1
Какой немецкий мастер в середине XV века изобрёл книгопечатание с помощью подвижных металлических букв?
Правильный ответ:
Иоганн Гутенберг
Пояснение:
Иоганн Гутенберг, мастер из немецкого города Майнц, по праву считается «отцом» европейского книгопечатания. Его гениальная идея, воплощенная около 1445 года, заключалась в использовании подвижных металлических литер (букв). В отличие от более ранних попыток печатать с цельных деревянных досок, метод Гутенберга позволял быстро набирать любой текст, делать с него множество отпечатков с помощью пресса, а затем разбирать набор и использовать те же буквы для новой страницы. Это изобретение произвело настоящую информационную революцию, сделав книгу доступной и ускорив распространение знаний.
2
В чем заключалась гениальная мысль Иоганна Гутенберга?
Правильный ответ:
В идее отливать и использовать множество отдельных металлических букв
Пояснение:
Хотя Гутенбергу пришлось решить множество технических задач, включая подбор сплава для шрифта, состава краски и конструкции пресса, его главной и гениальной идеей было именно создание подвижных литер. Ему пришла в голову гениальная мысль: отливать не страницу целиком, а множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв. Именно эта возможность многократного использования одних и тех же букв для набора разных текстов и сделала его изобретение по-настоящему революционным и экономически эффективным.
3
Какой год часто считают датой изобретения книгопечатания?
Правильный ответ:
1445 г.
Пояснение:
Точная дата изобретения книгопечатания неизвестна, так как ранние опыты Гутенберга не датированы. Однако, самая ранняя известная печатная страница датируется 1445 г., который часто и считают датой изобретения книгопечатания. Этот год является общепринятой условной датой, от которой принято отсчитывать историю книгопечатания в Европе. Именно к этому времени технология, разработанная Гутенбергом, уже позволяла получать качественные оттиски, что и положило начало новой эре в хранении и передаче информации.
4
Какой новый жанр в живописи, изображающий конкретного, непохожего на других человека, появился в XIV—XV веках?
Правильный ответ:
Портрет
Пояснение:
Появление портрета стало одним из самых ярких свидетельств смены культурных эпох. В Средние века человек изображался обобщенно, как носитель определенной социальной роли (святой, король). В XIV–XV веках, с ростом интереса к человеческой индивидуальности, художники стали стремиться передать уникальные черты конкретной личности. Как говорится в тексте, «живописец рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных». Этот новый жанр — портрет — стал отражением гуманистического взгляда на человека как на неповторимую ценность.
5
Какая черта была характерна для средневекового искусства, но стала исчезать в XIV—XV веках?
Правильный ответ:
Анонимность авторов
Пояснение:
В тексте прямо указано, что «в средневековой литературе и искусстве преобладала анонимность: писатели и художники часто не указывали своё авторство, считая это греховным». Творец считался лишь инструментом в руках Бога. В XIV–XV веках ситуация кардинально меняется. Художник и писатель начинают осознавать себя творцами, уникальными личностями. Как отмечается в тексте, «художник перестаёт быть анонимным», его мастерство и индивидуальный стиль начинают высоко цениться, и он начинает подписывать свои работы.
6
Как изменилось отношение человека к коллективу на пороге Нового времени?
Правильный ответ:
Человек начал обособляться от коллектива и больше рассчитывать на свои силы
Пояснение:
Если в классическое Средневековье жизнь человека была немыслима вне коллектива (общины, цеха, гильдии), то к концу эпохи эти рамки стали тесными. Как говорится в тексте, «объединения людей… начинают мешать им, сковывать их инициативу». На смену коллективизму и традициям приходит индивидуализм. Появляется новый тип предприимчивого человека, который ломает устои и стремится к успеху, рассчитывая только на собственные силы. Это обособление от коллектива стало одной из важнейших черт нового времени.
7
Изобретение книгопечатания привело к тому, что книги стали …
Правильный ответ:
более дешевыми и многочисленными
Пояснение:
Главным последствием революции Гутенберга стало резкое удешевление и ускорение процесса производства книг. Рукописные книги были дорогим и штучным товаром. Печатный станок позволял быстро создавать сотни и тысячи одинаковых копий. Как сказано в тексте, «дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний». К началу XVI века по всей Европе было отпечатано около 10 миллионов книг, что сделало их доступными для гораздо более широкого круга людей.
8
Какой художественный прием, создающий иллюзию глубины и пространства, появился в искусстве этой эпохи?
Правильный ответ:
Линейная перспектива
Пояснение:
В тексте упоминается, что в искусстве XIV-XV веков «появляется линейная перспектива, когда изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника». Это был революционный прорыв. В средневековой живописи размеры фигур зависели от их значимости, а не от удаленности. Линейная перспектива, основанная на законах оптики, позволила художникам создавать на плоской поверхности (картине или фреске) убедительную иллюзию трехмерного пространства, что сделало изображения гораздо более реалистичными.
