценных металлов.
Правильный ответ:
Иосиф IIПояснение:
Император Священной Римской империи Иосиф II был, пожалуй, самым последовательным и радикальным из «просвещенных деспотов». За своё короткое десятилетнее правление (1780-1790) он издал тысячи законов, стремясь превратить свою многонациональную империю в централизованное и современное государство. Он издал знаменитый указ о веротерпимости, уравняв в правах протестантов и православных с католиками, а также улучшив положение евреев. Самой смелой его реформой была отмена личной крепостной зависимости крестьян. Однако его реформы, проводившиеся без учёта традиций и интересов разных слоёв общества, вызвали сильное сопротивление, и многие из них были отменены после его смерти.
Правильный ответ:
Идея о существовании естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рожденияПояснение:
Краеугольным камнем философии Просвещения была концепция естественных прав, наиболее чётко сформулированная Джоном Локком. В отличие от средневековых представлений, где права человека определялись его сословным статусом или даровались монархом, просветители утверждали, что существуют базовые, неотъемлемые права (на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью), которыми каждый человек обладает от рождения просто по факту своего существования как разумного существа. Государство не дарует эти права, а обязано их защищать. Эта идея стала фундаментом для всех современных деклараций и конвенций о правах человека.
Правильный ответ:
Систематизировать все человеческие знания с позиций разума и науки, способствуя прогрессуПояснение:
Главной целью создателей «Энциклопедии» было не просто собрать информацию, а представить её в новом свете, с позиций рационализма и научного подхода. Дени Дидро и его соратники верили, что знание — это сила, способная изменить мир к лучшему. Они стремились сделать научные открытия и философские идеи доступными широкому кругу читателей, критиковали предрассудки, суеверия и устаревшие общественные институты. «Энциклопедия» была не просто справочником, а мощным идеологическим оружием, которое подрывало основы старого порядка и способствовало интеллектуальному освобождению общества, готовя его к будущим переменам.
Правильный ответ:
Иван ШуваловПояснение:
Фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, а также покровительствовал Михаилу Ломоносову. Шувалов был одним из первых сторонников идеи просвещённого абсолютизма и активно поддерживал развитие науки и искусства в России.