найти
Пароль
войти
Тест по истории: Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства (7 класс) Тест по истории: Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства (7 класс)

Тест по истории: Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства (7 класс)

Тест по истории «Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства» для 7 класса — это проверочная работа, посвященная расколу внутри реформационного движения и его последствиям. Вопросы охватывают идеи радикальных реформаторов, возникновение протестантизма, Крестьянскую войну и установление Аугсбургского мира.

1
Как стали называть сторонников Реформации после их заявления на рейхстаге в 1529 году?

Правильный ответ:

Протестантами

Пояснение:

В 1529 году на заседании рейхстага католическое большинство потребовало запретить лютеранское учение. В ответ на это князья и города, поддерживавшие Лютера, заявили официальный протест. Они утверждали, что в вопросах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. Именно после этого события их и всех их последователей стали называть протестантами. Позднее это название распространилось на всех сторонников Реформации в Европе, независимо от конкретного направления их учения.

2
Какой принцип был утверждён по Аугсбургскому религиозному миру 1555 года?

Правильный ответ:

«Чья власть, того и вера»

Пояснение:

Аугсбургский религиозный мир, заключённый в 1555 году, завершил длительный период религиозных войн в Германии. Он закрепил важнейший юридический принцип «cuius regio, eius religio», что в переводе с латыни означает «чья власть, того и вера». Это давало каждому князю или правителю имперского города право самостоятельно определять официальную религию (католическую или лютеранскую) на своей территории. Подданные же были обязаны либо принять веру своего правителя, либо эмигрировать.

3
Кто был лидером радикального (народного) направления Реформации?

Правильный ответ:

Томас Мюнцер

Пояснение:

Лидером радикального крыла Реформации стал священник Томас Мюнцер. В отличие от Мартина Лютера, который искал поддержки у князей, Мюнцер считал, что реформа церкви должна быть неразрывно связана с коренным переустройством всего общества на основе евангельской справедливости. Он призывал простых людей взять власть в свои руки и, если потребуется, силой установить на земле «царство справедливости», что сделало его идеи особенно популярными во время Крестьянской войны.

4
Какую позицию занял Мартин Лютер по отношению к Крестьянской войне 1524–1525 гг.?

Правильный ответ:

Он осудил повстанцев и Мюнцера

Пояснение:

Мартин Лютер, придерживавшийся умеренных взглядов и искавший союза с князьями, испугался радикализма и размаха Крестьянской войны. Он считал, что подданные должны повиноваться законной власти, а социальные изменения не должны достигаться путём насилия. Поэтому он резко осудил действия повстанцев и их вождя Томаса Мюнцера, призвав князей к жестокому подавлению восстания. Эта позиция оттолкнула от него простых людей, но укрепила его союз с правящими кругами.

5
Что из перечисленного стало главным итогом Реформации в Германии вместо укрепления всей западной церкви?

Правильный ответ:

Раскол христианства

Пояснение:

Мартин Лютер изначально мечтал о реформе и обновлении всей католической церкви, о возвращении её к первоначальным идеалам. Однако его выступление и последующие события привели не к единой реформе, а к глубокому и необратимому расколу западного христианства. Христианский мир Западной Европы раскололся на два враждующих лагеря — католиков и протестантов, что потрясло современников и на долгие годы определило политическую и религиозную жизнь континента.

6
Какие взгляды на Реформацию были у самого Мартина Лютера?

Правильный ответ:

Умеренные

Пояснение:

В отличие от Томаса Мюнцера и других вождей народного движения, Мартин Лютер придерживался умеренных взглядов. Он считал, что реформы должны проводиться постепенно и «сверху», при поддержке законных светских властей — князей и городских магистратов. Он был противником насильственного переустройства общества и призывал к сохранению существующего социального порядка, полагая, что задача Реформации — это прежде всего очищение веры и церковной жизни, а не социальная революция.

7
Какой титул принял великий магистр Тевтонского ордена, секуляризировав его земли?

Правильный ответ:

Герцога Прусского

Пояснение:

Идея Лютера о секуляризации церковных земель нашла практическое применение. Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, перейдя в лютеранство, распустил свой духовно-рыцарский орден. Он изъял обширные орденские владения из церковной собственности, превратив их в светское государство, и принял наследственный титул герцога Прусского. Это был один из самых ярких примеров того, как немецкие князья использовали Реформацию для укрепления своей власти и расширения владений.