9
Почему в XV веке резко возросла потребность в книгах?
Правильный ответ:
Потому что переписчики не успевали удовлетворять спрос
Пояснение:
Рост городов, развитие торговли, основание университетов и общее усложнение жизни в позднем Средневековье привели к увеличению числа грамотных людей и, как следствие, к росту потребности в книгах. Как говорится в тексте, «К XV в. возросла потребность общества в книгах, которую не успевали удовлетворять переписчики». Ручное копирование книг было очень медленным и дорогим процессом. Именно этот разрыв между растущим спросом и ограниченными возможностями старой технологии и стал главным стимулом для поисков нового, более быстрого способа тиражирования текстов, что и привело к изобретению книгопечатания.
10
Что из перечисленного НЕ было следствием изобретения книгопечатания?
Правильный ответ:
Полное исчезновение рукописных книг к началу XVI века
Пояснение:
Изобретение книгопечатания произвело революцию, но оно не привело к немедленному и полному исчезновению рукописных книг. Хотя печатные книги стали доминировать, рукописная традиция продолжала существовать еще долгое время. Особенно это касалось роскошных, богато иллюстрированных манускриптов, которые создавались по заказу знати и королей как предметы роскоши и произведения искусства. Также переписывались от руки и те тексты, которые по разным причинам не попадали в печать. Поэтому печатная и рукописная книга сосуществовали параллельно.
11
В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек ценился прежде всего как …
Правильный ответ:
член коллектива (цеха, гильдии, общины)
Пояснение:
В тексте четко противопоставляются две эпохи. Про классическое Средневековье говорится: «Он [человек] ценился прежде всего не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины». Это означает, что социальный статус и сама идентичность человека определялись его принадлежностью к определенной группе. Жизнь строго регламентировалась правилами этого коллектива. И только к концу Средневековья, как отмечается далее, человек начинает обособляться и рассчитывать на свои силы, что и стало чертой нового времени.
12
В средневековом искусстве художники часто не указывали свое авторство, потому что …
Правильный ответ:
считали это греховным
Пояснение:
Согласно тексту, «в средневековой литературе и искусстве преобладала анонимность: писатели и художники часто не указывали своё авторство, считая это греховным». В средневековом мировоззрении истинным творцом всего сущего был Бог, а художник или писатель — лишь его смиренным инструментом, исполнителем божественной воли. Подчеркивать свое личное «я», свою индивидуальность через подпись считалось проявлением гордыни — одного из смертных грехов. Поэтому большинство произведений средневекового искусства анонимны.
13
Каким было значение изобретения книгопечатания для своего времени?
Правильный ответ:
Не меньшим, чем появление компьютеров в XX веке
Пояснение:
Автор текста проводит очень яркую и точную параллель, чтобы подчеркнуть масштаб революции, произведенной Гутенбергом. Он пишет: «Для своего времени это изобретение имело не меньшее значение, чем появление компьютеров в XX в.». Как и компьютеры и интернет, книгопечатание кардинально изменило способы хранения, доступа и распространения информации, ускорило научный и культурный обмен, сделало знания доступными для масс и в конечном итоге полностью преобразило общество, открыв дорогу Реформации, Просвещению и научной революции.
14
К чему привело соперничество между людьми и ослабление взаимопомощи к концу Средневековья?
Правильный ответ:
К обособлению человека от коллектива и расчету на свои силы
Пояснение:
Ослабление старых коллективных связей и рост конкуренции имели важные мировоззренческие последствия. Как говорится в тексте, «Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё чаще соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и рассчитывать только на свои силы». На смену средневековому коллективизму приходит индивидуализм Нового времени. Успех теперь зависит не от поддержки общины, а от личной предприимчивости, таланта и способности к борьбе, что и стало одной из главных черт новой эпохи.
15
Что, согласно тексту, представлял собой набор в типографии Гутенберга?
Правильный ответ:
Страницу, составленную из множества отдельных металлических букв
Пояснение:
Суть изобретения Гутенберга заключалась именно в подвижных литерах. В тексте это описано так: «множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв, из которых можно составлять (набирать) строки и целые страницы». После того, как с этой набранной страницы (набора) делали нужное количество отпечатков, ее разбирали на отдельные буквы, которые можно было использовать снова для набора уже другой страницы. Эта многоразовость и гибкость и были главным преимуществом метода Гутенберга.
