Тест по истории: Культура Раннего Возрождения в Италии (6 класс)
Тест по истории «Культура Раннего Возрождения в Италии» для 6 класса — это проверочная работа, посвященная зарождению и развитию новой культуры в XIV–XV веках. Вопросы теста охватывают ключевые понятия, такие как гуманизм и Ренессанс, а также творчество великих поэтов, художников, скульпторов и архитекторов этой эпохи, от Данте и Петрарки до Боттичелли.
1
Как называли деятелей новой культуры, которые в противовес средневековому аскетизму делали акцент на достоинстве и способностях человека?
Правильный ответ:
ГуманистамиПояснение:
Гуманисты (от латинского «humanus» — человеческий) — это деятели эпохи Возрождения, которые создали новое учение о человеке. Их круг интересов назывался «studia humanitatis» — «изучение человеческого». В противовес средневековому религиозному мировоззрению, призывавшему к смирению, гуманисты провозгласили человека высшей ценностью, «венцом творения». Они восхищались его разумом, творческими способностями, волей и достоинством. Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек, а их учение легло в основу всей культуры Возрождения.2
Какой итальянский поэт, автор «Книги песен», считается «первым человеком Возрождения»?
Правильный ответ:
Франческо ПетраркаПояснение:
Франческо Петрарка (1304–1374) по праву считается «отцом гуманизма» и первым представителем культуры Возрождения. Он был страстным поклонником античности, всю жизнь разыскивал и изучал рукописи древних авторов, в частности Цицерона. В своих произведениях, особенно в знаменитом цикле сонетов «Книга песен», посвященном его возлюбленной Лауре, он с невиданной ранее глубиной раскрыл внутренний мир человека, его переживания и земные чувства. Именно Петрарка сформулировал многие ключевые идеи гуманизма и своим творчеством обозначил разрыв со средневековой традицией.3
Какой художник, автор картин «Весна» и «Рождение Венеры», считается вершиной живописи Раннего Возрождения?
Правильный ответ:
Сандро БоттичеллиПояснение:
Сандро Боттичелли (1445–1510) — один из самых утонченных и поэтичных художников флорентийского Раннего Возрождения. Его творчество, пронизанное идеями неоплатонизма, представляет собой вершину этой эпохи. Он пользовался покровительством правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Самые знаменитые его полотна — «Весна» и «Рождение Венеры» — написаны на сюжеты античной мифологии. Они отличаются удивительной музыкальностью линий, изяществом и одухотворенностью образов, сочетая в себе идеалы античной красоты и христианской духовности.4
Какой флорентийский архитектор решил труднейшую инженерную задачу, перекрыв огромным куполом городской собор?
Правильный ответ:
Филиппо БрунеллескиПояснение:
Филиппо Брунеллески (1377–1446) — один из основоположников архитектуры Возрождения. Его главным шедевром и настоящим инженерным чудом своего времени стало возведение гигантского восьмигранного купола над флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Диаметр купола составлял более 40 метров, и на протяжении десятилетий никто из архитекторов не знал, как технически осуществить его постройку. Брунеллески разработал уникальную конструкцию и специальные механизмы, позволившие ему блестяще решить эту задачу. Этот купол и сегодня является символом Флоренции.5
Какой скульптор Раннего Возрождения возродил античную традицию конной статуи и создал новый тип круглой статуи?
Правильный ответ:
ДонателлоПояснение:
Донателло (1386–1466) был великим реформатором скульптуры. Вдохновляясь античными образцами, он, как говорится в тексте, «возродил античную традицию конной статуи», создав памятник кондотьеру Гаттамелате. Кроме того, он «создал, вновь опираясь на античную традицию, тип круглой статуи». Это означает, что его скульптуры, в отличие от средневековых, были не просто рельефом на стене храма, а самостоятельными произведениями искусства, которые можно было обойти и рассмотреть со всех сторон, любуясь их красотой и реалистичностью.6
Как называется знаменитая книга Джованни Боккаччо, в которой человек предстаёт властителем своей судьбы?
Правильный ответ:
«Декамерон»Пояснение:
«Декамерон» — самое известное произведение Джованни Боккаччо, младшего современника и друга Петрарки. Это сборник из ста новелл, которые рассказывают друг другу десять молодых людей, укрывшихся от эпидемии чумы на загородной вилле. В этих остроумных, а порой и фривольных историях ярко проявилось новое, ренессансное мировоззрение. Герои Боккаччо — энергичные, предприимчивые, ценящие земные радости люди, которые с помощью ума и хитрости сами строят свою судьбу, что полностью соответствовало гуманистическим идеалам.7
Кто из перечисленных деятелей считается предшественником Возрождения, чье творчество стоит на рубеже двух эпох?