8
Какие два течения получили равноправие на территории Священной Римской империи по Аугсбургскому миру?

Правильный ответ:

Католицизм и лютеранство

Пояснение:

Аугсбургский религиозный мир 1555 года был компромиссом, достигнутым после долгой борьбы. Он официально признал на территории Священной Римской империи существование двух христианских вероисповеданий и установил их равноправие. Этими вероисповеданиями были традиционное католичество и лютеранство. Важно отметить, что действие этого мира не распространялось на другие, более радикальные течения Реформации, например, на последователей Кальвина или анабаптистов, которые по-прежнему считались еретиками.

9
Кто возглавил церковь в Англии, Дании и Швеции после проведения там Реформации?

Правильный ответ:

Монарх

Пояснение:

Реформация вышла за пределы Германии, но в некоторых странах она проходила по иному сценарию. В Англии, Дании и Швеции церковные реформы были проведены по инициативе королевской власти. В результате разрыва с Римом главой национальной церкви в каждой из этих стран становился её монарх. Это значительно укрепляло власть короля, который теперь контролировал не только светскую, но и духовную жизнь своих подданных, а также получал в своё распоряжение бывшие церковные земли.

10
Как Томас Мюнцер предлагал устанавливать «царство справедливости», если мирный путь невозможен?

Правильный ответ:

Следует применить силу

Пояснение:

Томас Мюнцер был убеждён, что существующие земные порядки, основанные на неравенстве и угнетении, противоречат Евангелию. Он считал, что простые люди должны установить на земле справедливое общество, «царство Божие». При этом он не исключал самых решительных методов. Мюнцер полагал, что если мирным путём добиться справедливости невозможно, то угнетённые имеют полное право и даже обязаны применить силу, чтобы свергнуть тиранов и построить новый мир. Эта идея вдохновляла многих участников Крестьянской войны.

11
В какой части Германии после Аугсбургского мира преобладали католики?

Правильный ответ:

На юге и западе

Пояснение:

Принцип «чья власть, того и вера», закреплённый Аугсбургским миром, привёл к формированию в Германии двух конфессиональных зон. Большинство княжеств и городов на юге и западе Германии (например, Бавария, Австрия, церковные княжества вдоль Рейна) остались верны католицизму. В то же время на севере и востоке страны (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.) возобладало лютеранство. Эта религиозная граница на долгие годы определила политическое и культурное развитие немецких земель.

12
Какое последствие для народной Реформации имело поражение в Крестьянской войне?

Правильный ответ:

Она потерпела поражение

Пояснение:

Крестьянская война 1524–1525 годов была кульминацией народного, радикального направления Реформации. Восставшие крестьяне, вдохновлённые идеями Томаса Мюнцера, стремились не только к церковным, но и к социальным преобразованиям. Жестокое подавление этого восстания князьями и осуждение его со стороны Лютера означало и полное поражение народной Реформации. Движение лишилось своих лидеров и массовой поддержки, и инициатива в проведении реформ окончательно перешла в руки князей.

13
Что из перечисленного НЕ было характерно для умеренных взглядов Лютера?

Правильный ответ:

Призыв к немедленному установлению царства справедливости силой

Пояснение:

Призыв к установлению «царства справедливости» с помощью силы был характерен для радикального направления Реформации, возглавляемого Томасом Мюнцером. Мартин Лютер, напротив, придерживался умеренных позиций. Он считал, что реформы должны проходить мирно, в рамках существующего закона и при поддержке действующих властей — князей и городских советов. Он был категорическим противником насильственного переворота и социальных революций.

14
Какие слои общества, кроме князей, выдвигали свои программы реформ?

Правильный ответ:

Рыцари и горожане

Пояснение:

Реформация была сложным движением, в котором участвовали разные социальные группы, и каждая из них вкладывала в идею реформ свой смысл. Помимо крестьян, которые требовали социальных перемен во время Крестьянской войны, свои собственные программы преобразований выдвигали и другие слои общества. Имперские рыцари надеялись за счёт секуляризации поправить свои дела, а зажиточные горожане (бюргеры) стремились к созданию более дешёвой и независимой от Рима церкви.

15
К чему привело осуждение Лютером Крестьянской войны со стороны князей?