16
Изобретение линейной перспективы означало, что изображение стало строиться исходя из того, как видит мир …
Правильный ответ:
глаз конкретного человека-художника
Пояснение:
Текст прямо отвечает на этот вопрос: «Появляется линейная перспектива, когда изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника». Это был важнейший сдвиг в мировоззрении. Если средневековое искусство было символичным и не стремилось к реализму (размер фигур зависел от их святости, а не от удаленности), то искусство Возрождения поставило в центр индивидуальный человеческий взгляд. Перспектива — это математически выверенная система, которая создает на плоскости иллюзию реального пространства, увиденного с одной конкретной точки зрения.
17
Как изменилось изображение человека в живописи XIV-XV веков по сравнению с предыдущей эпохой?
Правильный ответ:
Художники стали рисовать конкретного человека, непохожего на других
Пояснение:
В тексте говорится, что «прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем. Теперь же живописец рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных». Это изменение напрямую связано с ростом интереса к индивидуальности. Вместо обобщенного, идеализированного образа, характерного для средневекового искусства, художники Ренессанса стали стремиться к передаче уникальных, неповторимых черт внешности и характера конкретной личности, что и привело к расцвету жанра портрета.
18
Что из перечисленного НЕ было технической задачей, которую пришлось решить Гутенбергу?
Правильный ответ:
Придумать новый, более дешевый способ производства бумаги
Пояснение:
В тексте перечисляются сложные задачи, стоявшие перед Гутенбергом: «определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое», а также упоминается использование пресса. Бумага же была изобретена в Китае задолго до Гутенберга и пришла в Европу через арабов. К XV веку в Европе уже существовало достаточно развитое бумажное производство, которое и создало материальную основу для книгопечатания. Гутенберг использовал уже существующую бумагу, его задачей было придумать, как наносить на нее текст быстро и качественно.
19
Какой общий тираж книг был отпечатан в Европе к началу XVI века?
Правильный ответ:
Не менее 10 миллионов экземпляров
Пояснение:
Эта цифра, приведенная в тексте, наглядно демонстрирует масштаб информационной революции, произведенной книгопечатанием. «К началу XVI в. общий тираж отпечатанных по всей Европе книг составил не менее 10 млн экземпляров». За чуть более чем полвека с момента изобретения Гутенберга печатные станки распространились по всей Европе, и количество произведенных книг превысило все, что было создано за предыдущую тысячу лет рукописной эпохи. Это привело к беспрецедентному росту доступности информации и грамотности.
20
Как в XIV-XV веках стали относиться к мастерству художника и его непохожести на других?
Правильный ответ:
Это стало высоко цениться как самим художником, так и окружающими
Пояснение:
Если в Средние века ценилось точное следование канону и образцу, то на пороге Нового времени ситуация меняется. В тексте говорится, что «не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценится им самим и теми, кто его окружает». Это означает, что в художнике начинают видеть не простого ремесленника, а творческую личность, гения, чей уникальный стиль и индивидуальная манера представляют особую ценность. Это привело к росту статуса художника в обществе и появлению великих имен в истории искусства.
21
Почему, согласно тексту, в XIV-XV веках средневековые объединения (цеха, общины) начинают мешать людям?
Правильный ответ:
Они сковывали инициативу предприимчивых людей
Пояснение:
Текст прямо указывает на причину: «община не позволяла вводить новшества разбогатевшему крестьянину, а цех — ремесленнику». Средневековые корпорации были созданы для защиты своих членов и поддержания стабильности, поэтому они жестко регламентировали производство, цены и технологии. В новых условиях, когда появлялись предприимчивые люди, готовые вводить усовершенствования, рисковать и расширять свое дело, эти старые правила стали для них тормозом. Цеховые и общинные рамки сковывали их инициативу, мешая развитию новых, более прогрессивных форм хозяйствования.
22
Какие книги, согласно тексту, стали издаваться наряду с религиозной литературой?
Правильный ответ:
Романы, хроники, учебники и описания путешествий
Пояснение:
Изобретение книгопечатания привело к значительному расширению тематического разнообразия доступной литературы. Если в рукописную эпоху преобладали книги религиозного содержания (Библия, жития святых, богословские труды), то теперь, как сказано в тексте, «наряду с книгами религиозного содержания издавались романы и хроники, учебники и описания путешествий». Это говорит о росте светской культуры и появлении широкого круга читателей с разнообразными интересами, которых интересовала не только религия, но и история, география, художественная литература и образование.
23
В чем было главное отличие живописи XIV-XV веков от средневековой?
Правильный ответ:
В появлении интереса к конкретному человеку и реалистичному изображению мира
Пояснение:
Главное отличие заключалось в смене мировоззрения. Средневековое искусство было символичным и условным, его целью было передать божественную идею, а не реальный мир. Искусство нового времени, как следует из текста, обратилось к человеку и реальности. Появление портрета и линейной перспективы — это два ярчайших проявления этого сдвига. Художники стали стремиться изображать конкретных, непохожих на других людей и создавать убедительную иллюзию реального пространства, то есть их фокус сместился с мира небесного на мир земной, человеческий.