Правильный ответ:
Данте АлигьериПояснение:
Хотя Данте Алигьери (1265–1321) жил и творил на рубеже XIII-XIV веков, его часто называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Его «Божественная комедия» по своей структуре и мировоззрению еще принадлежит средневековой культуре, описывая путешествие по загробному миру. Однако глубокий интерес к человеческой личности, ее страстям, судьбе, а также то, что Данте сделал самого себя главным героем поэмы, уже предвещало гуманистические идеалы Возрождения. Поэтому его творчество и стоит на рубеже двух великих эпох.8
С чем гуманисты связывали достоинство человека?
Правильный ответ:
С его поступкамиПояснение:
Гуманисты кардинально пересмотрели средневековые представления о человеческом достоинстве. Если в Средние века статус человека определялся его происхождением (принадлежностью к знатному роду), то гуманисты, как сказано в тексте, делали «акцент на достоинстве человека, которое связывали не со знатным происхождением, а с его поступками». Они считали, что истинное благородство заключается не в гербе и титулах, а в личных заслугах, доблести, образованности и способности совершать великие дела. Это открывало путь к успеху людям незнатного происхождения.9
Какой период в истории культуры Италии принято называть Ранним Возрождением?
Правильный ответ:
середина XIV – конец XV векаПояснение:
В тексте дается четкое хронологическое определение этого периода: «Период с середины XIV до конца XV в. в Италии принято называть Ранним Возрождением». Этот период начинается с творчества первых гуманистов, таких как Петрарка и Боккаччо, и завершается на рубеже XV–XVI веков, когда на смену ему приходит эпоха Высокого Возрождения, представленная такими титанами, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Раннее Возрождение было временем поисков, открытий и формирования основ новой культуры.10
Идеалом человека в эпоху Ренессанса был …
Правильный ответ:
всесторонне развитый человекПояснение:
В тексте прямо говорится, что «идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле». Этот идеал получил название «uomo universale» — универсальный человек. В отличие от средневековой узкой специализации, гуманисты считали, что человек должен стремиться к гармоничному развитию всех своих способностей — физических, интеллектуальных и творческих. Ярчайшим воплощением этого идеала позже станет Леонардо да Винчи.11
Что означает латинское словосочетание «студиа гуманитатис»?
Правильный ответ:
«изучение человеческого»Пояснение:
В тексте дается точное определение: «Для обозначения круга интересов любителей Античности часто использовалось латинское словосочетание „студиа гуманитатис“ — „изучение человеческого“». Этот термин противопоставлялся средневековому «studia divinitatis» — «изучению божественного». Он включал в себя комплекс дисциплин (грамматику, риторику, историю, поэзию, этику), которые, по мнению гуманистов, способствовали развитию и совершенствованию именно человеческой личности, ее ума и духа, а не только готовили к служению церкви.12
Какую античную традицию в скульптуре возродил Донателло?
Правильный ответ:
Традицию конной статуиПояснение:
В тексте прямо указано, что «скульптор Донателло (1386—1466) возродил античную традицию конной статуи, почти забытую в Средние века». Его конный памятник кондотьеру (наемному военачальнику) Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата, установленный в Падуе, стал первым подобным монументом со времен античности. Этим произведением Донателло не только продемонстрировал свое техническое мастерство, но и прославил сильную, деятельную личность, что полностью соответствовало идеалам гуманизма.13
Какие сюжеты, наряду с евангельскими, появляются в итальянской живописи с середины XV века?
Правильный ответ:
Сцены из античной мифологииПояснение:
Обращение к Античности было главной чертой Возрождения, и это ярко проявилось в живописи. Если средневековое искусство было исключительно религиозным, то художники Ренессанса, как говорится в тексте, стали создавать «картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания: сцены из античной мифологии, портреты». Примером могут служить знаменитые картины Сандро Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», в которых он воплотил образы и сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов, наполнив их новым философским содержанием.14
Что из перечисленного НЕ входило в круг дисциплин, которые усердно изучали гуманисты?
Правильный ответ:
Алхимию и астрологиюПояснение:
В тексте указано, что гуманисты «усердно изучали грамматику (латинскую, а с XV в. и греческую), риторику, историю и этику (моральную философию), отдавая предпочтение античным авторам». Это был комплекс гуманитарных наук, нацеленных на изучение человека и его культуры. Алхимия и астрология, хотя и были популярны в то время, относились к области оккультных, тайных знаний о природе и не входили в классический цикл «studia humanitatis», который был сосредоточен на словесности, истории и моральной философии по античным образцам.15
Творчество каких двух гениев, согласно тексту, отмечено на рубеже Средневековья и Возрождения в Италии?