Правильный ответ:

Многие князья перестали считать поддержку Лютера опасной

Пояснение:

Изначально многие князья опасались, что учение Лютера может спровоцировать народные бунты и подорвать их власть. Однако когда во время Крестьянской войны Лютер резко осудил повстанцев и встал на сторону властей, эти опасения развеялись. Князья увидели, что лютеранство в его умеренной форме не несёт угрозы социальному порядку. После этого многие из них уже безбоязненно приняли сторону Реформации, чтобы использовать её в своих политических и экономических интересах.

16
Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

Правильный ответ:

Потому что они заявили протест на рейхстаге

Пояснение:

Название «протестанты» имеет конкретное историческое происхождение. В 1529 году на рейхстаге в городе Шпайер католическое большинство приняло решение возобновить действие Вормсского эдикта и запретить дальнейшее распространение лютеранства. В ответ на это решение шесть князей и представители четырнадцати имперских городов подали официальный документ — «Протестацию». После этого сторонников Реформации и стали называть протестантами.

17
Что, по мнению Томаса Мюнцера, должны были сделать простые люди?

Правильный ответ:

Взять власть в свои руки

Пояснение:

Томас Мюнцер был убеждён, что в соответствии с Божественным замыслом именно простые, угнетённые люди являются носителями истинной веры и справедливости. Поэтому он считал, что они не должны пассивно ждать милости от сильных мира сего. Наоборот, они должны сами стать хозяевами своей судьбы, взять власть в свои руки и установить на земле новый порядок, основанный на принципах Евангелия, — «царство справедливости» для всех.

18
Что произошло в результате военных действий между католиками и лютеранами в Германии до 1555 года?

Правильный ответ:

Ни одна из сторон не добилась решающего перевеса

Пояснение:

После раскола и католики, и лютеране надеялись силой восстановить религиозное единство. Это привело к серии вооружённых конфликтов на территории Священной Римской империи. Однако военные действия, шедшие с переменным успехом, показали, что ни у католического лагеря во главе с императором, ни у союза протестантских князей нет достаточно сил для полной победы. Эта патовая ситуация и заставила обе стороны искать компромисс, который в итоге и был найден в Аугсбурге в 1555 году.

19
Как называлось учение, основанное на идеях Мартина Лютера?

Правильный ответ:

Лютеранство

Пояснение:

Совокупность богословских, этических и церковных идей, сформулированных Мартином Лютером и его последователями, получила название лютеранство. Это было первое и одно из самых влиятельных направлений протестантизма. Лютеранство быстро распространилось в Германии, а затем стало государственной религией в ряде стран Северной Европы, таких как Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Его основы были изложены в «Аугсбургском исповедании» 1530 года.

20
Что сделали некоторые князья, приняв сторону Реформации?

Правильный ответ:

Возглавили церковь в своих княжествах и присвоили её владения

Пояснение:

Приняв лютеранство, светские правители получали значительные выгоды. Они не только освобождались от власти папы римского, но и, согласно учению Лютера, становились главами церкви на своей территории. Это позволяло им проводить секуляризацию — присваивать богатые земли и имущество монастырей и епископств, пополняя свою казну и избавляясь от могущественных церковных феодалов. Таким образом, Реформация способствовала укреплению княжеской власти.

21
В каких странах Реформация проводилась по инициативе королевской власти?

Правильный ответ:

В Англии, Дании и Швеции

Пояснение:

В то время как в Германии Реформация шла «снизу вверх» и привела к расколу страны, в ряде государств Северной Европы она была инициирована правящими монархами. Короли Англии (Генрих VIII), Дании и Швеции (Густав Ваза) использовали идеи Реформации для разрыва с Римом, подчинения церкви своей власти и секуляризации её огромных богатств. В этих странах утвердилась так называемая «королевская Реформация».

22
Что, по мнению простых людей, следовало сделать с земными порядками, противоречащими Евангелию?

Правильный ответ:

Изменить

Пояснение:

Идеи Реформации, особенно призыв сверять свою жизнь с Библией, были восприняты в народе очень буквально. Многие простые люди, крестьяне и горожане, пришли к выводу, что не только церковная, но и светская жизнь полна несправедливости и противоречит евангельским заповедям. Поэтому они считали, что существующие земные порядки, основанные на гнёте и неравенстве, должны быть коренным образом изменены. Эта идея стала движущей силой народной Реформации.

23
В какой части Германии после Аугсбургского мира преобладали лютеране?

