
Тест по истории: Искусство Древнего Египта
Тест по истории «Искусство Древнего Египта» — это проверочная работа, рассчитанная на учащихся 5 класса и старше. Она посвящена уникальному и загадочному миру творчества древних египтян. Вопросы охватывают архитектуру, скульптуру и живопись, раскрывая их неразрывную связь с религией и верой в загробную жизнь. Проверьте свои знания!
Правильный ответ:
Для религиозных и погребальных ритуаловПояснение:
Искусство Древнего Египта было неразрывно связано с религией и верой в загробную жизнь. Оно служило не для эстетического наслаждения в нашем современном понимании, а для обеспечения вечной жизни умершему. Гробницы-пирамиды были «домами вечности» для фараонов, статуи служили вместилищами для души (Ка), а росписи на стенах гробниц должны были магическим образом воссоздать в потустороннем мире все блага земной жизни.
Правильный ответ:
Строгие правила изображения человека и боговПояснение:
Канон — это система строгих, незыблемых правил и норм, которым должны были следовать все художники и скульпторы Древнего Египта. Эти правила диктовали, как именно изображать фигуры богов, фараонов и простых людей, чтобы передать не сиюминутное состояние, а вечную сущность. Например, согласно канону, фигуру человека изображали так: голова и ноги в профиль, а глаз, плечи и торс — в фас (спереди). Это позволяло показать человека наиболее полно и узнаваемо.
Правильный ответ:
Камень (известняк, гранит)Пояснение:
Главным строительным материалом для монументальных сооружений, таких как пирамиды и храмы, был камень. Египет был богат его залежами. В основном использовали известняк, который было относительно легко добывать и обрабатывать. Для облицовки и создания особо прочных элементов, например, саркофагов или колонн, применяли более твердый и долговечный гранит. Камень символизировал вечность, поэтому именно из него строили «дома вечности» для богов и фараонов.
Правильный ответ:
Ступенчатая пирамидаПояснение:
Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре считается первым в мире монументальным каменным сооружением. Она была построена архитектором Имхотепом около 2650 года до н.э. Изначально это была обычная прямоугольная гробница-мастаба, но Имхотеп несколько раз надстраивал ее, создав конструкцию из шести ступеней (мастаб), поставленных друг на друга. Эта пирамида стала прообразом всех последующих «гладких» пирамид в Гизе.
Правильный ответ:
НефертитиПояснение:
Знаменитый бюст царицы Нефертити был найден немецким археологом Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне. Этот скульптурный портрет, выполненный из известняка и покрытый раскрашенным гипсом, поражает своей реалистичностью, изяществом и утонченной красотой. Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла». Бюст стал символом женской красоты и высочайшего мастерства древнеегипетских художников.
Правильный ответ:
Они должны были обеспечить умершему вечную жизнь в довольствеПояснение:
Росписи в гробницах имели магическое значение. Египтяне верили, что изображенное на стене может ожить в загробном мире. Поэтому художники рисовали сцены пиров, охоты, работы в полях, чтобы усопший ни в чем не нуждался после смерти. Также изображались боги, которые должны были защищать и сопровождать душу в ее путешествии. Чем больше и богаче были росписи, тем более счастливая и обеспеченная вечная жизнь ждала их владельца.
Правильный ответ:
СаркофагПояснение:
Саркофаг — это специальный гроб, предназначенный для сохранения тела усопшего. Слово происходит от греческого «пожиратель плоти». В Древнем Египте саркофаги были настоящими произведениями искусства. Их изготавливали из камня или дерева, придавая форму человеческого тела. Поверхность покрывали иероглифическими текстами — заклинаниями из «Книги мертвых», а также изображениями богов-покровителей, которые должны были защитить мумию.
Правильный ответ:
Монументальность, спокойствие и величиеПояснение:
Статуи фараонов и знатных вельмож создавались согласно строгому канону. Они должны были передавать не временные эмоции, а вечную, божественную сущность правителя. Поэтому для них характерны монументальность, статичность поз (человек либо стоит с выставленной вперед левой ногой, либо сидит на троне), спокойное и отстраненное выражение лица. Такой образ символизировал незыблемость власти, величие и пребывание вне времени.
Правильный ответ:
КолонныПояснение:
Колонны в древнеегипетских храмах были не просто опорами, но и важными декоративными элементами, символизировавшими природу Египта. Их часто создавали по образу растений, священных для египтян. Капители (верхние части) колонн могли выглядеть как распустившийся цветок лотоса или папируса, как связка бутонов или как крона пальмы. Лес таких колонн в гипостильном зале храма создавал у верующих ощущение нахождения в священной роще.
Правильный ответ:
ТутанхамонуПояснение:
Погребальная маска Тутанхамона — один из самых узнаваемых шедевров египетского искусства. Она была найдена в 1925 году в гробнице фараона и закрывала голову и плечи его мумии. Маска весит более 10 килограммов и сделана из чеканного листового золота, инкрустирована лазуритом, сердоликом и другими полудрагоценными камнями. Она не только передает идеализированный образ юного правителя, но и служила магической защитой в загробном мире.