Правильный ответ:
поэта Данте Алигьери и художника ДжоттоПояснение:
Текст прямо указывает на эти две ключевые фигуры переходного периода: «Рубеж Средневековья и Возрождения отмечен в Италии творчеством двух гениев — поэта и мыслителя, автора „Божественной комедии“ Данте Алигьери (1265—1321) и художника Джотто (1266—1337)». Оба они, каждый в своей сфере, совершили настоящий прорыв. Данте в литературе, а Джотто в живописи открыли дорогу новому искусству, сосредоточенному на человеке, его чувствах и реальном мире, предвосхитив тем самым главные открытия Ренессанса.16
Какой идеал христианской добродетели гуманисты противопоставляли деятельной натуре человека?
Правильный ответ:
Смирение и аскетизмПояснение:
Гуманистическое мировоззрение во многом было полемичным по отношению к средневековому. Как говорится в тексте, «в противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты делали акцент на достоинстве человека». Смирение (покорность воле Бога) и аскетизм (отказ от земных благ) были центральными добродетелями в средневековом монашеском идеале. Гуманисты же, напротив, высоко ценили активную, деятельную натуру человека, его способность изменять мир, добиваться поставленных целей и наслаждаться земной жизнью.17
Какой античной традиции в скульптуре, помимо конной статуи, последовал Донателло?
Правильный ответ:
Создания типа круглой статуи, которую можно обойти со всех сторонПояснение:
Текст отмечает два главных нововведения Донателло, основанных на античных образцах. Первое — возрождение конной статуи. Второе — «Он создал, вновь опираясь на античную традицию, тип круглой статуи». В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры, являясь частью убранства храма (фигуры в нишах, рельефы). Донателло же стал создавать полностью самостоятельные, свободно стоящие в пространстве статуи, которые можно было обойти и рассмотреть со всех сторон. Это вернуло скульптуре ту самоценность, которую она имела в Античности.18
Чем, согласно тексту, Петрарка прославил свое имя?
Правильный ответ:
Стихами, воспевавшими его возлюбленную ЛауруПояснение:
Хотя Петрарка был выдающимся мыслителем, ученым-гуманистом и знатоком латыни, всемирную и вечную славу ему принесла именно его любовная лирика на итальянском языке. В тексте говорится: «Петрарку прославила „Книга песен“ — стихи, воспевавшие его возлюбленную Лауру». В этих сонетах и канцонах он с невероятной психологической глубиной и изяществом описал все оттенки своего чувства. Эта поэзия стала образцом для всей европейской лирики на несколько столетий вперед и утвердила ценность земной человеческой любви как высокого и благородного чувства.19
Что из перечисленного НЕ было характерно для творчества Сандро Боттичелли?
Правильный ответ:
Он был создателем огромного купола флорентийского собораПояснение:
Сандро Боттичелли был великим живописцем, но не архитектором. Создателем огромного купола флорентийского собора, как указано в тексте, был архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески. Это была сложнейшая инженерная задача. Боттичелли же прославился своими картинами, в которых он действительно обращался как к религиозным (евангельским), так и к мифологическим (античным) сюжетам. Он был любимым художником правителя Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного и вкладывал в свои произведения сложное философское содержание, основанное на идеях неоплатонизма.20
Какой правитель Флоренции и знаменитый меценат был покровителем Сандро Боттичелли?
Правильный ответ:
Лоренцо МедичиПояснение:
В подписи к картине «Рождение Венеры» в тексте прямо говорится: «Боттичелли пользовался покровительством правителя Флоренции и знаменитого мецената Лоренцо Медичи». Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, был не только фактическим правителем Флорентийской республики, но и выдающимся деятелем культуры, поэтом и философом. Он собрал вокруг своего двора самых талантливых художников, поэтов и мыслителей, щедро оплачивая их заказы и создавая для них благоприятную творческую атмосферу. Именно для него и его окружения Боттичелли создал свои главные шедевры.21
Что, согласно тексту, терзало Петрарку, несмотря на его восхищение Античностью?
Правильный ответ:
Сомнения, как примирить труды Цицерона с христианствомПояснение:
В тексте в подписи к портрету Петрарки раскрывается его внутренний конфликт: «Но восхищение Античностью не одобрялось Церковью, поэтому Петрарка, человек глубоко верующий, терзался сомнениями, пытаясь примирить труды Цицерона с христианством». Этот конфликт между любовью к античной, языческой культуре и глубокой христианской верой был характерен для многих гуманистов. Они пытались найти гармонию между двумя мирами — миром земной славы и доблести, воспетой античными авторами, и миром христианского смирения и надежды на загробное спасение.22
Какие картины, помимо икон и фресок, появляются в Италии с середины XV века?