Правильный ответ:

На севере и востоке

Пояснение:

Религиозный раскол Германии, закреплённый Аугсбургским миром, имел чёткую географическую привязку. Княжества Северной и Восточной Германии, такие как Саксония, Бранденбург, Гессен, Пруссия, в большинстве своём приняли лютеранство. Эти территории стали оплотом протестантизма в Священной Римской империи. В то же время южные и западные земли, особенно Бавария и владения Габсбургов, остались преимущественно католическими.

24
Какое утверждение о Реформации является верным?

Правильный ответ:

В Реформации появились разные направления

Пояснение:

Реформация не была единым и монолитным движением. Учение Лютера привлекло многих, но разные социальные группы понимали его по-своему и преследовали свои цели. В результате в Реформации быстро выделились различные направления: умеренное, княжеское, которое поддерживал сам Лютер; радикальное, народное, во главе с Томасом Мюнцером; а позже и другие течения, например, кальвинизм. Каждое из них выражало интересы определённых слоёв общества.

25
Что утверждали лютеране в своём протесте на рейхстаге 1529 года?

Правильный ответ:

Что в делах веры нельзя навязывать меньшинству мнение большинства

Пояснение:

«Протестация», поданная сторонниками Лютера в 1529 году, была документом огромной важности. В ней был сформулирован один из ключевых принципов протестантизма. Лютеранское меньшинство на рейхстаге заявило, что в вопросах, касающихся веры, совести и спасения души, нельзя принимать решения простым голосованием и подчиняться мнению большинства. Они утверждали, что в этих делах каждый должен отвечать только перед Богом, а не перед людьми или земной властью.

26
Что из перечисленного НЕ было результатом Аугсбургского мира 1555 года?

Правильный ответ:

Предоставление свободы вероисповедания всем жителям империи

Пояснение:

Аугсбургский мир не вводил свободу вероисповедания в современном понимании этого слова. Он предоставил право выбора религии (между католицизмом и лютеранством) только правителям имперских княжеств и городов, но не их подданным. Рядовой житель империи был обязан исповедовать ту религию, которую выбрал его князь. В случае несогласия ему предоставлялось лишь право эмигрировать, продав своё имущество. Индивидуальной свободы совести мир не предусматривал.

27
С чем, по мнению Томаса Мюнцера, нужно было связать реформу церкви?

Правильный ответ:

С переустройством общества в целом

Пояснение:

Для Томаса Мюнцера и других представителей радикальной Реформации преобразование церкви было неотделимо от преобразования всего общества. Он считал, что истинная реформа не может ограничиться лишь богословскими вопросами, она должна затронуть и социальные, и политические порядки, которые несправедливы и противоречат учению Христа. Целью была не просто «исправленная» церковь, а полностью новое, справедливое общество, «царство Божие на земле».

28
Какое из этих утверждений о судьбе лютеранства к середине XVI века верно?

Правильный ответ:

Оно возобладало в нескольких государствах Европы

Пояснение:

Несмотря на яростное сопротивление католической церкви и императора, к середине XVI века лютеранство прочно утвердилось на европейской карте. Оно не только получило официальное признание в Священной Римской империи по Аугсбургскому миру, но и стало государственной религией в ряде крупных стран Северной Европы. По инициативе монархов Дания, Швеция (включая Финляндию) и Норвегия приняли лютеранство в качестве официального вероисповедания.

29
Кто, по мнению Мюнцера, должен был установить на земле царство справедливости?

Правильный ответ:

Простые люди

Пояснение:

Взгляды Томаса Мюнцера были глубоко демократичными для его времени. В отличие от Лютера, который опирался на князей, Мюнцер верил в творческую силу простого народа. Он считал, что именно бедняки, крестьяне и ремесленники, не испорченные властью и богатством, являются истинными избранниками Божьими. Поэтому именно они, а не правители, должны взять на себя миссию построения справедливого общества на земле, свергнув власть угнетателей.

30
Какой из этих слоёв общества НЕ выдвигал свою программу реформ в Германии?

Правильный ответ:

Иностранные купцы

Пояснение:

Реформация была внутренним процессом для Священной Римской империи, затронувшим все слои немецкого общества. Свои требования и программы реформ выдвигали и крестьяне (во время Крестьянской войны), и имперские рыцари (в ходе Рыцарского восстания), и бюргеры (горожане). У каждой из этих групп были свои интересы и своё видение будущих преобразований. Иностранные купцы, хотя и вели дела в Германии, не являлись частью её социальной структуры и не выступали с собственными политическими и религиозными программами.