Правильный ответ:
Важность и социальный статусПояснение:
В древнеегипетском искусстве размер фигуры напрямую зависел от ее значимости. Это называется иерархической перспективой. Самой большой фигурой всегда изображали фараона, который был равен богам. Немного меньше рисовали богов, царицу и вельмож. Простые люди, слуги и особенно враги изображались самыми маленькими. Таким образом, художник не пытался передать реальные пропорции, а показывал социальную иерархию общества.
Правильный ответ:
ЧерныйПояснение:
Черный цвет (по-египетски «кем») имел двойственное значение. С одной стороны, он ассоциировался с ночью, смертью и подземным царством бога Осириса. Но с другой стороны, это был цвет плодородного нильского ила («черной земли»), который дарил жизнь и урожай. Поэтому черный цвет также стал символом воскрешения, плодородия и вечной жизни. Бога Осириса часто изображали с черной или зеленой кожей как владыку мира мертвых и бога возрождения.
Правильный ответ:
ОбелискПояснение:
Обелиск — это высокий четырехгранный столб, высеченный из цельного куска камня (монолит), который сужается кверху и заканчивается заострением в форме пирамиды — пирамидионом. Пирамидион часто покрывали золотом или электрумом (сплавом золота и серебра), чтобы он сверкал в лучах солнца. Обелиски символизировали солнечный луч и были посвящены богу солнца Ра. Их обычно устанавливали парами у входа в храмы.
Правильный ответ:
Сидя со скрещенными ногами и свитком папирусаПояснение:
Статуи писцов являются одним из самых известных типов древнеегипетской скульптуры. Писцов, занимавших важное положение в обществе, обычно изображали в характерной рабочей позе: сидящими на земле со скрещенными ногами. На коленях у них лежит развернутый свиток папируса, а в руке они как будто держат кисточку для письма. В отличие от застывших фигур фараонов, статуи писцов часто более реалистичны и передают сосредоточенность и внимание.
Правильный ответ:
ХатшепсутПояснение:
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри является уникальным памятником египетской архитектуры. Его архитектор Сененмут гениально вписал сооружение в окружающий ландшафт. Храм состоит из трех широких террас, поднимающихся одна над другой по склону скал. Длинные пандусы (пологие подъемы) соединяют террасы между собой. Стены храма украшены рельефами, повествующими о рождении царицы и ее знаменитой экспедиции в страну Пунт.
Правильный ответ:
Маленькие фигурки работников для загробной жизниПояснение:
Ушебти — это специальные погребальные статуэтки, которые должны были служить умершему в загробном мире. Египтяне верили, что в полях Иалу (египетский рай) им, как и на земле, придется работать. Чтобы избавить себя от этого труда, они помещали в гробницу ушебти — маленькие фигурки работников с мотыгами и корзинами. На них часто писали заклинание, которое должно было “оживить” фигурку, когда боги призовут усопшего на работу.
Правильный ответ:
Рамзеса IIПояснение:
Великий фараон-воитель Рамзес II прославился не только победами, но и грандиозным строительством. Жемчужиной его правления стали два храма в Абу-Симбеле, полностью высеченные в скале на южной границе Египта. Фасад большого храма украшают четыре колоссальные двадцатиметровые статуи сидящего на троне фараона. Храмы должны были демонстрировать мощь и божественность Рамзеса II нубийским племенам. В XX веке их перенесли, чтобы спасти от затопления.
Правильный ответ:
Для повествования о жизни и подвигах фараонов и боговПояснение:
Рельефы были одним из основных видов изобразительного искусства в Древнем Египте и покрывали стены храмов, гробниц и стел. Они служили своеобразным “каменным рассказом”. С помощью рельефов, которые всегда сопровождались иероглифическими текстами, египтяне повествовали о важнейших событиях: военных походах фараона, религиозных церемониях, мифах о богах. Как и в живописи, здесь господствовал строгий канон изображения.Правильный ответ:
Каменная плита с рельефами об объединении ЕгиптаПояснение:
Палетка Нармера — это ритуальная пластина из камня, датируемая примерно 3100 годом до н.э. Она считается одним из важнейших исторических и художественных памятников, так как в символической форме повествует об объединении Верхнего и Нижнего Египта в единое государство под властью фараона Нармера. На палетке уже видны многие черты канонического египетского искусства: иерархия размеров, разделение на регистры, сочетание профильных и фасных ракурсов.
Правильный ответ:
Колоссы МемнонаПояснение:
Колоссы Мемнона — это две огромные каменные статуи, изображающие сидящего фараона Аменхотепа III. Их высота достигает 18 метров. Когда-то они стояли у входа в его грандиозный заупокойный храм в Фивах, который до наших дней не сохранился. Греки, видевшие эти статуи в руинах, связали их с героем Троянской войны Мемноном. Одна из статуй была повреждена землетрясением и, по легенде, начала “петь” на рассвете, что привлекало множество путешественников.