Правильный ответ:
Картины, предназначенные исключительно для художественного созерцанияПояснение:
В тексте говорится, что «наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания». Это очень важное изменение. В Средние века искусство было в основном функциональным: иконы и фрески служили для молитвы и религиозного обучения. В эпоху Возрождения произведение искусства начинает обретать самоценность. Появляется станковая картина (написанная на доске или холсте), которую богатый заказчик вешал в своем дворце просто для того, чтобы любоваться ее красотой, мастерством художника и заложенным в ней смыслом.23
За какие достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком?
Правильный ответ:
За свои поэтические достиженияПояснение:
В подписи к портрету Петрарки в тексте прямо сказано: «За свои поэтические достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком во время торжественной церемонии, состоявшейся на римском Капитолии». Эта церемония, состоявшаяся в 1341 году, была возрождением древнеримского обычая чествовать величайших поэтов. Для Петрарки и его современников это было знаковым событием, символизировавшим возвращение былого величия поэзии и признание высокого общественного статуса поэта, равного античным классикам.24
Какой художник, работавший на рубеже XIII-XIV веков, считается одним из предшественников Раннего Возрождения в живописи?
Правильный ответ:
ДжоттоПояснение:
В тексте Джотто ди Бондоне (1266–1337) упоминается вместе с Данте как гений, чье творчество стоит на рубеже двух эпох. Джотто совершил настоящую революцию в живописи. Он отказался от плоских, застывших и бесплотных фигур византийского и готического искусства. На своих фресках он стал изображать объемные, весомые фигуры, помещать их в трехмерное пространство и, что самое главное, наделять их живыми человеческими эмоциями — горем, радостью, нежностью. Этим он открыл путь к реализму и гуманизму искусства Возрождения.25
Что НЕ является чертой гуманизма, согласно тексту?
Правильный ответ:
Связь достоинства человека со знатным происхождениемПояснение:
Гуманисты как раз выступали против средневекового представления о том, что достоинство человека определяется его рождением. В тексте прямо говорится, что они делали «акцент на достоинстве человека, которое связывали не со знатным происхождением, а с его поступками». Таким образом, утверждение о связи достоинства со знатностью НЕ является чертой гуманизма, а наоборот, является тем, что гуманисты отрицали. Для них благородство было качеством души и результатом личных заслуг, а не привилегией аристократии.26
Каким образом, согласно тексту, человек в книге Боккаччо «Декамерон» предстает перед читателем?
Правильный ответ:
как властитель своей судьбы и земного мираПояснение:
Произведение Боккаччо «Декамерон» стало ярким выражением нового, ренессансного мироощущения. В тексте говорится, что в этой книге «человек с его способностями, умом, энергией предстаёт властителем своей судьбы и земного мира». Герои Боккаччо не пассивно принимают удары рока, а активно действуют, борются за свое счастье, используя ум, хитрость и находчивость. Они ценят земные радости и сами строят свою жизнь. Эта идея о человеке как о хозяине своей судьбы была одной из центральных в философии гуманизма.27
Для чего, помимо религиозных целей, с середины XV века предназначались картины?
Правильный ответ:
Для художественного созерцанияПояснение:
В тексте отмечается важное изменение в функции искусства: «Наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания». Это означает, что картина перестает быть только предметом культа. Она становится самостоятельным произведением искусства, которое ценится за свою красоту, за мастерство художника, за заложенный в ней смысл. Такие картины заказывали богатые горожане для украшения своих дворцов, чтобы наслаждаться ими и демонстрировать свой вкус и образованность.28
Чем, по мнению гуманистов, должен был быть человек Ренессанса?
Правильный ответ:
Всесторонне развитым и способным к совершенству в разных сферахПояснение:
Идеал человека в эпоху Ренессанса был противоположен средневековому. Как сказано в тексте, «идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле». Гуманисты считали, что в человеке заложены безграничные возможности, и его долг — развивать их все. Этот идеал «универсального человека» (l’uomo universale) позже найдет свое высшее воплощение в личности Леонардо да Винчи, который был одновременно гениальным художником, ученым, инженером и изобретателем.29
На какие сюжеты, помимо евангельских, писал картины Сандро Боттичелли?
Правильный ответ:
На античные сюжетыПояснение:
Сандро Боттичелли является ярким примером художника Раннего Возрождения, который активно обращался к античному наследию. В тексте говорится, что он писал «картины на евангельские и античные сюжеты». Если его многочисленные «Мадонны» относятся к евангельским сюжетам, то такие всемирно известные шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», основаны на сюжетах античной мифологии и философии. Это сочетание христианской и античной тем было очень характерно для культуры Возрождения, стремившейся к их гармоничному синтезу.30
Что из перечисленного НЕ было частью «изучения человеческого» (studia humanitatis)?