24
Что из перечисленного было одним из этапов процесса книгопечатания по методу Гутенберга?
Правильный ответ:
Набор строк и страниц из отдельных металлических букв
Пояснение:
Центральным элементом изобретения Гутенберга был именно наборный процесс. Как описано в тексте, из множества металлических кубиков с буквами «можно составлять (набирать) строки и целые страницы». Этот процесс, когда печатник (наборщик) вручную составляет из отдельных литер слова, строки и затем целую полосу (страницу), и называется набором. Готовая набранная страница, закрепленная в специальной раме, затем использовалась для печати, после чего разбиралась обратно на отдельные буквы.
25
Каким было отношение к традициям у предприимчивых людей на пороге Нового времени?
Правильный ответ:
Они не следовали традициям, а ломали их
Пояснение:
В тексте говорится, что на пороге Нового времени «появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их». Средневековое общество было построено на строгом следовании традициям и обычаям, которые передавались из поколения в поколение и считались незыблемыми. Однако новые экономические условия и изменение мировоззрения породили новый тип человека, для которого традиции и старые правила (например, цеховые уставы) стали препятствием на пути к успеху. Чтобы разбогатеть и преуспеть, им приходилось нарушать, «ломать» эти традиции.
26
Что из перечисленного НЕ было чертой средневековой культуры, описанной в тексте?
Правильный ответ:
Высокая оценка непохожести художника на других
Пояснение:
Высокая оценка индивидуальности и непохожести творца на других — это черта новой культуры, культуры Возрождения, а не Средневековья. В тексте прямо противопоставляются эти эпохи: в Средневековье — анонимность, а с XIV–XV веков — «непохожесть на других высоко ценится». В средневековом искусстве ценилось, наоборот, точное следование установленному образцу, канону. Мастерство заключалось в идеальном воспроизведении, а не в создании чего-то уникального и авторского. Индивидуальный стиль и «непохожесть» стали цениться только на пороге Нового времени.
27
Какова была основная причина, которая привела к изобретению книгопечатания?
Правильный ответ:
Возросшая потребность общества в книгах
Пояснение:
Любое великое изобретение появляется тогда, когда в нем возникает острая общественная необходимость. Как сказано в тексте, «К XV в. возросла потребность общества в книгах, которую не успевали удовлетворять переписчики». Рост грамотности, появление университетов, развитие городов и торговли — все это породило спрос на книги, который старая технология ручного копирования уже не могла обеспечить. Именно этот кризис и стал главным стимулом для поисков нового, более быстрого и дешевого способа производства книг.
28
Как в тексте описывается подвиг Иоганна Гутенберга?
Правильный ответ:
Как подвиг одного человека, потребовавший многих лет мучительных поисков
Пояснение:
Автор текста подчеркивает сложность и величие свершения Гутенберга. Отмечается, что для воплощения идеи нужно было решить множество сложнейших для того времени задач (состав сплава, краски и т.д.). Итоговая оценка звучит так: «И то, что всё это удалось сделать одному человеку, — настоящий подвиг, потребовавший многих лет мучительных поисков». Это характеризует изобретение не как случайность или простое заимствование, а как результат упорного, многолетнего и гениального труда одного человека.
29
Какой процесс происходил с человеком и коллективом в культуре XIV-XV веков?
Правильный ответ:
Человек обособлялся от коллектива
Пояснение:
Текст описывает один из ключевых процессов перехода от Средневековья к Новому времени — рождение индивидуализма. Если раньше человек был неотделим от своей корпорации (цеха, общины, гильдии), то теперь эти рамки становятся для него тесными. Как сказано в тексте, «Человек начинает обособляться от коллектива и рассчитывать только на свои силы». Это обособление, выделение себя из общей массы и опора на собственные способности, а не на поддержку группы, и стало важнейшей чертой новой эпохи и ее культуры.
30
Что из перечисленного стало возможным благодаря дешевизне и большим тиражам печатных книг?
Правильный ответ:
Быстрое распространение знаний в широком кругу людей
Пояснение:
В тексте прямо указано на главное последствие изобретения Гутенберга: «Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний в гораздо более широком, чем прежде, кругу грамотных людей». Печатный станок стал своего рода «интернетом» XV века. Идеи, открытия, информация теперь могли пересекать границы и распространяться по всей Европе с невиданной скоростью, охватывая не только узкий круг духовенства и аристократии, но и горожан, студентов, купцов, что способствовало общему культурному и интеллектуальному подъему.